Автор: Дьячковская Лена Васильевна Должность: учитель изо, мхк и черчения Учебное заведение: МБОУ "Силянняхская СОШ имени П.Н.Николаева" Населённый пункт: с.Сайылык Усть-Янский район РС (Я) Наименование материала: методическая разработка Тема: Я гражданин мира Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Силянняхская СОШ им.П.Н.Николаева»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МО технического цикла Заместитель директора Директор МБОУ «Силянняхск СОШ
_______________________ по УВР___________________ им.П.Н.Николаева»_______________
Руководитель МО Аммосова Д.С. Батюшкина Е.П.
Дьячковская Л.В. «____» ________2015 г от «____» _______2015г
«____»_______ 2015 г.
Программа внеурочной деятельности
« Я гражданин мира » для 1 – 4 классов
Учитель ИЗО и черчении
Дьячковская Л.В.
Автор-составитель Дьячковская Л.В. учитель ИЗО и черчении первой категории МБОУ “Силянняхсая СОШ им.П.Н.Николаева”.
Программа внеурочной деятельности “ Я грожданин мира”, 1 – 4 класс.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 1,4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС
ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих
земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству
детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я гражданин мира » составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред.
В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и
внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией
образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом»
понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в
рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям
предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в
рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по
общеинтеллектуальному направлению «Я гражданин мира» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в
общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история мира, России,
Республики Саха /Я/ Усть-Янский улус,герои труда ,Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих
земляков, семьи способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих семьях,
земляках, записывая биографии семьи, односельчан, ребята сохраняют историю семьи, малой родины, мира для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися
исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных
компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и
настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием
информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и
реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории традиций ,обычаев и культуры. быта родного края.
Цели программы :
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае, России, мира.
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические ( беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические ( экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами школьного музея, работа с компьютером, другими
информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Содержание программы
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Классы: 1-4.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа.
Количество часов в 1-ой четверти- 9 ч.;
Количество часов во 2-ой четверти-7 ч.;
Количество часов в 3 –й четверти-10 ч.;
Количество часов в 4-ой четверти-8 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с
привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, проектная деятельность включает
проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую
разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При
дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников
информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо
проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их
сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это
видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере
деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости
поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт , викторина,
газета, книга, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно.
Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в
следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к
работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После
завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и
услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и
родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность
материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения
научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей
работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по
предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками истории. обществознании, географии, биологии, русского ,якутского, эвенского: запись отдельных выражений,
предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами, КНРС/Я/
Личностные и межпредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Межпредметные результаты
регулятивные
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
•
планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска,
анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу.
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве
подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую ин-
формацию как ориентир для построения
действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать
выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории семьи, мира, России, Республики Саха /Я/,Усть-Янского улуса, обычаев и традиции народов севера/эвенов и якутов/.
• Сбор богатого материала о ветеранов тыла. Героев труда /Аммосовой М.И. Быканова П.Н. орденоносов с.Сайылык.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического
редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть
сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности :
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;;
стенгазета;
фотоальбом;
3. Содержание тематического планирования
« Я гражданин мира »
Раздел I. Введение в ИКТ.
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы.
Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор. Работа с интернетом, Исследовательская работа. Знания, умения и навыки,
необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?».
Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел II.История мира, России, Усть –Янского улуса и села Сайылык Раздел посвящен истории мира, России, родного края.
История Усть-Янского улуса и села Сайылык. Известные люди и героины матери с Сайылык. Достопримечательности с Сайылык. Музей
шклоы..
Раздел III Истории традиций ,обычаев и культуры. Разных наров, обычаев и культуры быта родного края.
изучение истории традиций ,обычаев и культуры. быта народов севера мира .Природа роднрго края, Экалогия природы Усть - Янского
улуса.
Сбор материала о земляках.
Раздел IV Россия /СССР/, Якутия в годы Великой Отечественной войны.
Раздел посвящен историческим событиям мира, нашего государства и республики,улуса Великой Отечественной войны. Ветераны
тыла.
