Напоминание

Работа с начинающими


Автор: Артемьева Любовь Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования " Алатырская детская школа искусств"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Алатырь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с начинающими
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Алатырская детская школа искусств»
Работа с начинающими
Методическая разработка Автор: преподаватель по классу фортепиано
Артемьева Любовь Александровна
Алатырь2016
Начальное обучение детей музыке – это часть общего процесса обучения, имеющая свои специфические особенности. В этот период воспитывающее влияние педагога на ученика особенно сильно. Очень часто педагог по фортепиано – это вообще первый педагог в жизни ребенка. Поэтому воспитательное значение работы должно быть в центре внимания преподавателя. Рассмотрим особенности и главные задачи работы с начинающими. В этом периоде предопределяется успешность дальнейшего обучения. Главная задача этого периода - это наличие желания и интереса у ребенка к занятиям. В основе лежит интерес, проявляемый к звукам. Ведь только интерес способен остановить, сконцентрировать внимание ребенка на звуках и вызвать ту «наблюдательность», которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного. Однако подлинный интерес возникает не к любому сочетанию звуков, а к ясной мелодии, вызывающей у ребенка определенное эмоциональное переживание, либо образное представление, создающее то или иное настроение. Большую роль играет и словесный текст песенки. Поэтому поддержание интереса к музыке и развитие этого интереса - главная задача педагога на этом этапе. Первые уроки с маленькими детьми(6-7лет) основываются прежде всего на пении простейших мелодий и попевок, понятных ученику. Когда песенка выучена, можно попробовать спеть ее « от другой ноты». Петь можно сначала без сопровождения, потом с простым аккомпанементом. Нужно обратить внимание ученика на выразительность мелодии: петь в характере, чтобы ребенок уже на этом этапе смог донести содержание данной песенки. Работа над ритмом также имеет большое значение. Сначала маршируем под музыку. Затем слушаем и определяем длинные и короткие звуки в песенках. Хлопаем ритмический рисунок песенок, записываем ритмический рисунок палочками (длинные звуки - длинные палочки, короткие звуки - короткие палочки). Также можно записывать ритмические рисунки песенок, стишков и.т.д. К пению и прохлопыванию мелодий будет присоединяться игра на фортепиано. Для усвоения клавиатуры я советую упражнение «Такси». К моменту начала игры на инструменте детки уже выучили песенку:
До, ре, ми,фа,соль,ля,си.

Едет кошка на такси.

Мы пели ее и весело и грустно, и быстро, и медленно, хлопали. Прыгали, хлопали, пели одновременно, т.е. мы ее достаточно изучили. Теперь пред нами клавиатура, такая большая. Как же в ней ориентироваться? Сажаю ребенка за инструмент посередине (как положено), говорю: « Маша, видишь клавиши белые и черные. Черные расположены группками: две – «окошечко», три – « балкончик.» Маша сразу начинает «гулять» по всей клавиатуре, показывая все «окошки» и « балкончики». Затем объясняю ребенку, что в «окошечко» смотрит звук ре, «на завалинке» слева звук до, справа - звук ми. Далее ребенок соображает сам и выстраивает всю песенку. Играем и поем песенку в 1 октаве. Затем ребенок обнаруживает, что звуки бывают низкие и высокие. Мы вспоминаем зверей, у кого какой голос. Игра в «такси» продолжается. Во второй октаве высокие звуки. Поэтому птичка едет на такси. В 3 октаве - мышка едет на такси. В четвертой - солнце едет на такси. Как говорят сами дети, солнышко высоко живет, поэтому его нужно играть на самых высоких звуках. Далее спускаемся в нижний регистр. Там у нас мишки, тигры, слоники едут на такси. При помощи этой песенки ребенок легко и быстро осваивает клавиатуру. Большое внимание в этом периоде нужно уделять подбору простейших песенок и попевок («ку-ку», «а- у», «баю-бай» и.т.д.).таким образом ребенок постепенно осваивает клавиатуру. В урок входит также прослушивание детских пьес. Надо обращать внимание ученика на характер музыки. Я также включаю в урок активное слушание музыки. Например: говорю ученику: «Маша, сейчас ты прослушаешь три разные пьесы. Если ты услышишь марш - маршируй, быструю музыку - бегай, если услышишь птички летают - летай.» Ребенок слушает и активно изображает музыку. Здесь можно много всего придумать. Все зависит от фантазии педагога. Параллельно этой работе мы занимаемся гимнастикой для выработки определенных ощущений мышц спины, тела, рук.
Упражнения на раскрепощение мышц шеи,рук,плечевого пояса.
1. «Шалтай- болтай» Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Покачивать руками навстречу друг другу.
«Мельница» Встать ровно на расстоянии ступни. Опустить руки свободно, пусть они висят как плети. Начинать раскачивать сначала одной рукой, потм другой рукой, как маятник, до тех пор, пока рука не начнет крутиться как ветряная мельница. 2. «Кукла» Развести руки в стороны. Дать всему корпусу, голове, рукам упасть вперед. Колени при этом слегка подгибаются.
Упражнения для освобождения кисти.
1. «До свидания» 2. « Брызги воды»
Упражнения для пальцев.
1. « Иди ко мне» Работа «целого» пальца из ладони - сгибать к себе каждый палец, кроме первого; для первого пальца - делать круговые движения в воздухе. 2. « Одуванчик» Собрать пальцы в щепотку, мгновенно и легко раскрыть их. 3. «Щеточка» Сбрасываем соринки с колен.
Посадка за инструментом.
Детей нужно правильно посадить за инструмент - удобно и свободно. Важно обратить внимание, чтобы ребенок не сутулился и не сидел напряженно, чтобы во время исполнения не поднимал плечи. Локти не следует прижимать к туловищу, не выворачивать их в стороны. По высоте они должны быть примерно на уровне клавиатуры. Под ноги маленьким детям нужно ставить скамеечку, чтобы была хорошая опора ног.
Освоение первоначальных навыков игры.

