Напоминание

Особенности краеведческой работы в сельской школе


Автор: Мотовилина Алина Викторовна
Должность: учитель истории, обществознания и права
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 461
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: обобщение опыта краеведческой работы
Тема: Особенности краеведческой работы в сельской школе
Раздел: полное образование





Назад




Мотовилина Алина Викторовна,

Учитель истории, обществознания, права в ГБОУ СОШ 461 г. Санкт-

Петербурга

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: обобщение опыта краеведческой работы в сельской школе.

Ключевые слова: краеведение; организация; интерес ;возрождение; культура;

направления краеведения;

Сегодня в нашей стране значительную роль в воспитании молодого поколения

играет краеведение.

Занятие краеведением помогает школьникам глубже уяснить

смысл норм, включенных в Конституцию РФ: «Каждый обязан заботиться о

сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и

культуры» (ч.3 ст.44 КРФ), «Каждый обязан сохранять природу и окружающую

среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58 КРФ).

Внеурочные занятия по историческому краеведению способствуют развитию

у школьников любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт так раскрыл это положение:

«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к

родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то

главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному

пепелищу: в них краелюбие».

Организация краеведческой работы в сельской школе имеет свои

особенности. Поэтому при составлении плана воспитательной работы в учебном

учреждении их необходимо учитывать. Организатором краеведческой работы

может выступать как завуч по воспитательной работе, так и любой преподаватель-

предметник, интересующийся этой деятельностью либо получивший

дополнительной образование по организации краеведческой работы.

Обычно местоположение учебного заведения определяет тематику

краеведческой работы либо сужая ее, либо расширяя. Но если учебное заведение

находится в селе или поселке городского типа, то здесь есть свои особенности. Не

секрет, что в селе люди ближе знают друг друга, многие являются

родственниками, вместе отмечают праздники. Вместе с тем, в селе бережнее

относятся к вещам, передаваемым по наследству. Многие из вещей передаются из

поколения в поколение и хранятся в бабушкиных сундуках или на чердаках. И

пусть эти вещи достаются редко, зато они хранят память не только десятилетий,

но и столетий. Тем более ценными являются такие материалы, переданные в

школьный краеведческий музей. Они хранят « пыль веков», скрупулезно

рассматриваются детьми, обсуждаются их достоинства и недостатки в сравнении

с современными материалами. А если это фото из семейного архива, то это

вызывает гордость у тех, кто их передал в школьный музей и зависть тех, у кого

такие вещи не сохранилось.

Исходя из имеющихся ресурсов, учебное заведение может формировать

различные направления краеведческой работы. Это могут быть следующие

направления:

1.

Историческое;

2.

Духовно-нравственное;

3.

Научно-исследовательское;

4.

Военно-патриотичеcкое;

5.

Общекультурное;

6.

Экологическое;

Нередко при составлении плана краеведческой работы объединяют различные

темы, выделяя в них отдельные направления.

Разумнее всего начинать работать с детьми начальной школы, предлагая им

составить генеалогическое древо семьи. При этом просят школьников показать

семейные фото, предметы, принадлежавшие предкам, рассказать об их судьбах.

В среднем звене уже можно начать поисковую работу, осуществлять сбор

материалов для школьного музея. Если неподалеку от школы есть воинское

захоронение, то старшие школьники могут за ним ухаживать, искать

родственников, захороненных там людей. Собирать о жизни захороненных людей

материалы и делать об этом заметки, доклады или презентации. Это позволяет

сформировать у школьников любовь к истории, выработать навыки краеведческой

работы, работы с документами и первоисточниками.

Опыт показывает, что те, кто с начальной школы был задействован в

краеведческих мероприятиях, с удовольствием участвуют в них и дальше. А по

окончании школы не прерывают интереса к этой теме, через всю жизнь проносят

тягу к поисковой работе, общению с большим числом людей, нарабатывают

навыки коммуникации, формируют гражданскую позицию.

Сегодня интерес к краеведению в целом по стране вырос. Причин этому

несколько. Появились средства у местных администраций для реставрации

памятников истории и культуры. Возрождается ремесло в малых городах, стали

доступны многие архивные документы. Активизировали работу местные музеи. А

среди них появились и частные музеи, коллекции которых могут быть интересны

обывателю. Нередко предприятия с историей создают свои музейные

композиции, которые могут быть интересны не только работникам этого

предприятия, но и всем. При этом в малых населенных пунктах к этой работе

привлекают и школьников. Это позволяет сформировать исторические связи

между поколениями, не дает забыть свои корни, не порвать связь со своей малой

родиной.

Все это приводит к тому, что краеведческая работа в школе сегодня

становится частью воспитательной работы, формирует социально зрелую

личность и гражданина.

При организации краеведческой работы в школе следует учесть

экономический фактор. Значительная часть сельских школьников сегодня из

малоимущих семей, поэтому выделить средства на дальние поездки для поиска

артефактов и встреч по обмену опытом родители не могут. И вот тут выручает

Интернет. Сегодня значительную долю информации школьники черпают из него.

