Автор: Бабикова Наталья Алексанровна
Должность: преподаватель экологии
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое образование студентов"
Раздел: среднее профессиональное
Бабикова Наталья Александровна
ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
«Экологическое образование студентов»
Экологическая озабоченность человечества стремительно нарастает в
последние годы, поскольку, все глубже наметились и стали осознаваться
глобальные изменения среды нашего обитания. Знаний по экологии требует
любая отрасль практической деятельности человека на Земле. В основе
экологического образования должны находиться объективная данность живой
природы, естественно-исторический опыт природопользования, приоритетные
проблемы качества природной среды - все, что отвечает концепции
устойчивого развития и экологической безопасности региона, страны, мира,
каждого человека. Поставленные задачи при подготовке специалистов в
Читинском техникуме отраслевых технологий и бизнеса
реализуются в ходе
курсов «Экологические основы природопользования», «Экологические основы
архитектурного проектирования», «Экология окружающей среды». Курс
«Экологические основы природопользования», читаемый по учебному плану
на втором курсе в третьем семестре, является основополагающим при
получении теоретических знаний о закономерностях развития естественной
среды.
Для того чтобы заинтересовать студентов в начале занятия, где есть
интересный материал по теме, использую видеофрагменты, слайды
презентаций, показ красной книги, журнала «Охраны природы» и т.д. При
изучении нового материала активно применяю элементы дискуссии, особенно
для организации коллективной познавательной деятельности.
Специалисты должны отвечать следующим требованиям - владеть
основами экологической грамотности; - иметь целостное представление о
процессах и явлениях живой и неживой природы; - быть знакомыми с
экологической ситуацией в современном мире; - иметь представление о месте
человека в эволюции Земли и влиянии его деятельности на окружающую среду,
о нравственной ответственности человека за сохранение биосферы. В
зависимости от профиля специализации будущего специалиста (архитекторы,
дорожники, автомеханики) экологические вопросы рассматриваются в
различном, предметном контексте. На практических занятиях закрепление
полученных знаний осуществляется через: решение экологических задач,
разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей.
Экологические задачи выдаются в виде выполнения проблемной ситуации,
например, задается трудный вопрос, но доступный для студентов. Для поиска
ответа на вопрос необходимо актуализировать исходные знания, при этом
используется личностное приобщение студентов к событиям, обсуждаемым на
уроке. Тем самым экологические знания при подготовке специалистов
формируются для того, чтобы служить основой компетентных,
профессиональных действий. Принятие экологически грамотного решения
находится в практической зависимости от уровня образования и практической
подготовки специалистов. Поэтому интенсификация процесса обучения
неизбежна. Использование различных технологий обучения позволяет
одновременно, воздействуя на слух и зрение во время занятия, усвоить
большой объём информации, усилить её усвоение путём эстетического
наслаждения от живых картинок природного мира. В процессе выполнения
практической работы развиваются волевые и человеческие качества студентов.
Основной особенностью преподавания курса «Экологические основы
природопользования», «Экология окружающей среды» студентам является,
подробное рассмотрение природных процессов и влияние человека на
окружающую среду. В последние годы, в связи с постоянным развитием НТР,
резко возросла мощь Человека (не только Человечества, но и отдельного
индивидуума), что требует осторожного поведения в хрупком мире - биосфере,
в котором мы живем.