Напоминание

Диагностический инструментарий в группе комбинированной направленности


Автор: Морозова Тамара Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ Д/С № 414
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Диагностический инструментарий в группе комбинированной направленности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад № 414 комбинированного вида «Чебурашка»

«Диагностический инструментарий в группе комбинированной

направленности»

Морозова Тамара Сергеевна,

учитель-логопед, МКДОУ д/с № 414

Специфика групп комбинированной направленности в нашем детском

саду определяется преобладанием среди детей с особыми образовательными

потребностями

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи.

Структура

таких

нарушений во многом затрудняет коммуникацию педагога и ребенка, как в

процессе передачи знаний, так и при проверке качества их усвоения.

Поэтому,

при

планировании

проведения

мониторинга

детского

развития

в

группах

комбинированной

направленности

актуальным

становится вопрос его инструментального обеспечения.

Особенно

это

значимо

для

средних

групп,

где

уровень

речевого

развития еще не позволяет говорить о компенсации имеющихся нарушений.

Таким образом, очевидно, что необходимым подбор для воспитанников

с особыми образовательными потребностями специального педагогического

диагностического инструментария, позволяющего выявить как результаты

образовательного

процесса

(компетенции

ребенка

по

образовательным

областям),

так

и

уровень

детского

развития (на

основе оценки

развития

интегративных качеств ребенка).

При этом важно опираться на сильные стороны ребенка, которыми, при

слабости слухового гнозиса, могут оказаться зрительное и кинестетическое

восприятие.

Итак,

предлагаю

рассмотреть

пример

подбора

инструментария

для

обследования

достижений

ребенка

в

образовательной

области

«Познавательное развитие» на первой ступени обучения.

Целевой ориентир

Метод обследования сформированности

составляет схематическое изображение из двух-

трех частей;

Анализ продуктов деятельности

создает предметные конструкции из трех-пяти

деталей;

Анализ продуктов деятельности

показывает по словесной инструкции и может

назвать два-четыре основных цвета и две-три

формы;

Задания типа «Покажи красный цвет»

«Покажи круг»

выбирает из трех предметов разной величины

«самый большой» («самый маленький»);

Задания типа «Покажи самый большой мяч

(кубик)»

выполняет постройку из трех-четырех кубиков

по образцу, показанному взрослым;

Задание типа «Построй, как я»

обладает навыком элементарной кооперативной

деятельности с другими детьми в ходе создания

коллективных построек с непосредственным

участием взрослого;

Задания типа «Строим одинаковые

постройки», «Вместе строим дом»

воспринимает и запоминает инструкцию из трех-

четырех слов;

Задания типа «Посади куклу на стул»,

«Дай мне желтый кубик», «Дай мне

большой мяч»

использует в игре предметы-заместители;

Наблюдение в игровой деятельности

усваивает сведения о мире людей и рукотворных

материалах;

Задания типа «Дай все деревянное» (выбор

из набора предметов) Картины с

изображением представителей профессий и

т.п. по пройденным лексическим темам.

«Покажи где повар», «Покажи кто варит»

обладает навыком элементарного планирования

и выполнения каких-либо действий с помощью

взрослого и самостоятельно («Что будем делать

сначала?», «Что будем делать потом?»);

Задания типа «Разложи картинки по

порядку» (сюжетные картины с

изображением режимных моментов), серии

сюжетных картин бытовой тематики (то,

что есть в опыте ребенка)

обладает навыком моделирования различных

действий, направленных на воспроизведение

величины, формы предметов, протяженности,

удаленности

Задания на изображение руками «У Маши

большая корзина, маленькая корзина », «У

Пети длинный шарф, короткий шарф»,

«Нарисуй круг (треугольник)» и т.п. «Кто

стоит далеко?» Встань близко ко мне, далеко

от меня»

считает с соблюдением принципа «один к

одному» (в доступных пределах счета),

обозначает итог счета;

Анализ действий со счетными материалами

знает реальные явления и их изображения:

контрастные времена года (лето и зима) и части

суток (день и ночь);

Задания типа «Покажи где…», «Покажи,

что сейчас» Сюжетные картинки с

изображением времени года, времени суток.

Обращаю

ваше

внимание

на

то,

что

целевые

ориентиры

рассматриваются на основании АООП для детей с ТНР, Они представлены в

обобщенном виде. В картах мониторинга каждый критерий раскрыт более

детально

с

указанием

отдельных

видов

деятельности,

своеобразных

для

каждой ступени обучения.

Поэтому

стимульный

материал

и

задания

для

каждой

возрастной

группы должны иметь свою специфику.

В заключение хочется отметить, что основная цель мониторинга

в

конце

учебного

года

выявление

динамики

развития

ребенка

для

определения общих перспектив дальнейшей педагогической работы с ним.

То

есть

соответствие

достижений

ребенка

критериям

является

значимым

показателем

успешности

усвоения

им

образовательной

программы, но еще более значимым показателем является: разница между

уровнями его достижений в начале и в конце года. При этом, любые

сомнения, при педагогическом исследовании, трактуются в пользу ребенка.



В раздел образования