Напоминание

Государственная граница России


Автор: Смирнова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №4 "Центр образования"
Населённый пункт: город Тутаев Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Государственная граница России
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ СШ №4 «Центр образования» город Тутаев

учитель начальных классов Смирнова Ольга Дмитриевна 19.03.2019

1.

Учебный предмет,

класс, УМК

Окружающий мир 3 класс «Школа России»

2.

Тема раздела

Чему учит экономика

3.

Тема урока

Экономика и экология

4.

Тип урока

Форма урока

Открытие новых знаний

Урок-исследование

5.

Форма организации

учебной деятельности

Индивидуально – групповая, фронтальная.

6.

Методы

Частично-поисковый, исследовательский

7.

Цель урока

Создать условия для формирования у обучающихся представления о полной взаимосвязи человека и

природы через организацию групповой работы

8.

Задачи урока

Формировать знания об экономике, экологии и их взаимосвязи

9.

Планируемые

результаты:

Личностные

Предметные

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной

деятельности;

- развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения

-Продолжить формирование понятий «экономика», «экология»;

-дать представление об отрицательной стороне экономики и показать её влияние на окружающую среду;

- найти причины и пути решения данной проблемы.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

Метапредметные

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и

явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию;

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи,

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

- аргументировано находить и объяснять свои ошибки,

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения

не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

10.

Оборудование и

материалы

компьютер, проектор, экран, презентация, учебники, иллюстрации, тексты

Организация учебной деятельности на уроке

Этап деятельности

Этап урока

Методы организации деятельности

Дидактика

Формирование потребности

Легенда

- Начинаем урок окружающего мира. Каким

бы вы хотели, чтобы получился этот урок?

(Интересным, хотим узнать что-то новое,

чему-то научиться)

- Как вы можете помочь мне, чтобы урок

был именно таким? (Соблюдать дисципли-

ну, работать дружно, отвечать на вопро-

сы, выполнят задания)

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть

небольшой ролик. (Дети смотрят о красоте

природы)

- Какие чувства возникли у вас с

просмотром этого ролика? (Приятно

смотреть, красота, счастье,

умиротворение, радость, и т.д.)

- А теперь посмотрите еще один ролик

(Дети смотрят ролик о разрушении и

загрязнении планеты)

- Ребята, что произошло с нашей планетой?

(Люди стали строить заводы и фабрики,

которые загрязняют природу и т.д. )

Видеоролик,

аудиозапись

Формирование образа

желаемого результата

Обсуждение идей

- А сможет ли человек обойтись без заводов

и фабрик? без полезных ископаемых? Без

транспорта? (Нет)

- А почему? (Ответы детей)

- Значит все это служит для удовлетворения

наших потребностей. А как

называется наука, которая изучает правила

(законы) ведения хозяйства и ставит перед

собой задачу удовлетворять разнообразные

потребности людей? (Экономика. На доске

появляется слово «Экономика»)

- Но если мы вспомним второй видеоролик,

то получается, что экономика наносит вред

окружающей среде, разрушает связи между

живыми существами и окружающей

средой… (Да)

- А как называется наука о связях между

живыми существами и окружающей

средой? (Экология. На доске появляется

слово «Экология»)

- Как думаете о чем мы будем говорить

сегодня на уроке? (Об экономике и

экологии.)

Таблички со словами

Мотивация

Формирование мотива

-Как думаете, связаны ли между собой

деятельности

экономика и экология?

-Может ли человек своей хозяйственной

деятельностью повлиять на природу?

- Это влияние положительное или

отрицательное?

- Сегодня мы попытаемся разобраться в

этом.

Целеполагание

Постановка цели

- Наш разговор, как вы поняли, будет о

негативном влиянии экономики на природу.

Я предлагаю сформулировать проблему

урока. На какой вопрос мы будем искать

ответ? (Развитие экономики губит природу.

Это предложение появляется на доске в

треугольнике. Используем прием

«Фишбоун»)

- Поскольку мы пока не привели аргументы,

подтверждающие это, закончим фразу

вопросительным знаком.

Карточки с

предложениями,

словами

Планирование

Составление плана действий

- Как мы будем в этом разбираться? Каковы

наши действия?

1. Работа с учебником

2.Работа в группах. и т.д

Физкультминутка

Развитие

экономики

губит

природу?

Выполнение действий

Групповая работа

Приём критического

мышления «Фишбоун»

Работа с информацией

учебника.

Выбор нужной информации

- Вспомните, из каких отраслей состоит

экономика? (Транспорт, растениеводство,

металлургия, электроэнергетика,

химическая. Заполняем верх кости

табличками с названиями отраслей).

- Могут ли все эти отрасли быть причиной

возникновения проблемы? (Да)

- Теперь давайте приведем факты, которые

доказывают, что эта проблема существует. Я

предлагаю вам воспользоваться жизненным

опытом и статьей учебника на стр.80-82.

Предлагаю работать в группах, так как

работать сообща легче и плодотворнее. Вы

читаете статью, а на обратной стороне

листа записываете факты, которые

подтверждают, что данные отрасли наносят

вред природе. (У каждой группы – своя

отрасль. На обратной стороне пишут факты,

доказывающие проблему. Время работы в

группе 4 минуты. )

- Я приглашаю по одному представителю от

каждой группы представить те факты,

которые вы нашли в статье. (Заполняется

низ схемы.)

