Напоминание

Внеклассное мероприятие "Будь природе другом!"


Автор: Миронова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №:6
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие "Будь природе другом!"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 – 2 класса

Тема: «Будь природе другом!»

Цели: - формирование ответственного отношения к окружающей среде,

-

подвести детей к осознанию значения природы в жизни человека.

Задачи: - формировать у обучающихся экологическую культуру, чувство ответственности за

будущее нашей планеты;

- воспитывать доброту, бережное отношение к живой и неживой природе, к людям, которые

живут рядом, и к потомкам, которым можно оставить Землю.

Планируемые результаты:

1) Предметные результаты: знать задачи экологии как науки, понимать необходимость

охраны природы;

2) Метапредметные результаты:

Личностные УУД: формирование навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками; формирование умений анализировать свои действия, делать выводы.

Регулятивные УУД:

формирование умения адекватно оценивать свои достижения, умения осознавать трудности

и преодолевать их.

Познавательные УУД : развитие умения работать с информацией (сбор,

систематизация, хранение, использование).

Коммуникативные УУД: формирование умения вести диалог, слушать и

слышать собеседника, умения излагать и аргументировать свою точку зрения; умения

работать в команде.

Оборудование: иллюстрации растений и животных, занесенных в Красную книгу

Вологодской области; муляжи грибов, желуди, шишки, корзинки, обручи, ножницы, нитки,

иглы, коробки, наборы конструктора, таблички со словами, мусор для конкурса (пустые

коробки, пластиковые бутылки, фантики от конфет), 3 почтовых ящичка, жетоны каждому

игроку.

Подготовка: 1. Класс разделить на 2 команды

2. Каждая команда рисует по 2 плаката на тему «Правила поведения в лесу»

План мероприятия:

1.Вступительная часть - введение в тему игры

2. проверка домашнего задания – защита плакатов

3.Красная книга

4. Игры и конкурсы

1

5. Подведение итогов игры

6. Рефлексия

Ход мероприятия

1.

Вступительная часть

Ведущий: Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля,

реки, небо, солнце. Все это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит,

одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Мы должны сказать слова любви и благодарности

родной природе: Солнцу, которое дарит нам свое тепло; цветам, которые делают нашу

жизнь яркой и праздничной; животным, которые приносят пользу человеку.

Мы с вами живем в 21 веке. Человечество может гордиться своими достижениями в

области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду

с достижениями у человека появились проблемы. К числу самых волнующих, несомненно,

относятся проблемы экологии. Что ждет нас в будущем, если человек не перестанет

беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Всем неизбежно придется

принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, нашу прекрасную

планету. Данную игру мы посвящаем охране природы.

В игре участвуют 2 команды. В жюри – 2 ученика старшеклассника … и 1

родитель…. Члены жюри оценивают выполнение заданий в баллах, в конце игры, подводят

итоги: какая команда наберет больше баллов, та и победит.

Ведущий: Отправимся сегодня в…

Загадка: Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

Правильно, мы отправляемся с вами в лес. Встречает вас Лесовичок.

Лесовичок:- А знаете ли вы, что в моем лесу растет, и кто в нем живет? Я сейчас проверю.

Каждой команде загадывает по 3 загадки. Жюри оценивает ответы

1.Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Береза)

2. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

4. Маленький Иван – костяной кафтан. (Орех)

5. Шапка да ножка – вот и весь Ермошка. (Гриб)

6. Растет во борочке на небольшой кочке: черненькая, маленькая, сладенькая. (Черника)

2

Молодцы!

Все

загадки

отгадали.

В

лесу

растут

деревья,

ягоды,

орехи,

грибы,

много

лекарственных растений. Там обитают многие звери, птицы, насекомые. Лес – щедрый друг

человека.

А. Рождественский «Лес»

Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостиной.

- А как вы думаете, ребята, почему лес всех ребят угостил, а Васю наказал хворостинкой?

Ребята предполагают, что, наверное, Вася шумел в лесу, разбрасывал обертки от конфет,

пинал ногой мухоморы, а может быть ломал деревья и т п.

- Можно ли так поступать в лесу? (Ответы детей) [1]

2.

Домашнее задание

Чтобы отправиться в лес, вы вспоминали правила, как надо вести себя в лесу. Вы

выполняли домашнее задание, рисовали плакаты.

Конкурс№ 1 «Защита плакатов»

Жюри оценивает работу каждой команды.

3.

Красная книга.[3]

Лесовичок: Некоторых животных и растений в моем лесу становится мало. Они занесены в

Красную книгу и взяты под охрану. Почему эта книга называется Красной?

