Автор: Смирнова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №4 "Центр образования"
Населённый пункт: город Тутаев Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Государственная граница России
Раздел: начальное образование
МОУ СШ №4 «Центр образования» город Тутаев
учитель начальных классов Смирнова Ольга Дмитриевна 19.03.2019
1.
Учебный предмет,
класс, УМК
Окружающий мир 3 класс «Школа России»
2.
Тема раздела
Чему учит экономика
3.
Тема урока
Экономика и экология
4.
Тип урока
Форма урока
Открытие новых знаний
Урок-исследование
5.
Форма организации
учебной деятельности
Индивидуально – групповая, фронтальная.
6.
Методы
Частично-поисковый, исследовательский
7.
Цель урока
Создать условия для формирования у обучающихся представления о полной взаимосвязи человека и
природы через организацию групповой работы
8.
Задачи урока
Формировать знания об экономике, экологии и их взаимосвязи
9.
Планируемые
результаты:
Личностные
Предметные
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности;
- развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения
-Продолжить формирование понятий «экономика», «экология»;
-дать представление об отрицательной стороне экономики и показать её влияние на окружающую среду;
- найти причины и пути решения данной проблемы.
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
Метапредметные
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию;
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
- аргументировано находить и объяснять свои ошибки,
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
10.
Оборудование и
материалы
компьютер, проектор, экран, презентация, учебники, иллюстрации, тексты
Организация учебной деятельности на уроке
Этап деятельности
Этап урока
Методы организации деятельности
Дидактика
Формирование потребности
Легенда
- Начинаем урок окружающего мира. Каким
бы вы хотели, чтобы получился этот урок?
(Интересным, хотим узнать что-то новое,
чему-то научиться)
- Как вы можете помочь мне, чтобы урок
был именно таким? (Соблюдать дисципли-
ну, работать дружно, отвечать на вопро-
сы, выполнят задания)
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть
небольшой ролик. (Дети смотрят о красоте
природы)
- Какие чувства возникли у вас с
просмотром этого ролика? (Приятно
смотреть, красота, счастье,
умиротворение, радость, и т.д.)
- А теперь посмотрите еще один ролик
(Дети смотрят ролик о разрушении и
загрязнении планеты)
- Ребята, что произошло с нашей планетой?
(Люди стали строить заводы и фабрики,
которые загрязняют природу и т.д. )
Видеоролик,
аудиозапись
Формирование образа
желаемого результата
Обсуждение идей
- А сможет ли человек обойтись без заводов
и фабрик? без полезных ископаемых? Без
транспорта? (Нет)
- А почему? (Ответы детей)
- Значит все это служит для удовлетворения
наших потребностей. А как
называется наука, которая изучает правила
(законы) ведения хозяйства и ставит перед
собой задачу удовлетворять разнообразные
потребности людей? (Экономика. На доске
появляется слово «Экономика»)
- Но если мы вспомним второй видеоролик,
то получается, что экономика наносит вред
окружающей среде, разрушает связи между
живыми существами и окружающей
средой… (Да)
- А как называется наука о связях между
живыми существами и окружающей
средой? (Экология. На доске появляется
слово «Экология»)
- Как думаете о чем мы будем говорить
сегодня на уроке? (Об экономике и
экологии.)
Таблички со словами
Мотивация
Формирование мотива
-Как думаете, связаны ли между собой
деятельности
экономика и экология?
-Может ли человек своей хозяйственной
деятельностью повлиять на природу?
- Это влияние положительное или
отрицательное?
- Сегодня мы попытаемся разобраться в
этом.
Целеполагание
Постановка цели
- Наш разговор, как вы поняли, будет о
негативном влиянии экономики на природу.
Я предлагаю сформулировать проблему
урока. На какой вопрос мы будем искать
ответ? (Развитие экономики губит природу.
Это предложение появляется на доске в
треугольнике. Используем прием
«Фишбоун»)
- Поскольку мы пока не привели аргументы,
подтверждающие это, закончим фразу
вопросительным знаком.
Карточки с
предложениями,
словами
Планирование
Составление плана действий
- Как мы будем в этом разбираться? Каковы
наши действия?
1. Работа с учебником
2.Работа в группах. и т.д
Физкультминутка
Развитие
экономики
губит
природу?
Выполнение действий
Групповая работа
Приём критического
мышления «Фишбоун»
Работа с информацией
учебника.
Выбор нужной информации
- Вспомните, из каких отраслей состоит
экономика? (Транспорт, растениеводство,
металлургия, электроэнергетика,
химическая. Заполняем верх кости
табличками с названиями отраслей).
- Могут ли все эти отрасли быть причиной
возникновения проблемы? (Да)
- Теперь давайте приведем факты, которые
доказывают, что эта проблема существует. Я
предлагаю вам воспользоваться жизненным
опытом и статьей учебника на стр.80-82.
Предлагаю работать в группах, так как
работать сообща легче и плодотворнее. Вы
читаете статью, а на обратной стороне
листа записываете факты, которые
подтверждают, что данные отрасли наносят
вред природе. (У каждой группы – своя
отрасль. На обратной стороне пишут факты,
доказывающие проблему. Время работы в
группе 4 минуты. )
- Я приглашаю по одному представителю от
каждой группы представить те факты,
которые вы нашли в статье. (Заполняется
низ схемы.)