Налаживание игровых движений целесообразно начинать с игры non legato 3 пальцем. Путь от non legato рационален потому, что воспитывает у ребенка с первых шагов обучения координацию движений всех частей руки, позволяет легче добиться нужной степени освобождения мышц и вырабатывает полный певучий звук. Первоначальный навык игры non legato должен воспитывать ощущение опоры пальца, цепкого «осязания», чувства кончика пальца, который поддерживает всю руку. Критерием правильности служит певучий, ясный, полный звук. Для освоения этого навыка игры можно предложить ребенку упражнение «Радуга» Суть этого упражнения - перенос руки по клавиатуре (рисуем радугу рукой). Следим за плавностью движения руки при переносе, должна быть хорошая опора на 3 палец. При этом читаем стишок:
Светит радуга - дуга.

А под ней лежат луга.

В небе ты повисла,

Словно коромысло.

Я красивую такую

В полминутки нарисую.
Для выработки более точного и правильного ощущения целесообразно поиграть упражнения « на плоскости»: на столе или на крышке инструмента.
Освоение нотной грамоты.
Процесс освоения нотной грамоты можно начинать после того, как ученик освоил клавиатуру ( после освоения упражнения « Такси»). Этот процесс можно сделать увлекательным и интересным для ученика. Вводим упражнение « Бусы». Для этого педагог делает яркие картинки. Рисуем ярко- красный (или любой другой цвет) нотный стан, на нем яркие крупные бусинки (например, синего цвета) - ноты. Сначала короткие бусы, потом длиннее. Сначала ноты идут подряд, вверх или вниз, топчутся на месте, потом через одну и. т.д. Показываем в записи одну ноту, например до первой октавы. Далее ученик по движению мелодии начинает играть. Постепенно ученик запоминает ноты. Таким же образом подключаем басовый ключ (можно сразу взять два ключа, взяв за отправную точку ноту до первой октавы). Ученики не только запоминают ноты, но и учатся играть по нотам. Формируется навык чтения с листа. Ученики очень любят играть в бусы. Сами рисуют картинки, составляют бусы. Например: осенние бусы, новогодние бусы.
О разборе и игре по нотам.
После освоения нотной грамоты следует вводить игру песенок по нотам. Если ребенок освоил « бусы», то процесс читки нот пойдет более успешно.
Навыкам разбора нужно уделять большое внимание. Что такое разбор? Это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение. Очень важно, чтобы оно (знакомство) пробуждало интерес, а не гасило его. Недостаточное внимание к разбору, преждевременная самостоятельность ученика в этой области в большинстве случаев замедляют и затрудняют дальнейшую работу. Поэтому мы должны учить разбору с первых шагов, занимаясь этим систематически на уроках в классе. Главная задача - как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Поэтому достижение связного процесса (без остановок и ошибок) должно быть целью первого этапа в разучивании песенок и пьесок. Нужно подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития для успеха поставленных выше задач. Нужно с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3- 4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова ( если песенка с текстом). Помогая ученику охватить песенку, мы сокращаем время на «черновую работу» и получаем возможность направить внимание ученика на художественно - музыкальные задачи.
Заключение.
Основные задачи, стоящие перед педагогом на этом этапе - это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных способностей ученика. Педагог, занимающийся с маленькими детьми, должен создавать непринужденную, радостную атмосферу на уроке, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. Педагог не только должен учить музыке, но и воспитывать музыкой. Вместе с интересом к музыке нужно прививать любовь к работе. Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля - вот что движет в работе учащегося. И если педагогу удастся пробудить в ребенке творческие силы, то ученик может « горы свернуть» и выдать такой результат, на который педагог не смел и надеяться.
Список использованной литературы:
. 1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.- М.:Советский композитор,1986
2.Шмидт - Шкловская А.А Воспитание пианистических навыков 3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста М.: Советский композитор,1984 4.Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано-М.: Музыка,1982


В раздел образования