Автор: Валькова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: г. Нижнего Новгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексное взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий"
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 70»
(МАДОУ «Детский сад № 70»)
Статья на тему:
«Комплексное взаимодействие педагогов и родителей детей с
ТНР в рамках организации и проведения совместных
мероприятий с использованием игровых технологий»
город Нижний Новгород
2019 год
Подготовил:
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 70»
Валькова Елена Николаевна
Высшей квалификационной категории
Педагогический стаж работы – 31 год
2
Вопросы правильного воспитания детей всегда были важными и насущными для
взрослого
поколения.
Народная
мудрость
через
устное
творчество
отражает
проблемы семейного и общественного обучения. Сегодня можно обратиться к
известным
высказываниям,
которые
ярко
и
выразительно
раскрывают
смысл
воспитания, помогают нам передать информацию.
Отец не научил - чужой дядя не научит.
С каждым годом число детей c нарушениями речи увеличивается. В причинах
могут быть указаны не только медицинские факторы, но и современные социально-
культурные условия, в которых сегодня происходит развитие детей. По ряду
причин малыши оказываются в условиях дефицита общения, и, прежде всего, с
самыми близкими взрослыми. Современные родители в силу своей занятости на
работе не могут проводить достаточное количество времени со своим ребенком.
Главным источником информации для которого становится телевизор, компьютер и
телефон, где ребенок являются в основном пассивным слушателем и испытывает
недостаток речевой практики. Процент детей с различными нарушениями речи
остается стабильно
высоким.
Многие
дети
оказываются
в
специализированной
группе, так как требуется длительная коррекционная работа с учителем-логопедом,
деятельность
которого
выстраивается
в
разных
направлениях.
Одно
из
них
сотрудничество с семьями воспитанников и педагогами.
Нередко
у
педагога
возникают
трудности
в
работе
с
родителями
воспитанников,
которые
отстраняются
от
работы
по
исправлению
речевых
нарушений у детей. Родители не могут найти свободного времени для занятий с
ребенком дома и не знают, как заниматься.
Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто
больше в них нуждаются.
Ф.Честерфилд
Необходимо помнить, что приобщение родителей к помощи при коррекции речи
должно проходить на позиции равенства и сотрудничества. Логопед организует
работу, таким образом, чтобы ненавязчиво, в разных формах подачи познакомить
родителей с приемами коррекции и закрепления нового материала. На позиции
партнерских отношений все шире используются новые, активные формы работы с
родителями,
позволяющие
вовлечь
их
в
процесс
обучения:
привлечение
к
разучиванию
и
выполнению
с
детьми
разных
видов
игровых
заданий,
показ
инсценировок, совместные развлечения. Таким образом, родители принимают
активное
участие
в
жизни
детей,
тем
самым
лучше
понимая
и
налаживая
взаимоотношения;
педагоги,
взаимодействуя
с
родителями,
узнают
больше
о
ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.
3
Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что наилучшим
образом знаешь..
М. Квинтилиан.
Как мы знаем, более прочному усвоению учебного материала способствует
многократное повторение изученного. Осмысленность нового материала появится у
детей через закрепление материала в разных условиях. Этому содействует игровая
деятельность. Именно игра позволяет скорректировать речевые нарушения. Для
детей с ТНР проводятся игры, способствующие совершенствованию всех сторон
речи (лексики, грамматики, связной речи и звуковой стороны речи). Приобретенные
детьми знания закрепляются в игре в процессе взаимодействия ребенка с педагогами
и родителями.
В нашей группе для коррекции всех сторон речи используются разные виды игр:
пальчиковые игры, игры малой подвижности на координацию речи с движением,
дидактические и театрализованные игры. К каждой лексической теме учитель –
логопед подбирает разные игры и игровой материал на решение определенных задач
по коррекции речи. В процессе подгрупповой и индивидуальной работы логопед
знакомит детей с правилами игры, при необходимости разучивает стихотворный
материал. Далее с содержанием игр знакомятся воспитатели и родители (во время
консультаций, через социальные сети и информации на стенде). Для того, чтобы
родители смогли поиграть со своим ребенком, в холле детского сада расположена
стендовая игротека «Город звуков и слов», где представлены дидактические игры с
необходимым наглядным материалом и упражнения по разным лексическим темам
с
учетом
коррекции
всех
сторон
речевого
развития).
Воспитатели
планируют
проведение игр и игровых заданий в вечернее время.
