Автор: Лукина Анна Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Красноборская средняя школа"
Населённый пункт: с. Красноборск
Наименование материала: родительское собрание
Тема: Режим для школьника
Раздел: среднее образование
Родительское собрания «Решим дня школьника»
Цель – привлечь внимание родителей к проблеме, связанной с соблюдением
режима дня школьника.
Задачи:
- Раскрыть суть понятия «Режим дня»
- познакомить с рекомендациями по правильной организации распорядка дня
школьника
- мотивировать на составление и соблюдения режима дня для школьника
Текст выступления
Здравствуйте, уважаемые родители. Поговорим мы с вами о режиме дня
школьника. Но, сначала, скажите мне, пожалуйста, что такое режим дня и для чего
нужен режим дня? Может не так уж это и важно? Или польза все-таки есть?
2 слайд
Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.
В
переводе с французского «режим» означает «управление». В первую очередь это
управление временем.
3 слайд
Вы правы, польза есть. Можно выделить две основных цели использования режима
дня. Это сохранение здоровья и правильно распределение времени. Любые
существа
живут
по
биологическим
часам
и
человек
не
исключение,
для
нас
характерно придерживаться распорядка, организм привыкает к этому и получает
много выгоды. Например, если есть в одно и тоже время, пища лучше усваивается,
потому
что
организм
подготавливается
к
обеду,
ужину
и
заранее
выделяет
желудочный сок. Так же, если вы приучили себя вставать в определенное время, то
сможете
вставать
даже
без
будильника.
Организм
подстраивается
под
режим,
потому что ему это здорово помогает, так ему легче. Такая помощь особенно важна
для неокрепшего детского организма. Так же соблюдение режима дня позволяет
правильно распределить большую нагрузку, которая ложится на школьников и
избежать переутомления
В
режиме
школьника
должно
быть
все
точно
р а с п р ед е л е н о :
продолжительность
учебных
занятий
в
школе
и
дома,
прогулки,
регулярность
питания, сон. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный
режим,
у
него
вырабатываются
условные
рефлексы
и
каждая
предыдущая
деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и
быстро переключаться из одного состояние в другое. От того, насколько правильно
организован режим дня школьника зависит не только настроение ребенка, а также
работоспособность и успеваемость в школе, и здоровье в целом. При соблюдении
режима ребенок становится физически активней, проходит успешнее обучение в
школе.
Современные
дети
испытывают
в
школе
огромную
нагрузку.
Новые
предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, все
это может негативно сказаться на здоровье ребенка.
4 слайд.
Режимные моменты, которые стоит учитывать и соблюдать в
течение дня
Подъем
Слишком позднее пробуждение не даст ребенку возможности хорошо
проснуться и от этого может долго сохраняться сонливость.
Зарядка, гигиенические процедуры
Зарядка
облегчает
переход
от
сна
к
бодрствованию
и
организм
легче
подготавливается
к
дневным
нагрузкам. Каждый
день школьника
должен
начинаться с утренней гимнастики с последующими водными процедурами и
оканчиваться вечерним туалетом и отходом ко сну. Утреннюю гимнастику не
случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм
бодростью на весь день.
Завтрак
Многие дети плохо кушают утром, но легкий завтрак необходим
Дорога в школу
Если есть возможность и погода хорошая, можно совместить дорогу в школу ( и
из школы) с короткой прогулкой, это принесет дополнительную пользу.
Время в школе
Приходить в школу как минимум надо за 10 мин до начала занятий.
Время для игр, прогулок, дополнительного образования
В это время хорошо провести какие-то спортивные занятия, подвижные игры и
прогулку. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять
не менее 2 часов для школьников.
Наилучшим отдыхом для школьников, у которых основным видом деятельности
является
умственная
сидячая
работа,
считается
подвижная
деятельность,
особенно в условиях пребывания детей на свежем воздухе. Чистый, свежий
воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм. Школьники
могут
заниматься
в
спортивных
секций
при
школах
или
в
юношеских
спортивных
школах.
Родители
должны
поддерживать
желание
учащихся
заниматься спортом, так как это способствует укреплению здоровья.
Полдник
Иногда про полдник забывают, но он должен входить в режим питания ребенка.
Выполнение домашнего задания
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Благоприятное
время
для
приготовления
уроков
—
16-18
часов. Для
восстановления
работоспособности
через
каждые
30
минут
необходим
перерыв. Рекомендуется готовить уроки с легких заданий и переходить к
наиболее
трудным. Если
приготовление
домашних
заданий
затягивается,
то
школьники
продолжают
работать
при
сниженной
работоспособности,
затрачивают больше сил, при этом качество выполнения заданий страдает, в
письменных работах делается много ошибок, учебный материал усваивается
хуже.
Частой
причиной
увеличения
продолжительности
приготовления
домашних
заданий является тот факт, что школьники начинают выполнять их тотчас по
приходу
домой.
