Напоминание

"Профессиональная деятельность учителя начальных классов".


Автор: Наталья Николаевна Хрусталева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №97
Населённый пункт: г .Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная деятельность учителя начальных классов".
Раздел: начальное образование





Назад




Профессиональная деятельность учителя начальных классов

С 2011 года я работаю по УМК «Школа России». Рабочая программа

разработана на основе Федерального государственного стандарта начального

общего образования (Приказ Министерства образования и науки от

06.10.2009 №373 ( п.19.5 с исправлениями) об утверждении Федерального

государственного стандарта начального общего образования; основной

образовательной программы начального общего образования МБОУ

СОШ№97 примерной программы начального общего образования по

предметам начальной школы, планируемых результатов начального общего

образования. Приоритетными направлениями при разработке части

образовательной программы формируемой участниками образовательных

отношений были выбраны: индивидуализация процесса обучения ,

обеспечивающая работу с обучающимися, имеющими разный уровень

мотивации к обучению, внедрение здоровьесберегающих технологий,

создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного

здоровья учащихся, выявление и развитие творческого потенциала учащихся.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на

формирование гражданской идентичности. В своей работе я использую

разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень

активности учащихся в учебном процессе. Стараюсь научить учащихся

овладеть технологией диалога, эффективно сочетать репродуктивную и

проблемную формы обучения, учу детей работать творчески, выполнять

самоконтроль и самооценку. Я широко использую в своем воспитательно –

образовательном процессе современные образовательные технологии

(проектную методику обучения, технологии личностно - ориентированного

обучения, проблемное обучение, информационно – коммуникационные

технологии). Это способствует достижению высоких результатов в урочной и

внеурочной деятельности. При этом стараюсь постоянно применять новые

формы и средства обучения. На уроках применяю элементы групповой,

индивидуальной, фронтальной форм работы, работу в парах, во внеурочной

деятельности – ещё и коллективные. Средства обучения разнообразны:

словари, справочники, плакаты, таблицы, схемы, карточки, видеофильмы,

звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.

В моей методической копилке достаточно созданных мною материалов

:презентации для уроков ,тесты, карточки, плакаты, разработанные рабочие

программы уроков, внеклассных мероприятий, тексты заданий для

олимпиад.

При создании методических и дидактических материалов учитываю уровень

подготовленности своего класса. Выявив в 1-ом классе познавательный и

интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую

свою деятельность в соответствии с этим,ставя конкретные цели и задачи для

каждого уровня развития ребёнка. Периодически добавляю материал в свою

методическую копилку. У меня имеются различные презентации, которые я

использую во время урока и внеурочной деятельности. На уроках

презентации использую на этапе изучения нового материала, а также

закрепления изученного материала. Каждый урок я начинаю с

положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить

образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию

психологического и физического напряжения. В начале урока тренирую детей

в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока,

порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы подталкивают

детей на самостоятельный поиск необходимой информации. Выстраиваю

работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по

данной конкретной теме. Использую задания проблемно-поискового,

развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в

обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы

может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет

непрерывного образования — формирование умения учиться.

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной

идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и

воспитания, методики определения результативности. Путь достижения этой

цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить

учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и

навыков в рамках отдельных дисциплин. Всё это отражается в достижениях

каждого ученика (его портфолио) и портфолио учителя. Посещаю уроки

учителей средней школы для создания единых требований для учащихся

начальной школы и среднего звена. На уроках даю возможность

обучающимся самостоятельно мыслить, корректирую учебную программу с

учетом опережающего обучения. При этом стараюсь постоянно применять

новые формы и средства обучения. На уроках применяю элементы

групповой, индивидуальной, фронтальной форм работы, работу в парах.

На каждом из этапов урока я ставлю следующие виды целей и задач:1)

Организационный этап. Цель: создать условия для возникновения у

обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формируются личностные УУД: готовность кобучению, отношение к учёбе.

2. Актуализация знаний. Цель: актуализировать личностный смысл

обучающихся к изучению темы, организовать фиксирование затруднения.

Формируются регулятивные УУД (целеполагание) и познавательные УУД.3

Самоопределение к деятельности. Цель: выявить место затруднения и

зафиксировать во внешней речи. Формирование ПУУД: ориентироваться в

системе знаний. 4.Открытие нового знания. Цели: организовать постановку

цели урока, составление совместного плана действий, определение средств.

