Автор: Наталья Николаевна Хрусталева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №97
Населённый пункт: г .Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная деятельность учителя начальных классов".
Раздел: начальное образование
Профессиональная деятельность учителя начальных классов
С 2011 года я работаю по УМК «Школа России». Рабочая программа
разработана на основе Федерального государственного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства образования и науки от
06.10.2009 №373 ( п.19.5 с исправлениями) об утверждении Федерального
государственного стандарта начального общего образования; основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ№97 примерной программы начального общего образования по
предметам начальной школы, планируемых результатов начального общего
образования. Приоритетными направлениями при разработке части
образовательной программы формируемой участниками образовательных
отношений были выбраны: индивидуализация процесса обучения ,
обеспечивающая работу с обучающимися, имеющими разный уровень
мотивации к обучению, внедрение здоровьесберегающих технологий,
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного
здоровья учащихся, выявление и развитие творческого потенциала учащихся.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на
формирование гражданской идентичности. В своей работе я использую
разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе. Стараюсь научить учащихся
овладеть технологией диалога, эффективно сочетать репродуктивную и
проблемную формы обучения, учу детей работать творчески, выполнять
самоконтроль и самооценку. Я широко использую в своем воспитательно –
образовательном процессе современные образовательные технологии
(проектную методику обучения, технологии личностно - ориентированного
обучения, проблемное обучение, информационно – коммуникационные
технологии). Это способствует достижению высоких результатов в урочной и
внеурочной деятельности. При этом стараюсь постоянно применять новые
формы и средства обучения. На уроках применяю элементы групповой,
индивидуальной, фронтальной форм работы, работу в парах, во внеурочной
деятельности – ещё и коллективные. Средства обучения разнообразны:
словари, справочники, плакаты, таблицы, схемы, карточки, видеофильмы,
звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.
В моей методической копилке достаточно созданных мною материалов
:презентации для уроков ,тесты, карточки, плакаты, разработанные рабочие
программы уроков, внеклассных мероприятий, тексты заданий для
олимпиад.
При создании методических и дидактических материалов учитываю уровень
подготовленности своего класса. Выявив в 1-ом классе познавательный и
интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую
свою деятельность в соответствии с этим,ставя конкретные цели и задачи для
каждого уровня развития ребёнка. Периодически добавляю материал в свою
методическую копилку. У меня имеются различные презентации, которые я
использую во время урока и внеурочной деятельности. На уроках
презентации использую на этапе изучения нового материала, а также
закрепления изученного материала. Каждый урок я начинаю с
положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить
образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию
психологического и физического напряжения. В начале урока тренирую детей
в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока,
порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы подталкивают
детей на самостоятельный поиск необходимой информации. Выстраиваю
работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по
данной конкретной теме. Использую задания проблемно-поискового,
развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в
обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы
может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет
непрерывного образования — формирование умения учиться.
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной
идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и
воспитания, методики определения результативности. Путь достижения этой
цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить
учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин. Всё это отражается в достижениях
каждого ученика (его портфолио) и портфолио учителя. Посещаю уроки
учителей средней школы для создания единых требований для учащихся
начальной школы и среднего звена. На уроках даю возможность
обучающимся самостоятельно мыслить, корректирую учебную программу с
учетом опережающего обучения. При этом стараюсь постоянно применять
новые формы и средства обучения. На уроках применяю элементы
групповой, индивидуальной, фронтальной форм работы, работу в парах.
На каждом из этапов урока я ставлю следующие виды целей и задач:1)
Организационный этап. Цель: создать условия для возникновения у
обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формируются личностные УУД: готовность кобучению, отношение к учёбе.
2. Актуализация знаний. Цель: актуализировать личностный смысл
обучающихся к изучению темы, организовать фиксирование затруднения.
Формируются регулятивные УУД (целеполагание) и познавательные УУД.3
Самоопределение к деятельности. Цель: выявить место затруднения и
зафиксировать во внешней речи. Формирование ПУУД: ориентироваться в
системе знаний. 4.Открытие нового знания. Цели: организовать постановку
цели урока, составление совместного плана действий, определение средств.