(Отвечают дети обеих команд)

В Красной книге говорится о каждом животном и растении кратко, но точно сказано

все: насколько бедственно их положение, по каким причинам исчезают.Закон об охране

природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети.

- А вы знаете, какие растения нашей Вологодской области занесены в Красную книгу?

(кувшинка, кубышка, лютик, колокольчик и др.) (Лесовичок показывает иллюстрации) [1]

- А какие животные? (жаба, русский осётр, орлан – белохвост, скопа, ястребиная сова,

выхухоль, зубр, лемминг, северный олень и др.) (Лесовичок показывает иллюстрации)

3

К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы они

нам сказать.

Ко мне поступили жалобы обитателей леса.

Конкурс №2 для капитанов «Жалобная книга» [3]

Задание: разобрать жалобы. Необходимо назвать имя жалобщика и ответить,

обоснованная жалоба или нет. Побеждает тот капитан, ответы которого окажутся наиболее

вескими.

ЖАЛОБА№1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и

камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки

бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Жаба.

ЖАЛОБА№2

Жалуемся на ребят, которые снимают с деревьев гнезда. Сколько из-за этого разбивается

яиц. А ведь каждое яйцо - это будущая птица! Птицы.

Лесовичок: Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

ЖАЛОБА№3

Меня часто люди берут домой. Я - единственное животное, которое может подпустить

человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и

больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я? Ёж.

ЖАЛОБА№4

Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая! Траву мне

вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали. Березки на дрова срубили, забросали

меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Бывшая лесная полянка.

4.

Игры и конкурсы

Конкурс №3 «Спасите полянку»

Задание: От каждой команды по 2 участника, у одного из них в руке ведро. Взявшись за

руки, пары ходят по залу, второй участник собирают на «полянке» мусор и складывает в

ведро. Побеждает команда, которая больше соберет мусора.

Жюри подводит итоги выполненного задания.

4

Лесовичок: Многим животным очень трудно приходится в зимний период. И человек

должен им помогать пережить зиму. Как можно помочь птицам зимой, когда им трудно

достать корм? (Ответы детей)

Да, покормить их. Для этого необходимо смастерить кормушки, что вам сейчас и

предстоит сделать.

Конкурс № 4 «Смастери кормушку» [3] Задание:

по 2 участника от команды. Используя ножницы, нитки и иглу, смастерить из коробки

птичью кормушку. Чья команда выполнит это задание оригинальнее, та и победит.

Лесовичок: Пока дети будут мастерить кормушки, мы с вами продолжаем путешествовать

по лесу. О каком лесном жителе сейчас пойдет речь?

Загадка: На деревьях резвиться,

Упасть не боится? (Белка)

Как белка готовится к зиме? (Ответы детей)

Однажды, гуляя в лесу, Саша и Миша заметили, как белочка спрятала в дупло

орешки. Мальчики влезли на дерево, достали из дупла орешки и съели. Зимой белочке

стало голодно.

- Хорошо ли поступили Саша и Миша? Почему вы так считаете?

Давайте поможем белочке прозимовать холодную зиму.

Конкурс № 5 «Шишки, желуди, грибы» [2]

Задание: Участвуют по 6 человек от каждой команды, у первого участника в руках пустая

корзинка. В обручах по ходу движения разложены шишки, желуди, грибы. Первый участник

бежит и из каждого обруча берет по одному предмету. Возвращается, передает корзину

следующему и т. д. Побеждает команда, которая быстрее наполнит корзину.

Жюри подводит итоги за конкурс «Шишки, желуди, грибы» и за изготовление кормушек.

Лесовичок: Белочке корм на зиму заготовили. Кормушки для птиц готовы. Какой корм для

птиц вы бы в них положили?

Конкурс № 6 «Корм для птиц» [3]

Задание: Участвуют по 5 человек от каждой команды. Напротив каждой команды лежат

карточки со словами (горчица, крупа, шоколад, кетчуп, рябина, вода, рыбий жир, варенье,

семечки, печенье, уксус, сало, майонез, хлеб). Первый участник бежит к противоположной

стороне зала, выбирает нужную карточку. Возвращается, передает эстафету следующему

участнику и т. д. Когда все участники принесу карточки в команду, командир относит их

жюри. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

Лесовичок: В лесу у меня живут разные животные. Все они нуждаются в заботе, вас просят

не обижать их. У меня есть любимые жители, без которых лесу пришлось бы очень плохо.