Формируются ПУУД (извлечение необходимой информации, определение

основной информации) и КУУД (сотрудничество в поиске и сборе

информации)5. Первичное закрепление и самостоятельная работа с

самопроверкой по образцу. Цели: организовать выполнение самостоятельной

работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и

причины затруднений. Формируются ПУУД (добывать новые знания), КУУД

(работать в группе, формулировать собственную позицию), РУУД (контроль,

саморегуляция, коррекция).6.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать усвоение нового способа действий. Формируются КУУД

(уметь высказывать свое предположение),ПУУД (выделять необходимую

информацию и работать с ней).7.Рефлексия деятельности. Цель: организовать

рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Формируемые ЛУУД(самооценка) и РУУД (оценивать правильность

выполнения действия).

Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности

учащихся. Считаю, что использование учителем разнообразных форм и

методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития

потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей. При

организации индивидуальной и совместной деятельности я использую

следующие методы:1) метод дифференциации; 2) выполнение творческого

задания (ребенок проявляет фантазию, итоговый результат разнообразен и

неповторим) ;3)организую дежурство. Совместную деятельность учащихся

организую:1) в форме работы в парах;2) в форме работы в малых и больших

группах. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. К

совместной деятельности обучающихся можно отнести и использование

игровых форм, совместную творческую работу во внеурочной деятельности

(создание газеты, проекта, сценария, эвристические беседы, круглый стол.)

Для создания рабочей атмосферы я использую различные вербальные и

невербальные приёмы. На моих уроках создана обстановка

доброжелательности, открытости, взаимного доверия и уважения. Поэтому

обучающиеся чувствуют себя свободно, открыто выражают своё мнение,

пусть даже и неправильное. Я обязательно выслушаю любое мнение ученика,

дискутирую с ним и мы вместе приходим к правильному решению. Среди

невербальных средств, используемых мною, хочется отметить следующие:

добрый, приветливый взгляд, улыбка, открытые жесты. На мой взгляд, одним

из важных средств создания благоприятного микроклимата в учебном

процессе является похвала ученика. Для того чтобы поддержать ребёнка, я

опираюсь на сильные его стороны, не подчеркиваю его промахи, а

подчеркивать временный характер его неудач, стараюсь научить ребёнка

оптимизму, учитываю индивидуальность каждого обучающегося,

предоставляю детям больше самостоятельности и поощряю, создаю ситуации

успеха для ученика, демонстрирую симпатию к нему, вношу юмор в

отношения с учащимся, всегда им доверяю. Поддержание дисциплины в

учебно-воспитательном процессе является необходимым условием для

успешного его осуществления. Для этой цели я использую следующие

вербальные и невербальные приёмы: пауза, взгляд, подойти к нарушителю,

физический контакт (тронуть за плечо), спросить о причине такого

поведения, успокоить, вовлечь в урок, дать индивидуальное задание, убрать

то, что вызвало плохое поведение, рассказать о своих ожиданиях

относительно его поведения. Для сохранения здоровьесбережения я

использую физкультминутки и релаксационные паузы, зрительную

гимнастику, упражнения для снятия гиподинамии и статичности (смена позы

за столом). Во избежание усталости учащихся я чередую виды работ:

самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие

задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и

одновременно отдыху ребят. Также я использую педагогику сотрудничества,

благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и

укрепления здоровья учащихся и педагогов, технологию уровневой

дифференциации обучения, групповую работу(деление класса происходит с

учётом типологических особенностей школьников).Повышение общей

языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках,

развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения,

самореализации, творческого воображения, навыков коллективной

творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей

работы и работы коллектива, выявление одарённых детей – вот далеко

неполный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности.

Я использую технологии личностно ориентированного обучения.

(Обучение на основе личностно значимых ситуаций, разноуровневое

обучение (лестница достижений, портфолио), обучение в сотрудничестве,

проектное обучение; проблемное обучение (опора на мотивационную сферу

позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только

интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя

традиционные формы, не оптимально.) игровые технологии (Изученный в

процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей

степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не

использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически

сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и

увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в

процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и

прочным.)

