Автор: Веселовская Елизавета Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Православная гимназия во имя Святителя Иоанна, митрополита Тобольского"
Населённый пункт: г.Тобольск Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Планирование урока на основе компетентностного подхода.
Раздел: среднее образование
Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия во имя Святителя Иоанна, митрополита
Тобольского».
Доклад
Планирование урока на основе компетентностного подхода.
учитель русского языка:
Веселовская Е.А.
г.Тобольск
2019-2020 уч.г.
Подход к планированию урока в условиях компетентностного подхода нам
видится не от содержания - к деятельности (от учителя: мне надо рассказать,
и я это сделаю так-то ...), а от деятельности - к содержанию(от ученика: чему
может научиться ученик, какими умениями, навыками, способами
деятельности овладеть, как презентовать себя, реализовать свои ресурсы,
интересы и провести это через содержание).
При планировании урока становятся определяющими:
- Развивающие цели урока, которые определяют содержание и характер дея-
тельности учащихся, их активность, в конкретных учебных ситуациях, методы
обучения, содержание учебного материала, ожидаемые результаты.
- Изменение соотношения активной работы учителя и учащихся на уроке в
пользу последних.
- Изменение роли учителя на уроке. Из транслятора готовых знаний он
превращается в организатора условий для самостоятельной деятельности
школьников.
- Наполненность урока таким содержанием, которое предоставляло бы
учащимсявозможность овладеть жизненно важными умениями и навыками,
помогающими в решении реальных проблем.
- Ориентация на знания как факт владения информацией, умения и навыки
как возможность актуализировать знания в жизненной ситуации, т.е. стать
компетентным.
Требования к деятельности учителя на уроке.
- Умение ставить проблемные вопросы, многоаспектные, открытые.
- Выбор позиции сотрудничества во взаимодействии с учащимися.
- Умение создавать условия для выдвижения учащимися версий и идей, к
позиционированию и выполнению социальных ролей.
- Умение организовать эффективную рефлексию.
- Готовность к совместному целеполаганию с учащимися на освоение
учебного материала в контексте мотивации.
- Готовность к проектированию способов деятельности.
Умение эффективно отобрать учебный материал.
- Умение спроектировать структуру урока в соответствии с психологической
структурой деятельности учеников, выбрать формы и методы адекватные
запланированной цели.
ПредлагаетсяКарта анализа и самоанализа урока с позиции
компетентностного подхода
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Осуществление
коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам
выполненной работы учащимися
осуществляется коррекция
Учащиеся формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию
самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за
работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по
её результатам (самооценивание,
оценивание результатов деятельности
товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они
запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще
задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из
предложенных учителем с учётом
индивидуальных возможностей
Направления
анализа
и самоанализа
Критерии оценивания
Баллы
(уровн
и)
1. Деятельность учителя
Мотивация
учащихся
на освоение
материала
в начале урока
Создание настроя на познавательную
деятельность в решении поставленных
задач
0 1 2 3
4 5
Организация совместного
формулирования целей
0 1 2 3
4 5
Содержание
учебного
материала,
особенности его
предъявления
Эффективность подбора учебного
материала для освоения
запланированного на основе мотивации
учеников
0 1 2 3
4 5
Включенность учеников в проектирование
способов деятельности
0 1 2 3
4 5
Проблемность, многоаспектность,
открытость вопросов учителя,
позволяющие искать варианты ответа
0 1 2 3
4 5
Структура урока
Соответствие выбранной структуры цели
урока
0 1 2 3
4 5
Соответствие выбранной структуры урока,
психологической структуре деятельности
учеников: мотив - учебная задача –
действия по её решению – самоконтроль –
самооценка – самокоррекция
0 1 2 3
4 5
Формы и методы
обучения
Соответствие выбранных организационных