Раздел V. Итоговое занятие.
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие.
Всего: 34 часа
Календарно-тематический план
1 класс.
“Мое древо”
№
Тема
Коли-
чество
часов
Дата
прове
деня
за-
няти
я
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание
занятий.
Раздел I . (4 часа)
1
Содержание и задачи работы
внеурочных занятий.
Организация занятий.
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК. Знания, умения и
навыки, необходимые в исследовательской работе.
5
Формы и методы
исследовательской работы.
1
Лекция.
Обсуждение и выбор тем исследования,
актуализация проблемы. Работа над актуальностью
выбранной проблемы.
6
Исследовательский проект.
Разработка исследовательских
проектов.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Подбор интересующей темы исследования из
большого разнообразия тем.
Раздел II.
История моей семьи (17 часов)
7
История семьи. «Мое родное
древо»
1
Лекция.
8
Моя семья.
6
Практическое занятие,
Составить древо семьи. Коллективно-творческая
работа с семей
9
Мои родители.
2
Лекция, викторина.
Сбор информации для призентации.
1 0
Известные люди села
Сайылык./ «Моя бабушка и
дедушка».
4
Лекция, экскурсия.
Документами в школьном музее.
1 1
«Мои родственники»
3
Беседа
Коллективно-творческая работа. Фотографии.
Семейные альбомы
1 2
Герои матери с Сайылык.
1
Б е с е д а
Призентация .
Раздел III.
Истории традиций , обычаев и культуры. быта моей семьи .(10 часов)
1 3
Традиции, обычаи .
2
Практическое занятие, групповая
работа
Экскурсия в библиотеку. Работа с
картотекой. Выбор литературы.
1 4
Культура и быт моей семьи.
Праздники семьи.
3
Практическое занятие, групповая
работа
Фотографии.
1 5
Изучение семейных архивов:
фотографий, трудовых книжек,
военных билетов, наградных
документов и др.
3
Практическое занятие, групповая
работа
Практикумы в библиотеке, работа с
документами семейного архива
вместе с родителями.
1 6
Вклад моей семьии .
1
Практическое занятие, групповая
работа.
Отчет о проделанной работе групп по
III разделу. Знакомство собранной
информацией.
1 7
Анализ и обработка
информации.
1
Практическое занятие, групповая
работа
Знакомство с книгой Почета с.
Саыйлык.
Раздел 1V.
Итоговое занятие. (3часа)
1 8
Оформление и защита
творческих работ.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Выставка работ, фотографий
19
Отчёт о работе.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Проведение открытого мероприятия для учащихся
школы “ Моя семья”
Календарно-тематический план
2 класс.
История моего села.
№
Тема
Коли-
чество
часов
Дата
прове
деня
за-
няти
я
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание
занятий.
Раздел I.
Введение (2 часа.)
1
Содержание и задачи работы
внеурочных занятий.
Организация занятий.
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК. Знания, умения и
навыки, необходимые в исследовательской работе.
2
Исследовательский проект.
Разработка исследовательских
проектов.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Подбор интересующей темы исследования из
большого разнообразия тем.
Раздел II.
История Усть –Янского улуса и села Сайылык (16 часов)
3
История становления Усть-
Янского улуса.. История
появления с. Сайылык.
1
Лекция.
4
Географическое расположение.
карта родного села, района.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Коллективно-творческая работа с картой Усть –
Янского района.
5
Символика Усть-Янского
района. Флаг, герб , Известные
люди .
3
Лекция, викторина.
Сбор информации для призентации. Работа в
интернете.
6
Сельское хозяйство и
промышленность.
4
Лекция, экскурсия.
Практикумы в библиотеке, документами в
школьном музее
7
Достопримечательности села
Сайыцлык.
3
Беседа
Коллективно-творческая работа.Фотографии.Эбэ
киЬилээ5э,УраЬалаах киЬилээ5э.
8
Герои матери с Сайылык.
3
Б е с е д а
Призентация .
Раздел III.
Истории традиций ,обычаев и культуры. быта родного села .(5 часов).