Использую на уроке методы, способствующие активизации инициативы и

творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора

(свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода

творчества и т.д.); активные методы(ролевая игра, семинар, дискуссия,

ученик как исследователь); создание ситуации успеха. Задания и материалы

подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно

оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали

интересные сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. На

уроках использую игровые ситуации, потому что игровой метод, вызывает

глубокий эмоциональный интерес, тем самым способствует созданию

положительного эмоционального фона на занятиях, что в свою очередь

создает положительное отношение к предмету. Провожу викторины, КВН,

готовлю презентации, праздники. Создаю в классе атмосферу

психологического комфорта, которая усиливает повышение мотивации

обучения.

Стимулирование стремления учащихся к самообразованию,

самостоятельности, познавательной активности, формирует индивидуально

образовательные траектории, по которым учащиеся самостоятельно

контролируют свою учебную деятельность самоопределения и

самореализации. По всем вопросам, обозначенным в моей учебной

программе, ученики могут предлагать свое индивидуальное содержание:

определять индивидуальный смысл занятий по предмету, ставить цели,

отбирать темы, планировать, контролировать и оценивать свою работу.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения

является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их

уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого я применяю

следующие способы: а) индивидуальные задания ученикам на уроках; б)

организация парной и групповой работы; в) формулировка детям открытых

заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым

учеником ;г)предлагаю ученикам составить план занятия для себя, выбрать

содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, Главная

задача личностно-ориентированного обучения – построение каждым

учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая

соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без

оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов

деятельности, её регулятором, показателем результативности. Ученику будет

сопутствовать необходимый для его развития успех, если ему будут даваться

посильные задания, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно.

При подготовке к уроку и его проведении я предусматриваю разноуровневые

задания. Я стараюсь найти в ученике и его действиях то, что заслуживает

положительной оценки. Это вызывает у растущего человека чувство

защищенности, снижает тревожность, повышает самооценку и уверенность в

себе. Моя контрольно-оценочная среда урока включает следующее:

побуждаю ребят контролировать и оценивать действия одноклассников,

отвечающих у доски во время опроса (с соблюдением корректности в

выражении контрольно - оценочного мнения); подробно аргументирую

оценки, выставляемые ученикам за работу на уроке; использую в ходе опроса

и закрепления различные формы взаимоконтроля; подвожу совместно с

классом итог урока, побуждая ребят высказываться о том, кто как работал, и

что было усвоен; стремлюсь к тому, чтобы положительные оценочные

суждения преобладали над отрицательными.

Введение федерального государственного образовательного стандарта

привело к полному преобразованию организации процесса обучения в

каждом отдельно взятом классе начальной школы. Вместо старого конспекта

теперь необходимо составлять технологическую карту уроку, которая

определяет последовательную деятельность школьников. На этапе

актуализации знаний с помощью проблемного вопроса, побуждающего

диалога или приема «яркое пятно» учащиеся выявляют затруднения в

индивидуальной деятельности. На этапе самоопределения учащиеся

фиксируют то место, где возникло затруднение, соотносят свои действия с

используемым способом действий(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой

основе фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные

знания, умения или способности, которых недостаточно для решения задач

такого типа. На этапе открытия нового знания учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель,

согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и

определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит

учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –

побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. На этапе

первичного закрепления проговаривание нового знания, запись в виде

опорного сигнала, фронтальная работа, работа в парах; комментирование.

Далее- самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, и включение

нового знания в систему знаний и повторение. Учащимся предлагаются

задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Очень важный этап -рефлексия учебной деятельности. Использование

приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм

работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении.

Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс,

но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной

школьной жизни. Творческий поиск меня, как учителя, связан с реализацией

идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества личностно -

ориентированного подхода. Моя миссия в контексте социальной

деятельности— дать обучающемуся представление об общественных

ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через

практику общественных отношений с различными социальными группами и

людьми с разными социальными статусами.