Карточки с названиями

отраслей

промышленности

Учебник, листы для

записи информации

Игровой приём

«Интеллектуальный батл»

- Мы подтвердили фактами наличие

проблемы и теперь можем убрать

вопросительный знак из проблемы.

(Убираем из треугольника знак «?»)

- Если есть проблема, то её нужно решать.

Как? Я предлагаю вам «Интеллектуальный

батл». В течении 30 секунд предложить

возможные, на ваш взгляд, варианты

решения проблемы, которую я предложу.

Одна группа ищет достоинства, а другая –

недостатки. Принимаются любые, даже

фантастические предложения.

1. НЕ ПЕРЕВОЗИТЬ НЕФТЬ ТАНКЕРАМИ,

А ТОЛЬКО ПО СУШЕ.

(+ не будет аварий на воде, а с земли нефть

легче собрать; - не в

каждое государство можно попасть по

суше)

2. ЗАКРЫТЬ ВСЕ ОТРАСЛИ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА.

(+ все проблемы исчезнут; - мы не сможем

без всего этого жить)

3. ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛНЕЧНЫЕ

БАТАРЕИ, А НЕ АЭС ИЛИ ГЭС. (+ не

будет затопленных селений и опасных

аварий; - в

некоторых районах зимой совсем не бывает

солнца)

4. МАШИНЫ НЕ НА ТОПЛИВЕ

РАБОТАЮТ, А НА БАТАРЕЙКАХ. (+

не будет гари и копоти на дорогах, вдоль

дорог можно собирать грибы, ягоды;

- старых машин так много, что их уже не

переделаешь)

- Как видите у нас очень много идей, но

л ю б а я

и м е е т

с в о и

д о с то и н с т ва

и

недостатки.

-Я думаю, что мы пока ещё вряд ли можем

спасти окружающий мир от губительного

воздействия

экономики,

но

мы

можем

сообщить

об

этом

людям

через

средства

информации:

газеты,

листовки,

коллажи.

Этим мы займёмся в группах

-Предлагаю

объединиться

в

группы

по

цвету кружков у вас на груди.

-Давайте

вспомним,

как

мы

оцениваем

продукт работы группы.

1 ГРУППА. В файле задание:Ваша задача:

создать страничку Польза экономики

в

газете

«Две

стороны

экономики»,

в

которой показать необходимость полезной

продукции,

получаемой

в

результате

р а б о т ы

р а з л и ч н ы х

о т р а с л е й

промышленности

файл

вложить

ка рт и н к и

г д е

з а вод ы

п р о и з в о д я т

продукцию, тексты о том, что произвели

на каком либо предприятии)

2 группа : В файле задание Ваша задача

Назвать

Ваша

задача:

создать

страницу Вред

экономической

деятельности

человека

в

газете

«Две

стороны

экономики»,

где

показать

вред, наносимый окружающей

среде.

(картинки

с

экологическими

проблемами,

информация

о

вредном

воздействии

промышленности)

3 ГРУППА. В файле задание: Ваша задача:

создать

агитационную

листовку.

Её

основным

назначением

будет

привлечь

в н и м а н и е

ч и т а т ел е й

к

п р о б л е м е

з а г р я з н е н и я

о к р у ж а ю щ е й

с р е д ы .

1.

Аккуратность

2.

Творческий подход

3.

Презентация

Без исправлений

Небрежно

Есть

Нет

Громко

Тихо

Все выступали

Один

выступал

(предложения

с

призывами

о

бережном

отношении к природе)

4 ГРУППА. Ваша задача: сделать коллаж.

Расположите материал, чтобы выделить

н а и б о л е е

в а ж н у ю

и н ф о р м а ц и ю ,

отражающую нашей темы «Экономика и

э к о л о г и я » .

П о л о ж и т е л ь н а я

и

отрицательная

сторона

экономики.

( к а р т и н к и

с

п о л о ж и т

и

о т р и ц .

воздействием. )

5 группа эксперты. Задание на столе.

Дополните текст об экономике и экологии,

пользуясь текстом на странице учебника

84

Анализ результата

Презентация работ групп

-Начинаем презентацию вашей работы.

Эксперты оценивают работы групп.

В конце делают вывод(зачитывают

заполненный ими текст со стр 84 )

- Сформулируйте, как может звучать

решение проблемы. (Наука экология

помогает сделать экономику более

безопасной. Запись появляется в хвосте )

- Сегодня на уроке мы использовали прием,

который называется «Фишбоун».

Рефлексия

формирующее

оценивание

Минутный обзор.

-У вас на столах лежат листы самооценки.

Поставьте галочку в той графе, на каком

уровне вы находитесь.

- Заслушаем несколько комментариев.

-Листы сдайте учителю.

Спасибо за урок.

Лист самооценки

усвоения учебного

материала

Лист самооценки на уроке окружающего мира

ФИО учащего

Экономика и экология

Я все

понял(а)

Я понял(а),

но не

Я не понял(а) Мне трудно

Наука экология

помогает сделать

экономику более

безопасной

совсем.

Затрудняюсь,

не могу

объяснить.

Взаимосвязь между экономикой и экологией

Вред, наносимый окружающей среде экономикой

Как наука экология помогает делать экономику более безопасной



В раздел образования