Автор: Ким Ирина Пенировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №14 "Рябинка"
Населённый пункт: Сахалинская Область г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Статья " Упражнения на развитие межполушароного взаимодействия для детей 4-7 лет"
Тема: Уражнения на развитие межполушарного взаимодействия для детей 4-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Педагог-психолог:
Ким Ирина Пенировна
МАДОУ №14 «Рябинка»
Статья «Упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия для детей 4-7 лет»
Головной мозг человека состоит из двух симметричных половин – правого и левого
полушарий. У человека полушария мозга получили разные «специальности».
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела
Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией.
Учеными доказано, что если ребенок производит ритмические движения (разгибание и
сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление
согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение
пальцев левой руки вызывало такую же активизацию и в правом полушарии.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже
двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс
дв ижений
позволяю щих
актив изировать
меж полушарно е
в о з д е й с т в и е .
Кинезиологическими
движениями
пользовались
Гиппократ
и
Аристотель.
Благодаря
двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и
активизация
межполушарного
воздействия,
что
способствует
к
д е т с ко й
стрессоустойчивости к обучении к школе.
В этой статье подобраны 10 упражнений на дыхание и на развитие межполушарного
взаимодействия. Упражнения выполняются 20-25 минут, каждый день.
1.«Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча.
Сделайте
глубокий
вдох.
На
пальчики,
изображающие
горящую
свечу
дуньте,
постарайтесь одним выдохом задуть свечку.
А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте
свечи маленькими порциями воздуха.
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в
прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2.«Дышим носом»
Исходное положение стоя. Дыхание только через левую, потом только через правую
ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные
пальцы
смотрят
вверх,
левую
ноздрю
закрывают
мизинцем
правой
руки).
Дыхание
медленное, глубокое.
Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно
сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на
плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой
рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз.
При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами
(«кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
3. «Ныряльщик»
Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть
нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть
нос и сделать выдох.
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-
симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как
расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется,
заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
4. «Облако дыхания»
И.п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем живот, руки перед
грудью. Медленно выдыхаем через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими
руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Затем рисуем
квадраты и треугольники.
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное
ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот».
5. “Бегемотик".
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый
произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Мяч. Ребенок отбивает мяч сначала правой рукой, затем только левой рукой. Далее
поочередно то правой. То левой.
6. “Надуй шарик”
Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую
руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку,
чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя
надувание шара. Расслабить брюшной пресс.
“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно
касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем
шагать
касаясь
рукой
одноименного
колена.
Сделать
6
пар
движений.
Закончить
касаниями по противоположной ноге.
7.Горячий чай”
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть
на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние
зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.
“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала
вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время
выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
8. “Пузырьки”
Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё
играть.
На
самом
деле,
она
является
дыхательным
упражнением
и
очень
проста
в
и с п о л ь з о в а н и и .
Н у ж н а
л и ш ь
т р у б о ч к а - с о л о м и н к а
и
с т а к а н
в о д ы .
Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки
должны быть долго.
“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов
согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад.
Поменять положение рук и повторить упражнение.
9. “Кто спрятался?”
На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края
гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под
тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную
бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
“Робот” .Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне
глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги
должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки
и ноги.
10. “Бумажные флажки”
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску
следует держать большим и указательным пальцами).
Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите
перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями
пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте
глаза. Проверьте резкость зрения.
Восьмерки локтями.
Разведите
ноги
в
стороны
и
слегка
согните
их
в
коленях.
Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за
движениями локтя. Сместите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой
стороной.