Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: "Грибы и ягоды"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия
для детей с ОНР (6-7 лет)
Тема «Грибы и ягоды»
Цели
Коррекционно- образовательные:
-
закреплять и систематизировать представления об изменениях,
происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их
произрастания;
- обогащать активный словарь (гриб, боровик, подосиновик, подберезовик,
груздь,
волнушка,
лисичка,
мухомор,
поганка,
сыроежка,
белый,
ножка,
шляпка,
куст,
ягода,
клюква,
брусника,
малина,
морошка,
черника);
формировать глагольный словарь (искать, собирать, срезать, мыть, чистить,
варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)
-
Развивать
связную
речь;
совершенствовать
грамматический
строй
речи
(образование относительных прилагательных, согласование прилагательных
с существительными) ;
-
тренировать
навык
составления
предложения
с
пространственными
предлогами
(в,
на,
из,
под,
из-под);
учить
выделять
предлоги
из
словосочетаний
и
предложений;
формировать
навык
правильного
их
употребления.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание,
общую, тонкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитывать
активность,
инициативность,
навыки
самостоятельности,
взаимодействия и сотрудничества; любви и бережного отношения к природе.
Материал: мяч, иллюстрации с изображением грибов и ягод, карточки с
изображением схемы предлогов на, под, в, из. Разрезные картинки «грибы».
Ход занятия
1.
Организационный момент.
Логопед приглашает детей на занятие, организует приветствие и
предлагает отгадать загадки:
Под осинкой у тропинки У девчонки – тонконожки
Кто стоит среди травы? Ярко-красные серёжки.
Ножка есть, но нет ботинка. Под листочек загляни-ка,
Шляпка есть, нет головы Там краснеет ….
Л. Отлично. Вы отгадали загадки и сразу догадались, что сегодня мы
начнем с вами разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес
осенью.
Логопед рассыпает на ковре плоскостные изображения грибов и ягод и
предлагает детям сесть на ковер, представив, что это лесная полянка.
Мы с друзьями в лес пойдем,
Ягоды, грибы найдем.
Их в корзинки соберем
И домой их принесем.
Л. Перед вами картинки с изображением грибов и ягод. Ответьте,
пожалуйста, на мои вопросы и возьмите нужную картинку.
- Зачем ты пойдешь в лес?
- Какой гриб ты нашла?
- Что у тебя в корзине?
- Что ты принесла из леса?
- Какую ягоду ты собрал?
- Что висело на кустике?
- Из чего ты приготовишь морс?
- Какой гриб лучше посолить?
- Из каких ягод ты любишь варенье?
- Из каких грибов ты сваришь грибной суп?
- Какой гриб ты не положишь в корзинку?
Л. Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и выбрали картинки,
и мы можем перейти к следующей игре.
Игра с мячом « Что делают?» (обогащение речи детей глаголами)
- Что можно делать с грибами и ягодами? (искать, собирать, перебирать,
срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать,
найти, сорвать…)
Логопед приглашает детей сесть за столы.
Когда вы отвечали на мои
вопросы, вы использовали маленькие, но очень важные слова. Они помогают
нам
узнать,
где
находится
предмет.
Рассмотрите
схемы
и
ответьте,
где
находится кружок, и догадайтесь, какие предлоги они обозначают.
на под в из
Придумайте предложения с этими предлогами. А помогут вам справиться
с заданием схемы и картинки. (Подосиновик растет под осиной.
Земляника зреет на солнце. Клюква растет на болоте. Мальчик принес из
леса целую корзину грибов. и т.д.)
Л. Вы справились с этим трудным заданием. Давайте отдохнем.
Зрительное упражнение «По ягоды»
Справа зреет земляника,
Слева – сладкая черника,
Справа красная брусника, движения глазами влево - вправо
Слева спеет голубика
Ягоды все соберем сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,
Отдохнем, домой пойдем. повторить 6-8 раз
Л. Я тоже приготовила для вас небольшой рассказ о ягодах и грибах.
Послушайте, что у меня получилось.
Грибы и ягоды растут из леса. Подосиновики в осине, подберезовики
на березе. Ягоды – черники и малина под кустиками. Соберу грибы из
корзины, а ягоды под банку и принесу домой. Дома из клюквы сварю
вкусный грибной суп, а из белых грибов освежающий, полезный морс.
- Кто заметил ошибки в моем рассказе? Исправьте их и повторите мой
рассказ правильно.
Физкультминутка «За грибами»
Мы в лес пойдем,
Мы гриб найдем,
Ау, Ау! Никто не отзывается.
Лишь эхо откликается.
Л. Богаты наши леса грибами и ягодами. Интересно, почему у грибов и
ягод такие интересные названия?
Упражнение «Почему так называется?»
Как вы думаете, почему так назвали: подберезовик, подосиновик,
сыроежка, рыжик, белый, черника, земляника, голубика.
Л. Вы правильно объяснили, почему эти грибы и ягоды так назвали. А
сейчас я предлагаю вам собрать изображения грибов из разрезных
картинок.
Разрезные картинки «Грибы».
Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались, что им было
интересно делать, а потом оценивает их работу.