Напоминание

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста


Автор: Казакова Оксана Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ 43 детский сад
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ

Педагог-психолог: Казакова Оксана Ивановна

МАДОУ №43 детский сад «Светлячок»

«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста»

Проблема

эмоционально-личностной

сферы

в

развитии

дошкольника

сегодня

весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом,

на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Эмоции

играют

важную

роль

в

жизни

детей:

помогают

воспринимать

действительность

и

реагировать

на

неё.

Положительные

переживания

воодушевляют

человека

в

его

творческих

поисках

и

смелых

дерзаниях,

а

отрицательные

тормозят

процесс развития.

Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль:

«почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность,

и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но

можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать» [6, с. 17-20].

Многие

психологи

занимались

исследованием

развития

эмоциональной

сферы

детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина

И.Ю.,

Минаева

В.М.

и

др.)

По

мнению

А.В.

Запорожца,

в

вопросе

развития

эмоциональной

сферы

детей

очень

важным

является

включение

их

в

совместную

с

другими

детьми

и

взрослыми

деятельность.

Эта

деятельность

позволяет

ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния [3, с. 11-13].

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые

происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в

эмоционально-личностной сфере ребёнка.

Эмоции

воздействуют

на

все

психические

процессы:

восприятие,

ощущение,

память,

внимание,

мышление,

воображение,

а

также

на

волевые

процессы.

Поэтому

проблема

развития

эмоций,

их

роли

в

возникновении

мотивов

как

регуляторов

деятельности

и

поведения

ребенка

является

одной

из

наиболее

важных

проблем

психологии и педагогики.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной

стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры,

упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их

осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций -

нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом.

Поэтому

формирование

и

коррекцию

недостатков

эмоционально-личностной

сферы

необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач

воспитания,

развития

ребенка.

Реализация

специфических

возрастных

возможностей

психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих

возрасту видах деятельности.

Родители и педагоги нередко обращаются в психологическую службу нашего ДОУ

за

помощью, сталкиваясь

с такими трудностями в поведении детей, как частая смена

настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут

ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Велико число

запросов по проблемам гиперактивности, агрессивности, замкнутости, тревожности у

дошкольников. Такие проявления у детей иногда приводят к возникновению конфликтов с

другими детьми, трудностям в общении с родителями и педагогами. В целом, нельзя не

отметить,

что

в

последние

годы

увеличилось

число

детей

с

нарушениями

психоэмоционального развития.

Отсюда

следует,

что

работа,

направленная

на

развитие

эмоционально-

личностной сферы очень актуальна и важна.

Работу

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

по

развитию

эмоционально-

личностной сферы мы начали проводить с 2015-2018г. Наблюдая за детьми ДОУ, их

общением и поведением, работая с ними, мы поняли, что проблема заключается в том, что

дети

затрудняются

выражать

свое

эмоциональное

состояние

социально

приемлемым

способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать

свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дошкольники

могут

испытывать

эмоционально-психологическое

неблагополучие.

К

тому

же,

в

дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и

контролировать свое поведение. Так, еще В. С. Мухина, рассматривая проблему развития

эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» эмоций [6,

с. 21-23].

Мы

пришли

к

выводу,

что

развитие

и

коррекция

недостатков

эмоционально-

личностной

сферы, необходимо рассматривать в качестве одного из наиболее важных

направлений работы детского психолога. В связи с этим нами была запланирована и

проведена

работа

по

развитию

и

коррекции

эмоциональной

сферы

и

профилактике

возникновения

эмоционального

дискомфорта у

детей.

Велась

работа

по

трем

направлениям: с детьми, родителями, педагогами.

Целью

нашей

работы

является

профилактика

и

коррекция

эмоционального

неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы

дошкольника

в

ДОУ.

Реализация

поставленной

цели

проводилась

по

основным

направлениям:

психодиагностика;

коррекционно-развивающая работа;

психологическое консультирование;

психопрофилактика.

Психологическую

работу

со

всеми

участниками

образовательного

процесса

детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ) мы строили поэтапно:

1 этап – диагностический;

2 этап – планово – организационный;

3 этап – коррекционный;

4 этап – контрольный.

На первом этапе мы выявили уровень развития эмоциональной сферы у детей

старшего дошкольного возраста используя диагностические методики:

1.

Для

выявления

уровня

тревожности

-

проективный

тест

тревожности

Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень тревожности

ребенка.

2.

Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус».

В

работе

с

родителями

применили

опросник

«Взаимодействие

родителя

с

ребенком» (ВВР) и выявили влияние семьи на развитие ребенка.