Отгадайте, кто это?.

5

Загадка: Дом стоит под старой елкой –

В нем живет моя семья.

Брат несет туда иголки,

Приношу добычу я. (Муравей)

Муравьи - надежные помощники леса. Они истребляют насекомых – вредителей

леса. Трудно пришлось бы лесу без муравьев. А еще муравьев называют неутомимыми

тружениками. Целый день они трудятся. Большая часть обитателей постоянно занята

строительными работами. Муравьи в этом деле - великолепные мастера. Вот и мы с вами

представим себя муравьями и построим свой муравейник. [4]

Конкурс № 7 «Собери муравейник»

Задание: Участвуют по 10 человек от каждой команды. Первый участник бежит к

противоположной стороне зала, берет одну деталь конструктора. Возвращается, кладет

деталь возле своей команды, передает эстафету следующему и т. д. Когда все детали будут

перенесены, команда начинает строить муравейник. Побеждает команда, которая быстрее

выполнит задание.

Удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим

уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. НЕ разоряйте, ребята,

муравейники!

Лесовичок: Ко мне в гости приходят разные ребята и по разному себя ведут.

Мне хотелось бы узнать, как бы вы поступили в таких ситуациях.

Конкурс № 8 «Ситуация»

Задание: Каждая команда получает записи с ситуациями, обсуждает и дает ответы.

Ситуация 1

Идя по лесу, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира

предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и

не решили, кто прав.

-А как думаете вы, кто прав?

Ситуация 2

Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились

друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит его молоком, а в

сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

-А что ты сделал для своего ёжика? – спросил он у Коли.

-А я его отнёс в лес и выпустил на волю.

- Ребята, кто из мальчиков поступил правильно?

Ситуация 3

6

Оля и Лида пошли в лес. В лесу они отдыхали, обедали. Собираясь, домой, Оля

собрала остатки еды, бумагу, пакеты и бросила их под куст. Лида собрала всё и положила в

свою сумку. Зачем ты берёшь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Никто не

увидит. А Лида ответила подруге: ………………………..

-Что, по-вашему, ответила Лида?

Жюри оценивает конкурс и подводит общий итог за игру.

5.

Подведение итогов игры

Лесовичок: Все вы любите отдыхать в лесу, на берегу реки. А как нужно вести

себя? Давайте вспомним правила поведения в природе.

Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за

мусора природа станет непригодной для жизни животных.

Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели

всего живого.

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь

миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!

Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.

Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей.

Животные могут остаться без дома.

Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.

Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не обижай лягушек и жаб!

Не лови диких животных и не уноси их домой!

Лесовичок: Молодцы, ребята, вы сегодня показали свои знания. Я очень рад за вас и

надеюсь, что вы будете настоящими друзьями природе.

Члены жюри:

Насекомые, птицы, звери, растения – все это природа. А ведь человек тоже часть этой

природы. Значит, и жить нам надо в мире и согласии, помогая и оберегая друг друга.

М. Пляцковский Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В сегодняшней игре победителем стала команда… . Мы поздравляем команду –

победительницу, а команду … благодарим за участие. (Проводится награждение)

7

6.

Рефлексия

Лесовичок: Мне хочется узнать у вас, ребята, понравилась ли вам игра, узнали ли вы для себя

что – то новое, ка вы будете вести себя в природе. Для этого вам предлагается 3 почтовых

ящичка и по одному жетону. Вы должны опустить свой жетон в один из них.

Зеленый ящичек для тех, кому игра понравилась, кто узнал для себя что – то новое, интересное.

Желтый ящичек для тех, игра принесла удовлетворение, но может быть немного что – то не

получилось.

Красный ящичек для тех, кому было не интересно, кто не хочет помогать природе.

Список литературы:

1.

Бурова Л.И., Гриценко М.Е., Логовеева Г.П. Родной край. Книга для младших

школьников. Москва «Технологическая школа бизнеса» 1998г., с.208 [с. 192 – 194]

2.

Габчук Е.А. А у нас сегодня праздник, Ярославль Академия развития Академия

Холдинг 2002 г. с.224 [с. 214]

3.

Кугач А., Турыгина С. Школьные праздники, конкурсы, шоу – программы. Ярославль

Академия развития Академия Холдинг 2004 г., с.192 [с.81 – 83, 85]

4.

Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию, Минск

«Современная школа», 2005, с. 512 [с.132,141,153 – 157]

Интернет ресурсы:

krasnaya-kniga-vologodskoj-oblasti/

8



В раздел образования