Стендовая игротека в холлах ДОО «Город звуков и слов»
4
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
творчества.
Для театрализованной деятельности в группе есть уголок с необходимым
оборудованием, где дети могут сочинять, рассказывать знакомые сказки, разучивать
диалоги. Удачным моментом является совместная подготовка педагогов и родителей
к
показу
инсценировки.
Так
с
детьми
подготовительного
возраста
была
подготовлена к показу сказка «Деревья осенью». Цель показа: развитие речи
посредством театрализованной деятельности, обобщить знания детей о деревьях,
кустарниках и их дарах; совершенствовать связную речь детей. В инсценировке
участвовали все дети. Начали подготовку к показу сказки с распределения ролей,
затее логопед разучивал с детьми диалоги и монологи, в дальнейшей родители
закрепляли изученный материал дома. Родители также оказали значительную
помощь
в организации
мероприятия: помогли создать
необычные
красивые
костюмы. Инсценировка получилась яркой, динамичной дети смогли выразительно
передать образ персонажей
Инсценировка сказки «Деревья осенью»
Чем больше знает человек, тем он сильнее.
М. Горький
В рамках проведения тематического развлечения ту или иную лексическую тему
дети изучают с разных сторон. Развлечения направлены на развитие эмоциональной
сферы детей,
и
требуют
тщательной
предварительной
работы,
в
подготовке и
проведении которых в логопедической группе участвует не только логопед, но
также
могут принять
участие
воспитатели группы,
музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, также привлекаются к участию родители.
5
Основная
цель
такого
рода
развлечений
–
обобщение
знаний
детей,
автоматизация полученных умений и навыков по пройденным лексическим темам.
Развлечение требует тщательной подготовки. Сначала логопед указываются цели и
задачи,
и
в
соответствии
с
ними
разрабатывается
сценарий
развлечения,
где
определяется
роль
каждого
участника
коррекционного
процесса.
Такое
мероприятие включают в себя разные виды деятельности: решение проблемных
ситуаций,
элементы
соревнований,
работа
по
командам,
выполнение
игровых
заданий, общение с персонажами. Так в сценарии занятия «Проделки Бяки
-
Забияки»
дети
вместе
с
родителями
отправляются
искать
похищенные
книги,
встречаются
с
разными
персонажами и
выполняют
задания от
них,
вместе с
воспитателем выполняют упражнения на координацию речи с движением. Роль
Бяки – Забияки, забавных игрушек и т.д. исполняют дети. Закрепляются знания по
темам: «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь». В процессе подготовки родители
разучивали стихотворные строчки, подготавливали костюмы и небольшое угощение
для детей. По аналогии состоялось развлечение «Рядом с миром животных» в
подготовительной
группе,
где
прошло
соревнование
двух
команд:
«дикие
животные» (команда взрослых) и «домашние животные» (команда детей).
Развлечение «Проделки Бяки-Забияки»
Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.
А.С.Грибоедов
Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.
Чаще всего на собраниях, консультациях мы встречаемся с мамами, а папы
остаются
в
стороне.
В
преддверии
праздника
«Дня
защитника
Отечества»
мы
решили
привлечь
пап
и
пригласили
на
развлечение.
В
разработке
сценария
и
проведения
которого
помимо
воспитателя
приняли
участие
музыкальный
6
руководитель и инструктор по физической культуре. На этом мероприятии мы
совместили решение задач двигательной активности детей с закреплением знаний о
родах
войск,
навыков
звуко
–
буквенного
анализа
слов
и
чтения.
Во
время
подготовки развлечения некоторые родители представили проекты, которые они
подготовили,
совместно
с
детьми
к
Дню
защитника
Отечества.
Проведение
совместных
развлечений,
как
одного
из
видов
досуговых
форм
организации
общения помогают устанавливать доверительные, партнерские отношения между
логопедом и родителями. Использование такой формы способствует тому, что
благодаря
позитивной
эмоциональной
атмосфере
родители
становятся
более
открытыми
для
общения,
у
них
появляется
желание
участвовать
в
процессе
коррекции речи детей, а также оказывать посильную помощь в организации этого
процесса.
Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном
пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.
Таким образом, организация и проведение совместных мероприятий педагогов и
родителей
с
использованием
игровых
технологий
(пальчиковые
игры,
театрализованные
и
дидактические
игры,
совместные
развлечения)
в
целом
способствует повышению эффективности коррекционной работы в группе с детьми
с ТНР.
Развлечение «Наша Армия – сильна»