9
Традиции, обычаи НКС.
2
Практическое занятие,
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой.
групповая работа
Выбор литературы.
1 0
Культура и быт местной
населении с Сайылык
1
Практическое занятие,
групповая работа
Посещение семей ветеранов тыла, работавших в
нашей селе. Сбор информации для оформления
Книги Почетас Сайылык.
1 1
Изучение семейных архивов:
фотографий, трудовых книжек,
военных билетов, наградных
документов и др.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Практикумы в библиотеке, работа с документами
семейного архива.
1 2
Анализ и обработка
информации.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Знакомство с книгой Почета с. Саыйлык.
Раздел IV .
с. Сайылык в годы Великой Отечественной войны. (8 часов)
9
Начало Великой
Отечественной войны.
1
Лекция.
Просмотр документальног фильма.
1 0
с. Сайылык в годы войны
2
Практическое занятие, групповая
работа
Практикумы в школьном музее, работа
с архивными документами.
1 1
Ветераны тыла с. Сайылык.
3
Беседа.
Встречи с ветеранами тыла.Сбор
материалов.
1 2
Селчаны – фронту.
1
Практическое занятие, групповая
работа.
Встречи с ветеранами тыла. Сбор
информации.
1 3
Вклад сельчан в победу над
врагом.
1
Практическое занятие, групповая
работа.
Отчет о проделанной работе групп по
III разделу. Знакомство собранной
информацией.
Раздел V.
Итоговое занятие. (3ч.)
1 8
Оформление и защита
творческих работ.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Выставка работ, фотографий
19
Отчёт о работе.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Проведение открытого мероприятия для учащихся
школы “ Мое родное село Сайылык.
Календарно-тематический план
3 класс.
“ Я Гражданин своей страны”.
№
Тема
Коли-
чество
часов
Дата
прове
деня
за-
няти
я
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание
занятий.
Раздел I. Введение (3 часа)
1
Содержание и задачи работы
внеурочных занятий.
Организация занятий.
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК.Знания, умения и
навыки, необходимые в исследовательской работе.
2
Формы и методы
исследовательской работы.
1
Лекция.
Обсуждение и выбор тем исследова-ния,
актуализация проблемы. Работа над актуальностью
выбранной проблемы.
3
Исследовательский проект.
Разработка исследовательских
проектов.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Подбор интересующей темы исследования из
большого разнообразия тем.
Раздел II. История России и РС/Я/ (15 часов)
4
История становления Усть-
Янского улуса.. История
появления с. Сайылык.
1
Лекция.
5
Географическое расположение.
карта родного села, района,
России.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Коллективно-творческая работа с картой Усть –
Янского района.РС/С/,России
6
Символика Российской
Федерации, Республики
Саха /Я/ и Усть-Янского
района. Флаг, герб , гимн .
4
Лекция, викторина.
Сбор информации для призентации. Работа в
интернете.
7
Известные люди
2
Лекция, экскурсия.
Практикумы в библиотеке, документами в
школьном музее
8
Достопримечательности
России, Якутии.
4
Беседа
Коллективно-творческая работа Фотографии.
Города, заповедники.
9
Развития строны
2
Б е с е д а
Призентация .
Раздел III. Истории традиций ,обычаев и культуры. быта России, РС/Я/ .(5 часов).
1 0
Традиции, обычаи НКС.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой.
Выбор литературы.
1 2
Культура и быт местной
населении , Республики
Саха /Я/.России.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Посещение семей ветеранов тыла, работавших в
нашей селе. Сбор информации для оформления
Книги Почетас Сайылык. Энциклопедии .
1 3
Анализ и обработка
информации.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Знакомство с книгой Почета с. Саыйлык.
Раздел IV. Великой Отечественной войны. (7 часов)
1 0
Начало Великой
Отечественной войны.
1
Лекция.
Просмотр документальног фильма.
1 2
Наша страна в годы войны
2
Практическое занятие, групповая
работа
Практикумы в школьном музее, работа
с архивными документами.
Энциклопедии .
1 3
Ветераны войны и тыла.
1
Беседа.