Карточки с названиями
отраслей
промышленности
Учебник, листы для
записи информации
Игровой приём
«Интеллектуальный батл»
- Мы подтвердили фактами наличие
проблемы и теперь можем убрать
вопросительный знак из проблемы.
(Убираем из треугольника знак «?»)
- Если есть проблема, то её нужно решать.
Как? Я предлагаю вам «Интеллектуальный
батл». В течении 30 секунд предложить
возможные, на ваш взгляд, варианты
решения проблемы, которую я предложу.
Одна группа ищет достоинства, а другая –
недостатки. Принимаются любые, даже
фантастические предложения.
1. НЕ ПЕРЕВОЗИТЬ НЕФТЬ ТАНКЕРАМИ,
А ТОЛЬКО ПО СУШЕ.
(+ не будет аварий на воде, а с земли нефть
легче собрать; - не в
каждое государство можно попасть по
суше)
2. ЗАКРЫТЬ ВСЕ ОТРАСЛИ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА.
(+ все проблемы исчезнут; - мы не сможем
без всего этого жить)
3. ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛНЕЧНЫЕ
БАТАРЕИ, А НЕ АЭС ИЛИ ГЭС. (+ не
будет затопленных селений и опасных
аварий; - в
некоторых районах зимой совсем не бывает
солнца)
4. МАШИНЫ НЕ НА ТОПЛИВЕ
РАБОТАЮТ, А НА БАТАРЕЙКАХ. (+
не будет гари и копоти на дорогах, вдоль
дорог можно собирать грибы, ягоды;
- старых машин так много, что их уже не
переделаешь)
- Как видите у нас очень много идей, но
л ю б а я
и м е е т
с в о и
д о с то и н с т ва
и
недостатки.
-Я думаю, что мы пока ещё вряд ли можем
спасти окружающий мир от губительного
воздействия
экономики,
но
мы
можем
сообщить
об
этом
людям
через
средства
информации:
газеты,
листовки,
коллажи.
Этим мы займёмся в группах
-Предлагаю
объединиться
в
группы
по
цвету кружков у вас на груди.
-Давайте
вспомним,
как
мы
оцениваем
продукт работы группы.
1 ГРУППА. В файле задание:Ваша задача:
создать страничку Польза экономики
в
газете
«Две
стороны
экономики»,
в
которой показать необходимость полезной
продукции,
получаемой
в
результате
р а б о т ы
р а з л и ч н ы х
о т р а с л е й
промышленности
(в
файл
вложить
ка рт и н к и
г д е
з а вод ы
п р о и з в о д я т
продукцию, тексты о том, что произвели
на каком либо предприятии)
2 группа : В файле задание Ваша задача
Назвать
Ваша
задача:
создать
страницу Вред
экономической
деятельности
человека
в
газете
«Две
стороны
экономики»,
где
показать
вред, наносимый окружающей
среде.
(картинки
с
экологическими
проблемами,
информация
о
вредном
воздействии
промышленности)
3 ГРУППА. В файле задание: Ваша задача:
создать
агитационную
листовку.
Её
основным
назначением
будет
–
привлечь
в н и м а н и е
ч и т а т ел е й
к
п р о б л е м е
з а г р я з н е н и я
о к р у ж а ю щ е й
с р е д ы .
1.
Аккуратность
2.
Творческий подход
3.
Презентация
Без исправлений
Небрежно
Есть
Нет
Громко
Тихо
Все выступали
Один
выступал
(предложения
с
призывами
о
бережном
отношении к природе)
4 ГРУППА. Ваша задача: сделать коллаж.
Расположите материал, чтобы выделить
н а и б о л е е
в а ж н у ю
и н ф о р м а ц и ю ,
отражающую нашей темы «Экономика и
э к о л о г и я » .
П о л о ж и т е л ь н а я
и
отрицательная
сторона
экономики.
( к а р т и н к и
с
п о л о ж и т
и
о т р и ц .
воздействием. )
5 группа эксперты. Задание на столе.
Дополните текст об экономике и экологии,
пользуясь текстом на странице учебника
84
Анализ результата
Презентация работ групп
-Начинаем презентацию вашей работы.
Эксперты оценивают работы групп.
В конце делают вывод(зачитывают
заполненный ими текст со стр 84 )
- Сформулируйте, как может звучать
решение проблемы. (Наука экология
помогает сделать экономику более
безопасной. Запись появляется в хвосте )
- Сегодня на уроке мы использовали прием,
который называется «Фишбоун».
Рефлексия
формирующее
оценивание
Минутный обзор.
-У вас на столах лежат листы самооценки.
Поставьте галочку в той графе, на каком
уровне вы находитесь.
- Заслушаем несколько комментариев.
-Листы сдайте учителю.
Спасибо за урок.
Лист самооценки
усвоения учебного
материала
Лист самооценки на уроке окружающего мира
ФИО учащего
Экономика и экология
Я все
понял(а)
Я понял(а),
но не
Я не понял(а) Мне трудно
Наука экология
помогает сделать
экономику более
безопасной
совсем.
Затрудняюсь,
не могу
объяснить.
Взаимосвязь между экономикой и экологией
Вред, наносимый окружающей среде экономикой
Как наука экология помогает делать экономику более безопасной