Автор: Рыжова Ирина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида"
Раздел: начальное образование
«Коррекция
основных
психических
процессов
в
ходе
коррекционного
блока
на
внеурочных
занятиях
в
школе-
интернате I-II вида»
Для неслышащего ученика полноценное владение учебным
материалом
даже
на
начальном
этапе
обучения
представляет
определенные трудности из-за особенностей его развития
(вследствие,
ограниченности
общения
меньший
по
сравнению
со
слышащими
сверстниками
объем
знаний
и
представлений
об
окружающем мире, с которыми ребенок приходит в школу).
У
детей
наблюдается
значительное
нарушение
всех
аспектов
самостоятельной устной речи:
- искажение звукового состава слова (Шаша, бабуфка)
- грубое нарушение грамматических связей между словами (он пошла)
-
элементарность
синтаксического
оформления
(преобладают
предложения,
состоящие
из
одного,
двух,
трех
слов,
затруднено
понимание сложных предложений).
- ограниченность словарного запаса.
Самыми типичными являются ошибки в согласовании (трава
зеленый)
и
управлении
(картофель
с
мясо,
в
синтаксических
конструкциях.
Замедленный темп формирования речи сказывается на развитии всех
форм мышления ребенка - наглядного и понятийного.
Таким
образом,
у
неслышащих
детей
наблюдается
значительное
отставание
от
нормально
слышащих
сверстников
при
овладении
умениями осуществлять операции анализа и синтеза, обобщения и
абстрагирования.
Большое затруднение вызывает выделение причинно-следственных
связей
и
отношений
между
предметами
и
явлениями,
которые
сообщены в словесной (в устной или письменной форме, что приводит
к упрощению или искажению смысла текста.
Для
преодоления
указанных
трудностей
в
специальных
(коррекционных)
об разовательн ых
учрежден и ях I - I I
в и д а
проводится
работа,
к о т о р а я ,
п р е ж д е
в с е г о ,
в к л ю ч а е т
коммуникативную
систему
обучения
неслышащих
детей
языку,
формирования
у
них
речевого
поведения,
развития
языковых
способностей.
Кроме того выделяется специальный коррекционный блок занятий,
включающий
предмет «Развитие
речи»;
а
также
индивидуальные
занятия
по
формированию
произносительной
стороны
речи
и
по
развитию слухового восприятия.
Программу по развитию познавательных процессов у детей с
нарушениями слуха можно реализовать с помощью дидактических игр.
Дидактическая
игра
–
одна
из
форм
обучающего
воздействия
взрослого на ребенка.
В
то
же
время,
игра
– основной вид деятельности детей. Таким
образом, дидактическая игра имеет две цели:
1) Обучающая, которую преследует воспитатель;
2) Игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали
усвоение программного материала.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть
использована при усвоении любого материала.
Можно выделить следующие группы игр:
1) На развитие восприятия;
2) На развитие памяти и внимания;
3) На развитие мышления и воображения.
Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре
может быть определено несколько задач.
Четыре психических процесса - память, воображение, внимание и
речь носят сквозной характер. Они принимают участие в организации
вс ех
п оз н а вател ь н ы х п р о ц е с с о в (ощущения,
восприятия,
мышления).
Прежде
всего,
в
игре
должны
учитываться
следующие принципы:
доступность,
повторяемость
и
постепенность
выполнения
заданий.
Дидактическая
игра
позволяет
обеспечить
нужное
количество
повторений
на
разном
материале
при
сохранении
положительного
отношения к заданию.
Д л я
т о г о ,
ч т о б ы психическое
развитие
ребенка
проходило
полноценно, необходимо закрепить полученные образы восприятия,
сформировать на их основе представления. Мы предлагаем ребенку
выбрать
один
предмет
из
двух
и
говорим ему:
«Дай
такой
–
и
показываем, например яблоко, но не говорим:
«Дай мне яблоко» –
что, заставляет его думать, здесь надо не упустить возможность дать
нужное слово в форме, закрепляющей результат действия самого
ребенка: «Верно, я показала (попросила) яблоко (лист, куклу) и ты
дал
мне яблоко (лист, куклу.). Слово - название дается как итог
выполнения инструкции, что развивает у детей восприятие, речь, ее
смысловую сторону. Правильное соединение слова с тем, что оно
обозначает, не только закрепляет в сознании ребенка образ предмета,
но и дает возможность вызывать данный предмет в памяти. Именно
это и происходит в играх «Чего не стало»,
«Расставь, как было»,
«Найди одинаковые предметы».
В дальнейшем на основе восприятия возникают формы оперирования
образами
в
уме,
которые
можно
наблюдать
при
необходимости
сделать
целое
из частей:
слово
из
букв;
игрушку
из
фрагментов;
пазлы; предмет, глядя на разбросанные в беспорядке части – это
первая форма анализа.
Правильное
развитие
целостного
восприятия
подготавливает
и
некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно
представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать
причину, если нарушено это целое: машина без колеса не едет, стул на
двух ножках не стоит….
Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся
источником
развития
морали,
социальных
и
нравственных
чувств
ребенка.
Постепенно ребенок учится облекать выражения своих чувств, в
культурно
принятую форму:
здороваться,
благодарить,
поделиться
угощением, пропустить вперед старшего и т. д.
При правильном воспитании и обучении люди, лишенные слуха и
зрения, могут достичь значительных высот
Список использованной литературы:
1)
«Практикум
по коррекции
психического
развития
детей
с
нарушениями слуха» И. А. Михаленкова. Изд. Каро, С-П. 2006.
2 )
«Коррекционно-развивающее
обучение
детей
в процессе
дидактических игр» Е. А. Стребелева. Изд. Владос, М. 2008.
3) «Психология глухих людей» под ред. И. Н. Соловьева, М. 1971.
4) «Сурдопедагогика» под ред. Е. Г. Речицкой, М. 2004.