Встречи с ветеранами тыла.Сбор
материалов.
1 4
Дети – фронту.
2
Практическое занятие, групповая
работа.
Практикумы в библиотеке,
документами в школьном музее
1 5
Вклад сельчан в победу над
врагом.
1
Практическое занятие, групповая
работа.
Отчет о проделанной работе групп по
III разделу. Знакомство собранной
информацией.
Раздел V.
Итоговое занятие. (3ч.)
1 6
Оформление и защита
творческих работ.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Выставка работ, фотографий
17
Отчёт о работе.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Проведение открытого мероприятия для учащихся
школы “ Мое родное село Сайылык.
Календарно-тематический план
4 класса.
“ Я гражданин мира”
№
Тема
Коли-
чество
часов
Дата
прове
деня
за-
няти
я
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание
занятий.
Раздел I.
Введение (4 часов)
1
Содержание и задачи работы
внеурочных занятий.
Организация занятий.
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК.Знания, умения и
навыки, необходимые в исследовательской работе.
2
Исследовательский проект.
Разработка исследовательских
проектов.
Практическое занятие,
групповая работа
Подбор интересующей темы исследования из
большого разнообразия тем.
Раздел II.
История (15 часов)
Географическое расположение.
Карта мира.
4
Практическое занятие,
групповая работа
Коллективно-творческая работа с картой Страны,
государство, моря.
7
Географическое расположение.
Карта России.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Коллективно-творческая работа с картой России.
8
Развития промышленности и
сельского хозяйство.
Река Лена и ее крупные
притоки.
2
Лекция, викторина.
Сбор информации для призентации. Работа в
интернете.
9
Экология, туризм.
3
Лекция, экскурсия.
Практикумы в библиотеке. Сбор информации.
1 0
Достопримечательности мира.
2
Беседа
Коллективно-творческая работа. Фотографии.
Энциклопедии .
1 1
Мероприятии для детей
2
Беседа Встречи .
Призентация . Сбор информации .
Раздел III.
Истории традиций ,обычаев и культуры. быта .(11 часов).
1 2
Традиции, обычаи и культура
других стран.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Экскурсия в библиотеку. .Выбор литературы.
Работа в школьном музее.
1 3
Музеи, театры.
3
Практическое занятие,
групповая работа
России,Италии,Америки,Франции,
1 4
Искусство для детей.
4
Практическое занятие,
групповая работа
Практикумы в библиотеке,
1 5
Анализ и обработка
информации.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Раздел IV
Мир в годы Великой Отечественной войны. (4 часов)
1 6
Отечественная война
1
Лекция.
Просмотр документальног фильма.
1 7
Союзники Советского союза
во время войны.
2
Практическое занятие, групповая
работа
Практикумы в школьном музее.
1 8
Вклад сельчан в победу над
врагом.
1
Практическое занятие, групповая
работа.
Отчет о проделанной работе групп по
III разделу. Знакомство собранной
информацией.
Раздел V.
Итоговое занятие. (3ч.)
1 9
Оформление и защита
творческих работ.
2
Практическое занятие,
групповая работа
Выставка работ, фотографий
20
Отчёт о работе.
1
Практическое занятие,
групповая работа
Проведение открытого мероприятия для учащихся
школы “ Я граждонин мира”.
4. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Компьютеры
Проектор
Экран
Карты мира, России, Республики Саха /Я/ и Усть- Янского улуса.
5.Список литературы для обучающихся
. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
А.К.Пахомов.Саха сирин историятыттан кэпсээннэр..
И.И.Жирков,К.И.Жирков,Г.Н.Максимов,О.М.Кпивошапкина.География Якутии
Д.С.Макаров.Народная мудрость;Знания и представления.
Интернет.
Список литературы для учителя
1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
2.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях,
реализующих общеобразовательные программы общего образования
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией
В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
4.Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
5.А.К.Пахомов. Саха сирин историятыттан кэпсээннэр..
6.И.И.Жирков, К.И.Жирков, Г.Н.Максимов, О.М.Кривошапкина. География Якутии
8.Д.С.Макаров. Народная мудрость; Знания и представления.