Формируются ПУУД (извлечение необходимой информации, определение
основной информации) и КУУД (сотрудничество в поиске и сборе
информации)5. Первичное закрепление и самостоятельная работа с
самопроверкой по образцу. Цели: организовать выполнение самостоятельной
работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и
причины затруднений. Формируются ПУУД (добывать новые знания), КУУД
(работать в группе, формулировать собственную позицию), РУУД (контроль,
саморегуляция, коррекция).6.Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать усвоение нового способа действий. Формируются КУУД
(уметь высказывать свое предположение),ПУУД (выделять необходимую
информацию и работать с ней).7.Рефлексия деятельности. Цель: организовать
рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.
Формируемые ЛУУД(самооценка) и РУУД (оценивать правильность
выполнения действия).
Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности
учащихся. Считаю, что использование учителем разнообразных форм и
методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития
потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей. При
организации индивидуальной и совместной деятельности я использую
следующие методы:1) метод дифференциации; 2) выполнение творческого
задания (ребенок проявляет фантазию, итоговый результат разнообразен и
неповторим) ;3)организую дежурство. Совместную деятельность учащихся
организую:1) в форме работы в парах;2) в форме работы в малых и больших
группах. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. К
совместной деятельности обучающихся можно отнести и использование
игровых форм, совместную творческую работу во внеурочной деятельности
(создание газеты, проекта, сценария, эвристические беседы, круглый стол.)
Для создания рабочей атмосферы я использую различные вербальные и
невербальные приёмы. На моих уроках создана обстановка
доброжелательности, открытости, взаимного доверия и уважения. Поэтому
обучающиеся чувствуют себя свободно, открыто выражают своё мнение,
пусть даже и неправильное. Я обязательно выслушаю любое мнение ученика,
дискутирую с ним и мы вместе приходим к правильному решению. Среди
невербальных средств, используемых мною, хочется отметить следующие:
добрый, приветливый взгляд, улыбка, открытые жесты. На мой взгляд, одним
из важных средств создания благоприятного микроклимата в учебном
процессе является похвала ученика. Для того чтобы поддержать ребёнка, я
опираюсь на сильные его стороны, не подчеркиваю его промахи, а
подчеркивать временный характер его неудач, стараюсь научить ребёнка
оптимизму, учитываю индивидуальность каждого обучающегося,
предоставляю детям больше самостоятельности и поощряю, создаю ситуации
успеха для ученика, демонстрирую симпатию к нему, вношу юмор в
отношения с учащимся, всегда им доверяю. Поддержание дисциплины в
учебно-воспитательном процессе является необходимым условием для
успешного его осуществления. Для этой цели я использую следующие
вербальные и невербальные приёмы: пауза, взгляд, подойти к нарушителю,
физический контакт (тронуть за плечо), спросить о причине такого
поведения, успокоить, вовлечь в урок, дать индивидуальное задание, убрать
то, что вызвало плохое поведение, рассказать о своих ожиданиях
относительно его поведения. Для сохранения здоровьесбережения я
использую физкультминутки и релаксационные паузы, зрительную
гимнастику, упражнения для снятия гиподинамии и статичности (смена позы
за столом). Во избежание усталости учащихся я чередую виды работ:
самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие
задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и
одновременно отдыху ребят. Также я использую педагогику сотрудничества,
благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и
укрепления здоровья учащихся и педагогов, технологию уровневой
дифференциации обучения, групповую работу(деление класса происходит с
учётом типологических особенностей школьников).Повышение общей
языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках,
развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения,
самореализации, творческого воображения, навыков коллективной
творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей
работы и работы коллектива, выявление одарённых детей – вот далеко
неполный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности.
Я использую технологии личностно ориентированного обучения.
(Обучение на основе личностно значимых ситуаций, разноуровневое
обучение (лестница достижений, портфолио), обучение в сотрудничестве,
проектное обучение; проблемное обучение (опора на мотивационную сферу
позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только
интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя
традиционные формы, не оптимально.) игровые технологии (Изученный в
процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей
степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не
использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически
сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и
увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в
процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и
прочным.)
