Автор: Гринюк Людмила Любомировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Колокольчик"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Советы для родителей
Тема: "Читаем с детьми о природе".
Раздел: дошкольное образование
ЯНАО
МБДОУ « Колокольчик»
Советы для родителей
«Читаем с детьми о природе».
Подготовила:
Гринюк Л.Л.
воспитатель.
Детская
книга
рассматривается
как
средство
умственного,
нравственного,
эстетического
воспитания,
а
также
средство
развития
речи
детей.
Книга
всегда
была «учителем» жизни. Но сейчас отношение к книге, как к учителю, неисчерпаемому
источнику мудрости изменилось. Казалось бы, любой ребенок с удовольствием любит
слушать, как мама или папа ему читают. Ребенок с раннего детства открывает и исследует
окружающий
мир,
он
тянется
к
красивому,
яркому,
испытывает
радость
общения
с
природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях, он открывает
для себя мир в разнообразных красках и звуках.
Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его
чувства. Книга о природе — познавательная книга. В ней писатели ведут глубоко научный
разговор
с
маленьким
читателем
(слушателем)
о
сложных
явлениях
природы,
об
отношении к ней, о том, что нужно делать, чтобы сохранить нашу, планету для жизни.
С
помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных
других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о
предметах, явлениях, самое главное с помощью книги можно повысить интерес ребёнка к
природы. Книга
воспитывает
у
дошкольника
добрые
эмоции,
дает
пищу,
для
размышления, развивает воображение.
«Почитай», — просит ребенок,
и взрослые читают ему
одну книгу за другой.
Например,
послушав
сказку
В.
Бианки
«Первая
охота»,
он
запоминает,
что
щенок
отправился на охоту и никого не поймал. Почему не поймал? На этот вопрос не всегда
даже старший дошкольник может дать аргументированный ответ.
Книгу
ребенку
нужно
не
просто
читать,
а
обязательно
обговорить
с
ним
прочитанное, чтобы выяснить, усвоил ли он то познавательное содержание произведения,
что он чувствует, какие знания получил.
Чтение
поэтических
произведений
о
природе
развивает
эмоциональность,
образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах
отрывки из прослушанного.
Чтобы дошкольнику было интересно слушать книги о природе, прежде всего,
нужно подобрать книгу доступную ребенку по содержанию. Авторы всегда указывают,
для какого возраста предназначена книга. Но прежде чем предложить почитать книгу
ребенку, хорошо бы взрослому самому первому познакомиться с книгой.
В произведениях, где рассказывается о хороших и плохих поступках по отношению
к природе, надо выяснить какую оценку ребенок даст им, как поступил бы в данной
ситуации и почему поступил бы так, а не иначе. Взрослый также должен высказать свою
мотивированную оценку, — и, таким образом, обсуждая прочитанное, родители и дети
лучше узнают друг друга.
«Человек
стал
человеком,
когда
услышал
шепот
листьев
и
песню,
кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... —
услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Список литературы.
1
Гурович Л.М. «Ребенок и книга». «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 1999 г.
2
Кузнецова Н.И. «Детские писатели». М. «Баллас» 1995 г.
3
Саморукова
П.Г.
«Как
знакомить
дошкольников
с
природой».
М.
«Просвещение» 1983 г.