Напоминание

Особенности развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста с НОДа


Автор: Кожевникова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д\с № 182"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития математических представлений детей младшего дошкольного возраста с НОДа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития математических представлений детей

младшего дошкольного возраста

Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и

подготовке к школьному обучению принадлежит формированию

математических представлений у дошкольников. ФГОС определяет круг

математических представлений, которыми должен овладеть ребёнок.

Задачами математической подготовки являются не только формирование

знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков

и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных

интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее

интеллектуальное развитие ребёнка.

При построении работы с детьми по формированию математических

представлений необходимо использовать различные подходы, позволяющие в

комплексе решать вышеперечисленные задачи. Развитие дошкольников в данном

направлении начинается с младшей группы. Обучение детей математике

в младшей группе носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок

усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием

педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим

материалом. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие

количественных отношений и пространственных форм реальных предметов,

зависит дальнейшее математическое развитие детей. Работу с малышами

необходимо начинать с заданий на подбор и объединение предметов в группы по

общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.), пользоваться приемами

наложения или приложения: дети устанавливают наличие или отсутствие

взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов

(множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп

состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один

элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует

только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько,

сколько детей, и т. п.). В современном обучении математике в детском саду в

основе формирования понятия о натуральном числе лежит установление

взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых групп

предметов. Новые знания детям необходимо давать постепенно, с учетом того,

что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не

допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и

другое неизбежно приводит к бездействию их в игровых образовательных

ситуациях. Прочное усвоение знаний должно обеспечиваться неоднократным

повторением однотипных упражнений, при этом меняя наглядный материал,

варьируя приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют

детей. Так же всегда необходимо следить за состоянием воспитанников во время

образовательной деятельности, во избежание потери интереса у них.

Выяснение математических свойств должно проводиться на основе сравнения

предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными

свойствами (длинный — короткий, круглый — некруглый и т. п.), используя

предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы

детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1-2 признаками. Точности

восприятия способствуют движения (жесты рукой): обведение рукой модели

геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять ее

форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по

длине) — установить соотношение предметов именно по данному

признаку. Детей необходимо приучать последовательно выделять и сравнивать

однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета?, Какого размера?»), а

сравнение проводить на основе практических способов сопоставления:

наложения или приложения. Все полученные знания и умения закрепляются в

дидактических играх. Малыши уже способны выполнять довольно сложные

действия в определенной последовательности (накладывать предметы на

картинки, карточки образца и пр.). Однако если ребенок не справляется с

заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес,

утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, детям дается образец

каждого нового способа действия. Только многократный показ и называние

одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного

материала позволяет детям их усвоить. Начиная с середины учебного года,

детям даются комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые

знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее («Посмотрите, какая елочка

ниже, и поставьте под нее много грибков!»). Наиболее сложным для малышей

является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь

требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения,

употребляя противительный союз —А — и соединительный —И-. Вначале

детям задаются вспомогательные вопросы. Например: «Сколько камешков на

красной полоске? Сколько камешков на синей полоске? А теперь сразу скажи о

камешках на синей и, красной полосках». Так ребенка подводят к отражению

связей: «На красной полоске один камешек, а на синей много камешков».

Игра – естественный способ развития ребенка, раскрывающий его творческие

способности, стимулирующий к освоению новых навыков и знаний,

развивающий ловкость, наблюдательность, фантазию, память, умение

анализировать. Без учебного процесса при занятии математикой, конечно, не

обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо

помнить, что ключевым словом в образовательной деятельности должно быть

слово – ТВОРЧЕСТВО!



В раздел образования