Использую на уроке методы, способствующие активизации инициативы и
творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора
(свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода
творчества и т.д.); активные методы(ролевая игра, семинар, дискуссия,
ученик как исследователь); создание ситуации успеха. Задания и материалы
подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно
оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали
интересные сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. На
уроках использую игровые ситуации, потому что игровой метод, вызывает
глубокий эмоциональный интерес, тем самым способствует созданию
положительного эмоционального фона на занятиях, что в свою очередь
создает положительное отношение к предмету. Провожу викторины, КВН,
готовлю презентации, праздники. Создаю в классе атмосферу
психологического комфорта, которая усиливает повышение мотивации
обучения.
Стимулирование стремления учащихся к самообразованию,
самостоятельности, познавательной активности, формирует индивидуально
образовательные траектории, по которым учащиеся самостоятельно
контролируют свою учебную деятельность самоопределения и
самореализации. По всем вопросам, обозначенным в моей учебной
программе, ученики могут предлагать свое индивидуальное содержание:
определять индивидуальный смысл занятий по предмету, ставить цели,
отбирать темы, планировать, контролировать и оценивать свою работу.
Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения
является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их
уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого я применяю
следующие способы: а) индивидуальные задания ученикам на уроках; б)
организация парной и групповой работы; в) формулировка детям открытых
заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым
учеником ;г)предлагаю ученикам составить план занятия для себя, выбрать
содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, Главная
задача личностно-ориентированного обучения – построение каждым
учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая
соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без
оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов
деятельности, её регулятором, показателем результативности. Ученику будет
сопутствовать необходимый для его развития успех, если ему будут даваться
посильные задания, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно.
При подготовке к уроку и его проведении я предусматриваю разноуровневые
задания. Я стараюсь найти в ученике и его действиях то, что заслуживает
положительной оценки. Это вызывает у растущего человека чувство
защищенности, снижает тревожность, повышает самооценку и уверенность в
себе. Моя контрольно-оценочная среда урока включает следующее:
побуждаю ребят контролировать и оценивать действия одноклассников,
отвечающих у доски во время опроса (с соблюдением корректности в
выражении контрольно - оценочного мнения); подробно аргументирую
оценки, выставляемые ученикам за работу на уроке; использую в ходе опроса
и закрепления различные формы взаимоконтроля; подвожу совместно с
классом итог урока, побуждая ребят высказываться о том, кто как работал, и
что было усвоен; стремлюсь к тому, чтобы положительные оценочные
суждения преобладали над отрицательными.
Введение федерального государственного образовательного стандарта
привело к полному преобразованию организации процесса обучения в
каждом отдельно взятом классе начальной школы. Вместо старого конспекта
теперь необходимо составлять технологическую карту уроку, которая
определяет последовательную деятельность школьников. На этапе
актуализации знаний с помощью проблемного вопроса, побуждающего
диалога или приема «яркое пятно» учащиеся выявляют затруднения в
индивидуальной деятельности. На этапе самоопределения учащиеся
фиксируют то место, где возникло затруднение, соотносят свои действия с
используемым способом действий(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой
основе фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные
знания, умения или способности, которых недостаточно для решения задач
такого типа. На этапе открытия нового знания учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель,
согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и
определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит
учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –
побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. На этапе
первичного закрепления проговаривание нового знания, запись в виде
опорного сигнала, фронтальная работа, работа в парах; комментирование.
Далее- самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, и включение
нового знания в систему знаний и повторение. Учащимся предлагаются
задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Очень важный этап -рефлексия учебной деятельности. Использование
приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм
работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении.
Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс,
но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной
школьной жизни. Творческий поиск меня, как учителя, связан с реализацией
идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества личностно -
ориентированного подхода. Моя миссия в контексте социальной
деятельности— дать обучающемуся представление об общественных
ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через
практику общественных отношений с различными социальными группами и
людьми с разными социальными статусами.