Классному руководителю остается только направить детей в нужное поисковое

русло, чтобы приобщить их к правильной работе с громадным количеством

материала, который школьники могут почерпнуть оттуда.

Немалая роль в организации краеведческой работы принадлежит классному

руководителю. Если он не формально подходит к своей работе, является

творческой личностью, авторитетом для школьников, то ему легче будет

организовать мероприятие. И чаще всего именно он становится примером для

своих детей, расписывает план работы, разбивает класс на группы по интересам,

учитывая возможности и способности каждого ребенка. Именно он помогает

выделить место для материалов, правильно их расположить, проверяет написание

текстов, сопровождающих материалы на стендах.

Если же осуществляется поездка за краеведческими артефактами, то именно

классный руководитель проводит рекламу маршрута, подсказывает, как дети

должны себя вести, что надеть и взять с собой в дорогу. Нередко создают

маршрутную карту, указывают на ней достопримечательности, которые

встретятся на пути. Приблизительно определяют, что привезут из поездки.

Маршрутную карту стоит вывесить в общедоступное место, чтобы учащиеся всех

классов могли с нею ознакомиться, обсудить с одноклассниками, а затем дома с

родителями. Возможно, кто-то из разных классов захочет присоединиться к

группе краеведов и тоже отправиться в поездку.

Для того чтобы поездка запомнилась, необходимо предложить учащимся

взять с собой фото и видеокамеры. Перед поездкой стоит поставить четкую цель,

разъяснить, в какой форме и кто составляет отчет о поездке. Здесь стоит учесть

интересы конкретных учеников. Ведь одни интересуются природой, другие

историческими памятниками, третьи архитектурой, четвертые материальными

ценностями, а кого-то радует общение с новыми людьми. Поэтому руководитель

поездки предварительно должен получить представление о круге интересов

экскурсантов.

Как правило, поездки на дальние расстояния сопряжены с дополнительными

сложностями. Поэтому перед поездкой стоит напомнить школьникам о правилах

безопасности, санитарии и гигиены. В обязательном порядке необходимо

провести с ними инструктаж по технике безопасности и дать расписаться в

журнале по ТБ. На руках у учителя (учителей), сопровождающих группу, должен

быть приказ о маршруте поездки, дате поездки, времени начала и окончания

поездки. Руководитель поездки полностью отвечает за жизнь и здоровье детей с

момента начала поездки и до ее окончания.

В процессе краеведческой поездки определятся различные познавательные

уровни. Кто-то настроен получить «готовые» знания о крае от экскурсовода или

учителя. Кому-то предварительно захочется прочитать материалы о крае из

учебных пособий и сообщений средств массовой информации. А кто-то

предпочтет самостоятельно приобрести знания о маршруте поездки, чтобы

внимательно слушая гида, дополнить его рассказ и блеснуть знаниями перед

другими путешественниками. Такие школьники - кладезь для организатора

поездки. Они не равнодушны, внимательны, вдумчивы, задают много вопросов. А

к последующему отчету о поездке подходят скрупулезно и качественно. Нередко

после поездки они ищут дополнительные материалы и приобретают

дополнительные знания. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных

пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и

центральной периодической печати, материалы государственных музеев, ресурсы

Интернета. Особую группу составляют школьники, целенаправленно изучающие

историю родного края. Отчеты и выступления таких учащихся можно

использовать на научных конференциях, олимпиадах по истории и краеведению,

географии, биологии и других дисциплин.

Следующим важным этапом краеведческой работы является организация

отчета об экскурсии или поездке. Каждый школьник должен подготовить

материал о поездке. Затем готовые материалы сдаются учителю-организатору. Он

сепарирует материал, корректирует, отбирает для школьной стенгазеты. Если

материала много, он интересен и различен по содержанию, то уместно будет

провести круглый стол, где школьники, участвующие в поездке, расскажут о ней

всем желающим. Если же собран материал для научной работы по краеведческой

теме, то организуют научную конференцию в стенах своего учебного заведения.

Нередко материалы, наработанные в краеведческой поездке, помогают

школьникам, участвующим в олимпиадах по истории, обществознанию и другим

дисциплинам. Материалы поездки можно включить в какое-то тематическое

мероприятие для всех учащихся школы. Отчетная газета о поездке выпускается

активом краеведческой группы для всеобщего обозрения. Можно сделать карман

на газете для отзывов о поездке и газете в целом. Неплохо материалы о поездке

вывесить на сайте учебного заведения, чтобы любой желающий получил

представление о видах воспитательных работ, проводимых в данном учебном

заведении. Одновременно это будет стимулом к активизации такой работы и

росту числа участников в поездках по родному краю.

Итогом такой работы в учебном заведении является активизация в

социально-политической и исторической жизни школьников. У них

вырабатывается активная жизненная позиция.

Список использованных источников:

1. Конституция РФ, 1993 г.

2.Газета «Известия» от 22.12.2003 года, статья обозревателя Натальи Ивановой-

Гладильщиковой Сигурд Шмидт: «Краеведение воспитывает преданность своей

Родине»



В раздел образования