Напоминание

"Комплексное взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий"


Автор: Валькова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: г. Нижнего Новгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексное взаимодействие педагогов и родителей детей с ТНР в рамках организации и проведения совместных мероприятий с использованием игровых технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 70»

(МАДОУ «Детский сад № 70»)

Статья на тему:

«Комплексное взаимодействие педагогов и родителей детей с

ТНР в рамках организации и проведения совместных

мероприятий с использованием игровых технологий»

город Нижний Новгород

2019 год

Подготовил:

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 70»

Валькова Елена Николаевна

Высшей квалификационной категории

Педагогический стаж работы – 31 год

2

Вопросы правильного воспитания детей всегда были важными и насущными для

взрослого

поколения.

Народная

мудрость

через

устное

творчество

отражает

проблемы семейного и общественного обучения. Сегодня можно обратиться к

известным

высказываниям,

которые

ярко

и

выразительно

раскрывают

смысл

воспитания, помогают нам передать информацию.

Отец не научил - чужой дядя не научит.

С каждым годом число детей c нарушениями речи увеличивается. В причинах

могут быть указаны не только медицинские факторы, но и современные социально-

культурные условия, в которых сегодня происходит развитие детей. По ряду

причин малыши оказываются в условиях дефицита общения, и, прежде всего, с

самыми близкими взрослыми. Современные родители в силу своей занятости на

работе не могут проводить достаточное количество времени со своим ребенком.

Главным источником информации для которого становится телевизор, компьютер и

телефон, где ребенок являются в основном пассивным слушателем и испытывает

недостаток речевой практики. Процент детей с различными нарушениями речи

остается стабильно

высоким.

Многие

дети

оказываются

в

специализированной

группе, так как требуется длительная коррекционная работа с учителем-логопедом,

деятельность

которого

выстраивается

в

разных

направлениях.

Одно

из

них

сотрудничество с семьями воспитанников и педагогами.

Нередко

у

педагога

возникают

трудности

в

работе

с

родителями

воспитанников,

которые

отстраняются

от

работы

по

исправлению

речевых

нарушений у детей. Родители не могут найти свободного времени для занятий с

ребенком дома и не знают, как заниматься.

Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто

больше в них нуждаются.

Ф.Честерфилд

Необходимо помнить, что приобщение родителей к помощи при коррекции речи

должно проходить на позиции равенства и сотрудничества. Логопед организует

работу, таким образом, чтобы ненавязчиво, в разных формах подачи познакомить

родителей с приемами коррекции и закрепления нового материала. На позиции

партнерских отношений все шире используются новые, активные формы работы с

родителями,

позволяющие

вовлечь

их

в

процесс

обучения:

привлечение

к

разучиванию

и

выполнению

с

детьми

разных

видов

игровых

заданий,

показ

инсценировок, совместные развлечения. Таким образом, родители принимают

активное

участие

в

жизни

детей,

тем

самым

лучше

понимая

и

налаживая

взаимоотношения;

педагоги,

взаимодействуя

с

родителями,

узнают

больше

о

ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.

3

Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что наилучшим

образом знаешь..

М. Квинтилиан.

Как мы знаем, более прочному усвоению учебного материала способствует

многократное повторение изученного. Осмысленность нового материала появится у

детей через закрепление материала в разных условиях. Этому содействует игровая

деятельность. Именно игра позволяет скорректировать речевые нарушения. Для

детей с ТНР проводятся игры, способствующие совершенствованию всех сторон

речи (лексики, грамматики, связной речи и звуковой стороны речи). Приобретенные

детьми знания закрепляются в игре в процессе взаимодействия ребенка с педагогами

и родителями.

В нашей группе для коррекции всех сторон речи используются разные виды игр:

пальчиковые игры, игры малой подвижности на координацию речи с движением,

дидактические и театрализованные игры. К каждой лексической теме учитель –

логопед подбирает разные игры и игровой материал на решение определенных задач

по коррекции речи. В процессе подгрупповой и индивидуальной работы логопед

знакомит детей с правилами игры, при необходимости разучивает стихотворный

материал. Далее с содержанием игр знакомятся воспитатели и родители (во время

консультаций, через социальные сети и информации на стенде). Для того, чтобы

родители смогли поиграть со своим ребенком, в холле детского сада расположена

стендовая игротека «Город звуков и слов», где представлены дидактические игры с

необходимым наглядным материалом и упражнения по разным лексическим темам

с

учетом

коррекции

всех

сторон

речевого

развития).

Воспитатели

планируют

проведение игр и игровых заданий в вечернее время.