В процессе обучения я постоянно поддерживаю обучающихся. Находясь в
постоянном взаимодействии с учениками, я стараюсь вовремя заметить
назревающую проблему и помочь ребёнку в трудной ситуации. Об их
проблемах можно узнать, наблюдая за ними, разговаривая с ними, оценивая
результаты их деятельности. Я слежу за изменениями в поведении и
настроении обучающихся, прислушиваюсь к тому, что они говорят. Общение
с детьми я стараюсь строить на доверии. При этом учитываю
психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный,
дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход. В любых
ситуациях я всегда сопереживаю, спешу похвалить ребёнка, акцентирую
внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах,
оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу
принимать свои ошибки и учиться на них,поддерживаю детей, которые
стремятся помочь другим. Таким образом, для каждого обучающегося я
стараюсь стать не только человеком, который передаёт профессиональные
знания, но и человеком, который научит преодолевать, разрешать трудные
ситуации, поможет поверить в себя, в собственные силы. А это залог
успешной самореализации в современном обществе, в собственной жизни и
профессиональной деятельности.
В своей работе с родителями стараюсь привлечь их к участию в
воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье, психологического и
эмоционального комфорта ребёнка в школе и дома. Работа с родителями
требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними,
педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного
внимания. Элементами моей системы работы с родителями являются:
изучение семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной
деятельности, установление и поддержание единых требований школы и
семьи в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей,
систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника,
совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и
воспитанию детей, оказание практической педагогической помощи
родителям в случае необходимости, содействие в установлении связи семьи с
общественностью в целях улучшения воспитания детей, привлечение
родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в
школе. В ходе первого ознакомительного посещения выясняю условия,
созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые
обязанности, интересуюсь, как организован досуг ребёнка, каков круг его
общения. В ходе беседы с родителями стараюсь понять стиль жизни семьи, её
уклад, чем живёт семья, каковы семейные традиции, определяю уровень
педагогической образованности родителей. В ходе таких посещений я всегда
стараюсь быть очень тактичной. Кроме посещения семей, я использую такие
методы, как беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье,
конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной
семьи «Древо жизни», педагогические мастерские, деловые игры с
родителями, праздники. При анкетировании родителей я использую заранее
составленный вопросник. В ходе индивидуальных консультаций, которые я
даю родителям, всегда выражаю готовность помочь им в решении трудных
задач. Всегда присутствую и выступаю на родительских собраниях,
проводимых в нашей школе. Всегда стараюсь вовлечь родителей в учебно-
воспитательный процесс. Для этой цели я использую следующие формы
деятельности: дни открытых дверей, дни творчества детей и их родителей,
открытые уроки и внеклассные мероприятия. Я считаю, что работа педагога с
родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей
в учебно-воспитательный процесс.
Педагог должен быть опрятен, пунктуален, вежлив, тогда он может
требовать того же от других. Его профессиональные качества - это
исполнительская дисциплина, стремление к самообразованию, освоение
современных технологий, творческий подход, хорошие организаторские
способности. Кроме перечисленного, педагог должен обладать такими
качествами, как оптимизм, справедливость, толерантность, терпение,
отзывчивость, тактичность, чувство поддержки, любовь к детям. Это должен
быть человек высоких моральных качеств, с надлежащим уровнем
профессиональной подготовки. Важной для учителя является положительная
эмоциональная настроенность, которая проявляется в умении оставлять за
дверями школы неприятные переживания, плохое настроение. Он должен
уметь устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями,
родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними,
выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. Все эти
требования я стараюсь реализовать в своей педагогической деятельности.
В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения,
основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Во взаимоотношениях с
коллегами я стараюсь быть честной, справедливой, порядочной,
доброжелательной, с уважением отношусь к их знаниям и опыту, а также
готова передать им свой опыт и знания. Надо всегда помнить, что
взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на
качестве учебно-воспитательного процесса, поэтому в нашем педагогическом
коллективе они основываются на признании профессионализма, интересе и
совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном
общении, уважении чужой точки зрения.
Жалоб на мою деятельность со стороны обучающихся и их родителей не
было, не имелось и взысканий со стороны администрации школы.
В межаттестационный период было благодарственное письмо от родителей
4 «В» за подписью директора МБОУ СОШ №97 О.Д.Бирюковой за
профессиональное мастерство, педагогический талант, чуткое отношение к
каждому из учеников