Используя

анкетирование,определили

наличие

или

отсутствие

синдрома

эмоционального выгорания у педагогов.

На

планово-организационном

и

коррекционно-развивающем

этапах

нами

была

проведена

достаточно

эффективная

работа

с

родителями,

где

решались

следующие

задачи:

формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние,

переживания, личностные особенности своего ребенка;

осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения

психологической грамотности родителей.

Взаимодействие с родителями по интересующим их вопросам проходит в виде

индивидуальных консультаций, опросов,

тематических выступлений

на родительских

собраниях, практических занятий, семинаров - тренингов, круглых столов с применением

ИКТна

темы:«Эмоциональное развитие ребёнка», «Что вас тревожит в собственном

ребёнке?» и т. д.

Целью нашей работы с педагогами является: повышение уровня компетентности

педагогов по развитию эмоционально -личностной сферы дошкольников. В соответствии

с этой целью мы выделили следующие задачи:

формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние,

переживания, личностные особенности проблемных детей;

развивать у воспитателей умение взаимодействовать с данной категорией

детей обеспечивая их эмоциональное благополучие.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов

в

ДОУ

мы

ежегодно

планируем

и

проводим:

консультации,

беседы,

круглые

столы,

практические занятия, семинары-практикумы

по проблемам педагогического общения:

«Проблема эмоционального выгорания педагогов», «Как помочь эмоциональным детям?»

и т. д.

Для детей старшего дошкольного возраста нами была разработана комплексная

система коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной

сферы личности ребенка через использование метода песочной терапии и игротерапии

(игры

и

упражнения

на

эмоции

и

эмоциональный

контакт;

коммуникативные

игры,

дидактические игры).

При работе с песком, в основе каждого занятия лежит игровой сюжет, занятия

построены в виде необычных сказочных путешествий, открывающих для детей нечто

новое, меняющих их представление о себе, о мире, о своих отношениях с окружающими

людьми

Таким

образом

комплекс

методических

приемов

с

одной

стороны

обеспечил

формирование психологического здоровья, а с другой обеспечил формирование основных

новообразований.

Для

эффективной

психологической

поддержки

детей

использовались

как

индивидуальные, так и групповые формы работы.

В своей работе мы используем методические разработки, программ, пособия таких

авторов как Епачинцева О. Ю., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Алябьевой Г.А.. Сакович Н.

А., Конаныхина Е. Ю., Хухлаевой О.В., а также адаптированную программу «Тропинка к

своему Я» по развитию коммуникативных и эмоционально-личностных качеств детей.

На

коррекционно-развивающем

этапе

мы

вводим

ребенка

в

сложный

мир

человеческих

эмоций,

помогаем

прожить

определенное

эмоциональное

состояние,

объясняя им простую истину - человеку нужны и важны все чувства и эмоции для того,

чтобы он адекватно оценивал себя и окружающих в различных жизненных ситуациях.

Вся индивидуальная коррекционная работа с детьми в ДОУ строится нами в соответствии

с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

В работе с детьми мы решали следующие задачи:

познакомить

детей

с

эмоциями:

радость,

обида,

гнев,

страх,

удивление,

грусть, злость, интерес;

научить детей различать эмоции по выражению лица людей и схематическим

изображениям;

передавать

заданное

эмоциональное

состояние,

используя

различные

выразительные средства;

переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать,

волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;

научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

По завершению цикла развивающих занятий мы провелисравнительный анализ

результатов работына выявления уровня развития эмоционально – личностной сферы

детей старшего дошкольного возраста. Выявили, что у детей, прошедших весь цикл

занятий,

отмечается

положительная

динамика:

снижение

интенсивности

проявления

тревожности, нежелательных форм поведения, позитивная оценка себя, непринуждённое

их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, можно точно сказать, что развитие ребенка теснейшим образом

связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны,

являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны - существенным образом

влияют на его познавательные процессы и поведение, определяют направленность его

внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Проводимая

нами

психологическая

работа

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста по

коррекции эмоционально – личностной сферы получила положительную

оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению родителей и педагогов, в

результате прохождения курса занятий, дети стали увереннее в себе, активнее участвуют в

играх

и

отвечают

на

вопросы

педагога.У

детей

повысилась

степень

устойчивости

и

самостоятельности эмпатийных проявлений. Дети стали демонстрировать способность

изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей

другого ребенка.

Считаем, что дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы, сохранению

психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей должна

проводиться совместно: «родитель-ребёнок-педагог», так как данная проблема актуальна в

настоящее время и требует комплексного подхода к решению задач.



В раздел образования