форм обучения (индивидуальная,
групповая, фронтальная) запланированной
цели
0 1 2 3
4 5
Организация диагностики результатов
деятельности учеников
0 1 2 3
4 5
Организация рефлексии деятельности
учеников
0 1 2 3
4 5
Взаимоотношения
«учитель – ученик»
Выбор позиции сотрудничества во
взаимодействии с учащимися
0 1 2 3
4 5
Спокойное реагирование учителя на
ошибки учеников, использование их как
новых учебных проблем
0 1 2 3
4 5
Внимание учителя ко всем ученикам,
предоставление возможности высказать
свою точку зрения, поддержка,
одобрение
0 1 2 3
4 5
Создание условий
для развития
способностей
- к выдвижению версий и идей в
пространстве учебной деятельности
0 1 2
- к осознанному поведению в различных
жизненных ситуациях
0 1 2
- к ориентации в мире социально
значимых ценностей
0 1 2
- к позиционированию и выполнению
социальных ролей в соответствии с
позициями и ролями других участников
взаимодействия
0 1 2
2. Деятельность учащихся
Активная позиция
- включенность в урок
0 1 2
- сосредоточенность на достижении
результата
0 1 2
- внимание
0 1 2
- построение диалога
0 1 2
- полные, рассудительные ответы
0 1 2
Позиция
сотрудничества
- слаженность, взаимопонимание
0 1 2
- умение оценить работу свою и
одноклассников
0 1 2
- рефлексия работы
0 1 2
- поведение спокойное, естественное,
уверенное и непосредственное
0 1 2
- положительный эмоциональный тон
0 1 2
Культура
слушания
- умение вслушиваться в вопросы и задания
01 2 3
4 5
- умение слышать ответы других, находить в
них позитивные моменты
Формирование
личностных
качеств
- оптимизм
0 1 2
- уверенность в себе
0 1 2
- активность
0 1 2
- адаптивность
0 1 2
- адекватность самооценки
0 1 2
- толерантность
0 1 2
- дисциплинированность
0 1 2
- ответственность
0 1 2
Оценка качества урока
Итоги урока ____________________________(уровень)
Уровни проведения урока:Отличный: 87 - 114 баллов; Хороший: 58 – 86
баллов; Удовлетворительный: 29 – 57 баллов; Неудовлетворительный: 0 - 28
баллов.
.
ПРОДУКТИВНЫЕЗАДАНИЯНАУРОКАХРУССКОГОЯЗЫКА
РАБОТАВГРУППАХ
Представьте, чтоодинизваспобывалнаэкскурсиивПолитехническоммузее,
авторойещёнебыл. Задачавторого–расспроситьомузее, выяснить,
стоитливнегоидти. Задачапервого–уговоритьсобеседникапойтивмузей.
Проектноезадание. Проведитеопрос:
напишитевопросыоразныхсловаряхиспособахихиспользования,
составьтевопросникилианкетусвариантамиответов.
Попроситеодноклассниковответитьнавопросы,
подсчитайтеколичествоодинаковыхиразныхответов.
Сделайтесвоивыводыотом, какпользуютсясловарямивашиодноклассники.
РАЗНЫЕФОРМЫРАБОТЫСТЕКСТОМ
(СЛУШАНИЕ, АДЕКВАТНОЕПОНИМАНИЕ, ПЕРЕРАБОТКАИНФОРМАЦИИ
Изложение-миниатюра
Работапомодели
Заполнениетаблицы
Сравнитьдватекста
Выборочныйпересказ
Соотнестифрагментнаучноготекстаиегосжатогоэквивалента
Составитьплан (восстановитьплан) (сложный, вопросный, тезисный,
цитатный)
ДЛист индивидуальных достижений.
Сборник планируемых результатов обученияи их достижений.
Лист динамики достижений обучающегося.
Дневник самонаблюдений.
Рейтинговая карта обучающегося.ИАГНОСТИКА,
У Индивидуальная траектория
ЧЁТИНДИВИДУАЛЬНЫХДОСТИЖЕНИЙОБУЧАЮЩИХСЯВУСЛОВИЯХРЕАЛИЗИИФ
ГОС
УЧЕТИНДИВИДУАЛЬНЫХДОСТИЖЕНИЙОБУЧАЮЩИХСЯВУСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦ
ИИФГОСООО
Планируемые
результаты
Самооценка
Оценка педагога
нет
Скорее
нет, чем
да
Скорее да,
чем нет
да
ЛИСТИНДИВИДУАЛЬНЫХДОСТИЖЕНИЙ
Выполнил(а) творческиеработы______________________
Отзывучителяовыполненныхтворческихработах_____
Мнебылотрудно___________________________________
Мнебылоинтересно _______________________________
Могу себя похвалить________________________________
Что ещё хочу узнать________________________________
Общие выводы и рекомендации учащегося ____________
Общие выводы и рекомендации учителя_______________
Подход
Основной
результат
обучения
Примеры
типичных форм
контроля
Пример
контролирующего задания
Знаниевый
Владение знаниями
Экзамены по
билетам, тест
Дать развёрнутый ответ на
вопрос
Зуновский
Владение умениями
Изложение
Сочинение
Продемонстрировать
владение видами речевой
деятельности
Компетентностный
Готовность
использовать
полученные знания
и умения в
незнакомой
жизненной ситуации
Ранее не
встречавшееся
задание, защита
проекта,
презентация
достижений
Продемонстрировать
результаты самостоятельной
работы исследовательского
характера