В процессе обучения я постоянно поддерживаю обучающихся. Находясь в

постоянном взаимодействии с учениками, я стараюсь вовремя заметить

назревающую проблему и помочь ребёнку в трудной ситуации. Об их

проблемах можно узнать, наблюдая за ними, разговаривая с ними, оценивая

результаты их деятельности. Я слежу за изменениями в поведении и

настроении обучающихся, прислушиваюсь к тому, что они говорят. Общение

с детьми я стараюсь строить на доверии. При этом учитываю

психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный,

дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход. В любых

ситуациях я всегда сопереживаю, спешу похвалить ребёнка, акцентирую

внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах,

оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу

принимать свои ошибки и учиться на них,поддерживаю детей, которые

стремятся помочь другим. Таким образом, для каждого обучающегося я

стараюсь стать не только человеком, который передаёт профессиональные

знания, но и человеком, который научит преодолевать, разрешать трудные

ситуации, поможет поверить в себя, в собственные силы. А это залог

успешной самореализации в современном обществе, в собственной жизни и

профессиональной деятельности.

В своей работе с родителями стараюсь привлечь их к участию в

воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует

созданию благоприятного климата в семье, психологического и

эмоционального комфорта ребёнка в школе и дома. Работа с родителями

требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними,

педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного

внимания. Элементами моей системы работы с родителями являются:

изучение семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной

деятельности, установление и поддержание единых требований школы и

семьи в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей,

систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника,

совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и

воспитанию детей, оказание практической педагогической помощи

родителям в случае необходимости, содействие в установлении связи семьи с

общественностью в целях улучшения воспитания детей, привлечение

родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в

школе. В ходе первого ознакомительного посещения выясняю условия,

созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые

обязанности, интересуюсь, как организован досуг ребёнка, каков круг его

общения. В ходе беседы с родителями стараюсь понять стиль жизни семьи, её

уклад, чем живёт семья, каковы семейные традиции, определяю уровень

педагогической образованности родителей. В ходе таких посещений я всегда

стараюсь быть очень тактичной. Кроме посещения семей, я использую такие

методы, как беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье,

конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной

семьи «Древо жизни», педагогические мастерские, деловые игры с

родителями, праздники. При анкетировании родителей я использую заранее

составленный вопросник. В ходе индивидуальных консультаций, которые я

даю родителям, всегда выражаю готовность помочь им в решении трудных

задач. Всегда присутствую и выступаю на родительских собраниях,

проводимых в нашей школе. Всегда стараюсь вовлечь родителей в учебно-

воспитательный процесс. Для этой цели я использую следующие формы

деятельности: дни открытых дверей, дни творчества детей и их родителей,

открытые уроки и внеклассные мероприятия. Я считаю, что работа педагога с

родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей

в учебно-воспитательный процесс.

Педагог должен быть опрятен, пунктуален, вежлив, тогда он может

требовать того же от других. Его профессиональные качества - это

исполнительская дисциплина, стремление к самообразованию, освоение

современных технологий, творческий подход, хорошие организаторские

способности. Кроме перечисленного, педагог должен обладать такими

качествами, как оптимизм, справедливость, толерантность, терпение,

отзывчивость, тактичность, чувство поддержки, любовь к детям. Это должен

быть человек высоких моральных качеств, с надлежащим уровнем

профессиональной подготовки. Важной для учителя является положительная

эмоциональная настроенность, которая проявляется в умении оставлять за

дверями школы неприятные переживания, плохое настроение. Он должен

уметь устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями,

родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними,

выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Все эти

требования я стараюсь реализовать в своей педагогической деятельности.

В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения,

основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Во взаимоотношениях с

коллегами я стараюсь быть честной, справедливой, порядочной,

доброжелательной, с уважением отношусь к их знаниям и опыту, а также

готова передать им свой опыт и знания. Надо всегда помнить, что

взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на

качестве учебно-воспитательного процесса, поэтому в нашем педагогическом

коллективе они основываются на признании профессионализма, интересе и

совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном

общении, уважении чужой точки зрения.

Жалоб на мою деятельность со стороны обучающихся и их родителей не

было, не имелось и взысканий со стороны администрации школы.

В межаттестационный период было благодарственное письмо от родителей

4 «В» за подписью директора МБОУ СОШ №97 О.Д.Бирюковой за

профессиональное мастерство, педагогический талант, чуткое отношение к

каждому из учеников



В раздел образования