Стендовая игротека в холлах ДОО «Город звуков и слов»

4

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,

творчества.

Для театрализованной деятельности в группе есть уголок с необходимым

оборудованием, где дети могут сочинять, рассказывать знакомые сказки, разучивать

диалоги. Удачным моментом является совместная подготовка педагогов и родителей

к

показу

инсценировки.

Так

с

детьми

подготовительного

возраста

была

подготовлена к показу сказка «Деревья осенью». Цель показа: развитие речи

посредством театрализованной деятельности, обобщить знания детей о деревьях,

кустарниках и их дарах; совершенствовать связную речь детей. В инсценировке

участвовали все дети. Начали подготовку к показу сказки с распределения ролей,

затее логопед разучивал с детьми диалоги и монологи, в дальнейшей родители

закрепляли изученный материал дома. Родители также оказали значительную

помощь

в организации

мероприятия: помогли создать

необычные

красивые

костюмы. Инсценировка получилась яркой, динамичной дети смогли выразительно

передать образ персонажей

Инсценировка сказки «Деревья осенью»

Чем больше знает человек, тем он сильнее.

М. Горький

В рамках проведения тематического развлечения ту или иную лексическую тему

дети изучают с разных сторон. Развлечения направлены на развитие эмоциональной

сферы детей,

и

требуют

тщательной

предварительной

работы,

в

подготовке и

проведении которых в логопедической группе участвует не только логопед, но

также

могут принять

участие

воспитатели группы,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре, также привлекаются к участию родители.

5

Основная

цель

такого

рода

развлечений

обобщение

знаний

детей,

автоматизация полученных умений и навыков по пройденным лексическим темам.

Развлечение требует тщательной подготовки. Сначала логопед указываются цели и

задачи,

и

в

соответствии

с

ними

разрабатывается

сценарий

развлечения,

где

определяется

роль

каждого

участника

коррекционного

процесса.

Такое

мероприятие включают в себя разные виды деятельности: решение проблемных

ситуаций,

элементы

соревнований,

работа

по

командам,

выполнение

игровых

заданий, общение с персонажами. Так в сценарии занятия «Проделки Бяки

-

Забияки»

дети

вместе

с

родителями

отправляются

искать

похищенные

книги,

встречаются

с

разными

персонажами и

выполняют

задания от

них,

вместе с

воспитателем выполняют упражнения на координацию речи с движением. Роль

Бяки – Забияки, забавных игрушек и т.д. исполняют дети. Закрепляются знания по

темам: «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь». В процессе подготовки родители

разучивали стихотворные строчки, подготавливали костюмы и небольшое угощение

для детей. По аналогии состоялось развлечение «Рядом с миром животных» в

подготовительной

группе,

где

прошло

соревнование

двух

команд:

«дикие

животные» (команда взрослых) и «домашние животные» (команда детей).

Развлечение «Проделки Бяки-Забияки»

Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.

А.С.Грибоедов

Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.

Чаще всего на собраниях, консультациях мы встречаемся с мамами, а папы

остаются

в

стороне.

В

преддверии

праздника

«Дня

защитника

Отечества»

мы

решили

привлечь

пап

и

пригласили

на

развлечение.

В

разработке

сценария

и

проведения

которого

помимо

воспитателя

приняли

участие

музыкальный

6

руководитель и инструктор по физической культуре. На этом мероприятии мы

совместили решение задач двигательной активности детей с закреплением знаний о

родах

войск,

навыков

звуко

буквенного

анализа

слов

и

чтения.

Во

время

подготовки развлечения некоторые родители представили проекты, которые они

подготовили,

совместно

с

детьми

к

Дню

защитника

Отечества.

Проведение

совместных

развлечений,

как

одного

из

видов

досуговых

форм

организации

общения помогают устанавливать доверительные, партнерские отношения между

логопедом и родителями. Использование такой формы способствует тому, что

благодаря

позитивной

эмоциональной

атмосфере

родители

становятся

более

открытыми

для

общения,

у

них

появляется

желание

участвовать

в

процессе

коррекции речи детей, а также оказывать посильную помощь в организации этого

процесса.

Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном

пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.

Таким образом, организация и проведение совместных мероприятий педагогов и

родителей

с

использованием

игровых

технологий

(пальчиковые

игры,

театрализованные

и

дидактические

игры,

совместные

развлечения)

в

целом

способствует повышению эффективности коррекционной работы в группе с детьми

с ТНР.

Развлечение «Наша Армия – сильна»



В раздел образования