Таким
образам,
не
отдохнувший
после
учебных
занятий
организм получает дополнительную нагрузку. Естественно, что в этих случаях
запомнить
прочитанное
труднее
и
на
приготовление
заданий
затрачивается
б о л ь ш е
в р е м е н и .
Чтобы хорошо выполнить домашние задания, дети должны отдохнуть после
школы. Наиболее целесообразно сделать перерыв между учебными занятиями в
школе и началом приготовления уроков дома продолжительностью не менее 2,5
часов.
После
перерыва,
приема
пищи
и
отдыха
учащиеся
первой
смены
могут
выполнять домашние задания. На приготовление домашних уроков в режиме
дня школьников младших классов нужно отвести 1,5—2 часа. Нежелательно
выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы обязательно должны
быть свободными и посвящены отдыху.
Прогулка на свежем воздухе
Время погулять или отдохнуть дома.
Ужин
Следите за полноценным питанием ребенка. Большую роль в правильном росте
и
развитии
детского
организма
играет
питание,
достаточно
калорийное,
полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и
витаминов.
Умственная
работа,
а
также
большая
подвижная
деятельность
детей
сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно
пополняться за счет питания, чтобы обеспечить хорошую работоспособность
организма.
Приготовление ко сну
Гигиенические мероприятия.
Сон
Потребность в сне зависит от возраста. Ребенок должен спать в среднем около
10
часов.
Полноценный
сон
даёт
возможность легче
воспринимать
информацию на уроках и повысить работоспособность. Продолжительность сна
в течение суток необходимо индивидуализировать и в зависимости от состояния
здоровья ребенка. Дети ослабленные, быстро утомляющиеся, перенесшие какое-
либо
заболевание,
нуждаются
в
увеличении
часов
сна.
Им
рекомендуется
дополнительный дневной сон в течение часа.
5 слайд.
При
составлении
режима
дня
н е о б х о д и м о
у ч и т ы в а т ь
р и т м
работоспособности.
Работоспособность
ребенка отличается от взрослого.
Е с л и
р а с с м ат р и в ат ь
г р а ф и к
работоспособности ребенка, то мы видим,
что
время
наиболее
продуктивных
действий приходится на период с 8.30 до
11.30, далее с 16.00 до 18.00 , а вот в
период
с
12.30
до
14.30
не
стоит
загружать ребенка.
6 слайд.
С учетов физиологических способностей можно составить примерный режим дня:
7.00 - Пробуждение
7.00 – 7.30 Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели, умывание
7.30 – 7.50 Завтрак
8.00 – 8.20 Дорога в школу (прогулка)
8.30 – 14.00 Учебные занятия в школе
14.00 – 14.30 Дорога из школы домой (прогулка)
14.30 – 15.00 Полдник
15.00 – 17.30 Свободное время для прогулок или дополнительного образования
17.30 – 19.30 Приготовление уроков
19.30 – 21.00 Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение литературы,
помощь семье)
21.00 – 21.30 Приготовление ко сну, поддержание чистоты одежды, обуви, вечерний туалет
21.30 – 7.00 Сон
7 слайд. Задание для родителей:
составьте
идеальный
режим
дня
для
своих
детей
с
учетом
физиологических
особенностей и посещений внеклассных занятий используя режимные моменты:
подъем; зарядка; гигиенические процедуры; завтрак; дорога в школу; время в
школе,
время
для
игр,
прогулок,
дополнительного
образования;
полдник;
выполнение домашнего задания; ужин, приготовление ко сну; сон.
8- слайд Анализ анкетирования учащихся. Содержание Анкеты (приложение 1)
слайд.
Рекомендации для родителей:
1 вместе с ребенком составьте режим дня, с учетом основных компонентов (личная
гигиена; питание; сон; секции, кружки; приготовление ДЗ);
2
постарайтесь
соблюдать
режим
для
ребенка,
придерживаться,
хотя
бы
определенного времени для подъема и сна;
3. обязательно наличие прогулок в каждом дне. Ни в коем случае не наказывайте
ребенка лишением прогулки;
4. следите за тем, чтобы ребенок не пропускал время питания;
5. не заставляйте ребенка сразу после школы садиться за выполнение домашнего
задания;
5. если видите, что ребенок устал, выглядит вялым, дайте 10-15 минут свободной
деятельности;
Приложение 1
Анкета «Режим дня»
№
Вопрос
Ответ
1
В котором часу ты встаешь утром?
2
Тебя будят родители или ты просыпаешься
сам?
3
Ты встаешь охотно или с трудом?
4
Что ты делаешь утром?
(умываешься, чистишь зубы, завтракаешь,
расчесываешься и т.д.)
5
Делаешь ли ты зарядку по утрам?
6
Ты делаешь ее один или с родителями?
(если зарядку не делаешь, переходи к
следующему вопросу)
7
Ты ходишь на дополнительные занятия
(кружки, секции)?
8
Как долго ты делаешь уроки?
9
Ты выполняешь их сам или тебе помогают
твои родители?
1
0
Гуляешь ли ты на улице перед тем, как
начать выполнять домашние задания?
11
В котором часу ты идешь спать?