Напоминание

"Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида"


Автор: Рыжова Ирина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида"
Раздел: начальное образование





Назад




«Коррекция

основных

психических

процессов

в

ходе

коррекционного

блока

на

внеурочных

занятиях

в

школе-

интернате I-II вида»

Для неслышащего ученика полноценное владение учебным

материалом

даже

на

начальном

этапе

обучения

представляет

определенные трудности из-за особенностей его развития

(вследствие,

ограниченности

общения

меньший

по

сравнению

со

слышащими

сверстниками

объем

знаний

и

представлений

об

окружающем мире, с которыми ребенок приходит в школу).

У

детей

наблюдается

значительное

нарушение

всех

аспектов

самостоятельной устной речи:

- искажение звукового состава слова (Шаша, бабуфка)

- грубое нарушение грамматических связей между словами (он пошла)

-

элементарность

синтаксического

оформления

(преобладают

предложения,

состоящие

из

одного,

двух,

трех

слов,

затруднено

понимание сложных предложений).

- ограниченность словарного запаса.

Самыми типичными являются ошибки в согласовании (трава

зеленый)

и

управлении

(картофель

с

мясо,

в

синтаксических

конструкциях.

Замедленный темп формирования речи сказывается на развитии всех

форм мышления ребенка - наглядного и понятийного.

Таким

образом,

у

неслышащих

детей

наблюдается

значительное

отставание

от

нормально

слышащих

сверстников

при

овладении

умениями осуществлять операции анализа и синтеза, обобщения и

абстрагирования.

Большое затруднение вызывает выделение причинно-следственных

связей

и

отношений

между

предметами

и

явлениями,

которые

сообщены в словесной (в устной или письменной форме, что приводит

к упрощению или искажению смысла текста.

Для

преодоления

указанных

трудностей

в

специальных

(коррекционных)

об разовательн ых

учрежден и ях I - I I

в и д а

проводится

работа,

к о т о р а я ,

п р е ж д е

в с е г о ,

в к л ю ч а е т

коммуникативную

систему

обучения

неслышащих

детей

языку,

формирования

у

них

речевого

поведения,

развития

языковых

способностей.

Кроме того выделяется специальный коррекционный блок занятий,

включающий

предмет «Развитие

речи»;

а

также

индивидуальные

занятия

по

формированию

произносительной

стороны

речи

и

по

развитию слухового восприятия.

Программу по развитию познавательных процессов у детей с

нарушениями слуха можно реализовать с помощью дидактических игр.

Дидактическая

игра

одна

из

форм

обучающего

воздействия

взрослого на ребенка.

В

то

же

время,

игра

основной вид деятельности детей. Таким

образом, дидактическая игра имеет две цели:

1) Обучающая, которую преследует воспитатель;

2) Игровая, ради которой действует ребенок.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали

усвоение программного материала.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть

использована при усвоении любого материала.

Можно выделить следующие группы игр:

1) На развитие восприятия;

2) На развитие памяти и внимания;

3) На развитие мышления и воображения.

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре

может быть определено несколько задач.

Четыре психических процесса - память, воображение, внимание и

речь носят сквозной характер. Они принимают участие в организации

вс ех

п оз н а вател ь н ы х п р о ц е с с о в (ощущения,

восприятия,

мышления).

Прежде

всего,

в

игре

должны

учитываться

следующие принципы:

доступность,

повторяемость

и

постепенность

выполнения

заданий.

Дидактическая

игра

позволяет

обеспечить

нужное

количество

повторений

на

разном

материале

при

сохранении

положительного

отношения к заданию.

Д л я

т о г о ,

ч т о б ы психическое

развитие

ребенка

проходило

полноценно, необходимо закрепить полученные образы восприятия,

сформировать на их основе представления. Мы предлагаем ребенку

выбрать

один

предмет

из

двух

и

говорим ему:

«Дай

такой

и

показываем, например яблоко, но не говорим:

«Дай мне яблоко» –

что, заставляет его думать, здесь надо не упустить возможность дать

нужное слово в форме, закрепляющей результат действия самого

ребенка: «Верно, я показала (попросила) яблоко (лист, куклу) и ты

дал

мне яблоко (лист, куклу.). Слово - название дается как итог

выполнения инструкции, что развивает у детей восприятие, речь, ее

смысловую сторону. Правильное соединение слова с тем, что оно

обозначает, не только закрепляет в сознании ребенка образ предмета,

но и дает возможность вызывать данный предмет в памяти. Именно

это и происходит в играх «Чего не стало»,

«Расставь, как было»,

«Найди одинаковые предметы».

В дальнейшем на основе восприятия возникают формы оперирования

образами

в

уме,

которые

можно

наблюдать

при

необходимости

сделать

целое

из частей:

слово

из

букв;

игрушку

из

фрагментов;

пазлы; предмет, глядя на разбросанные в беспорядке части – это

первая форма анализа.

Правильное

развитие

целостного

восприятия

подготавливает

и

некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно

представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать

причину, если нарушено это целое: машина без колеса не едет, стул на

двух ножках не стоит….

Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся

источником

развития

морали,

социальных

и

нравственных

чувств

ребенка.

Постепенно ребенок учится облекать выражения своих чувств, в

культурно

принятую форму:

здороваться,

благодарить,

поделиться

угощением, пропустить вперед старшего и т. д.

При правильном воспитании и обучении люди, лишенные слуха и

зрения, могут достичь значительных высот

Список использованной литературы:

1)

«Практикум

по коррекции

психического

развития

детей

с

нарушениями слуха» И. А. Михаленкова. Изд. Каро, С-П. 2006.

2 )

«Коррекционно-развивающее

обучение

детей

в процессе

дидактических игр» Е. А. Стребелева. Изд. Владос, М. 2008.

3) «Психология глухих людей» под ред. И. Н. Соловьева, М. 1971.

4) «Сурдопедагогика» под ред. Е. Г. Речицкой, М. 2004.



В раздел образования