Автор: Казакова Оксана Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ 43 детский сад
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
Педагог-психолог: Казакова Оксана Ивановна
МАДОУ №43 детский сад «Светлячок»
«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста»
Проблема
эмоционально-личностной
сферы
в
развитии
дошкольника
сегодня
весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом,
на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Эмоции
играют
важную
роль
в
жизни
детей:
помогают
воспринимать
действительность
и
реагировать
на
неё.
Положительные
переживания
воодушевляют
человека
в
его
творческих
поисках
и
смелых
дерзаниях,
а
отрицательные
тормозят
процесс развития.
Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль:
«почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность,
и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но
можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать» [6, с. 17-20].
Многие
психологи
занимались
исследованием
развития
эмоциональной
сферы
детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина
И.Ю.,
Минаева
В.М.
и
др.)
По
мнению
А.В.
Запорожца,
в
вопросе
развития
эмоциональной
сферы
детей
очень
важным
является
включение
их
в
совместную
с
другими
детьми
и
взрослыми
деятельность.
Эта
деятельность
позволяет
ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния [3, с. 11-13].
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые
происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в
эмоционально-личностной сфере ребёнка.
Эмоции
воздействуют
на
все
психические
процессы:
восприятие,
ощущение,
память,
внимание,
мышление,
воображение,
а
также
на
волевые
процессы.
Поэтому
проблема
развития
эмоций,
их
роли
в
возникновении
мотивов
как
регуляторов
деятельности
и
поведения
ребенка
является
одной
из
наиболее
важных
проблем
психологии и педагогики.
Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной
стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры,
упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их
осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций -
нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом.
Поэтому
формирование
и
коррекцию
недостатков
эмоционально-личностной
сферы
необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач
воспитания,
развития
ребенка.
Реализация
специфических
возрастных
возможностей
психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих
возрасту видах деятельности.
Родители и педагоги нередко обращаются в психологическую службу нашего ДОУ
за
помощью, сталкиваясь
с такими трудностями в поведении детей, как частая смена
настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут
ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Велико число
запросов по проблемам гиперактивности, агрессивности, замкнутости, тревожности у
дошкольников. Такие проявления у детей иногда приводят к возникновению конфликтов с
другими детьми, трудностям в общении с родителями и педагогами. В целом, нельзя не
отметить,
что
в
последние
годы
увеличилось
число
детей
с
нарушениями
психоэмоционального развития.
Отсюда
следует,
что
работа,
направленная
на
развитие
эмоционально-
личностной сферы очень актуальна и важна.
Работу
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
по
развитию
эмоционально-
личностной сферы мы начали проводить с 2015-2018г. Наблюдая за детьми ДОУ, их
общением и поведением, работая с ними, мы поняли, что проблема заключается в том, что
дети
затрудняются
выражать
свое
эмоциональное
состояние
социально
приемлемым
способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать
свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дошкольники
могут
испытывать
эмоционально-психологическое
неблагополучие.
К
тому
же,
в
дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и
контролировать свое поведение. Так, еще В. С. Мухина, рассматривая проблему развития
эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» эмоций [6,
с. 21-23].
Мы
пришли
к
выводу,
что
развитие
и
коррекция
недостатков
эмоционально-
личностной
сферы, необходимо рассматривать в качестве одного из наиболее важных
направлений работы детского психолога. В связи с этим нами была запланирована и
проведена
работа
по
развитию
и
коррекции
эмоциональной
сферы
и
профилактике
возникновения
эмоционального
дискомфорта у
детей.
Велась
работа
по
трем
направлениям: с детьми, родителями, педагогами.
Целью
нашей
работы
является
–
профилактика
и
коррекция
эмоционального
неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы
дошкольника
в
ДОУ.
Реализация
поставленной
цели
проводилась
по
основным
направлениям:
психодиагностика;
коррекционно-развивающая работа;
психологическое консультирование;
психопрофилактика.
Психологическую
работу
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
(с
детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ) мы строили поэтапно:
1 этап – диагностический;
2 этап – планово – организационный;
3 этап – коррекционный;
4 этап – контрольный.
На первом этапе мы выявили уровень развития эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста используя диагностические методики:
1.
Для
выявления
уровня
тревожности
-
проективный
тест
тревожности
Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен, который помогает определить общий уровень тревожности
ребенка.
2.
Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус».
В
работе
с
родителями
применили
опросник
«Взаимодействие
родителя
с
ребенком» (ВВР) и выявили влияние семьи на развитие ребенка.
Используя
анкетирование,определили
наличие
или
отсутствие
синдрома
эмоционального выгорания у педагогов.
На
планово-организационном
и
коррекционно-развивающем
этапах
нами
была
проведена
достаточно
эффективная
работа
с
родителями,
где
решались
следующие
задачи:
формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние,
переживания, личностные особенности своего ребенка;
осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения
психологической грамотности родителей.
Взаимодействие с родителями по интересующим их вопросам проходит в виде
индивидуальных консультаций, опросов,
тематических выступлений
на родительских
собраниях, практических занятий, семинаров - тренингов, круглых столов с применением
ИКТна
темы:«Эмоциональное развитие ребёнка», «Что вас тревожит в собственном
ребёнке?» и т. д.
Целью нашей работы с педагогами является: повышение уровня компетентности
педагогов по развитию эмоционально -личностной сферы дошкольников. В соответствии
с этой целью мы выделили следующие задачи:
формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние,
переживания, личностные особенности проблемных детей;
развивать у воспитателей умение взаимодействовать с данной категорией
детей обеспечивая их эмоциональное благополучие.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов
в
ДОУ
мы
ежегодно
планируем
и
проводим:
консультации,
беседы,
круглые
столы,
практические занятия, семинары-практикумы
по проблемам педагогического общения:
«Проблема эмоционального выгорания педагогов», «Как помочь эмоциональным детям?»
и т. д.
Для детей старшего дошкольного возраста нами была разработана комплексная
система коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной
сферы личности ребенка через использование метода песочной терапии и игротерапии
(игры
и
упражнения
на
эмоции
и
эмоциональный
контакт;
коммуникативные
игры,
дидактические игры).
При работе с песком, в основе каждого занятия лежит игровой сюжет, занятия
построены в виде необычных сказочных путешествий, открывающих для детей нечто
новое, меняющих их представление о себе, о мире, о своих отношениях с окружающими
людьми
Таким
образом
комплекс
методических
приемов
с
одной
стороны
обеспечил
формирование психологического здоровья, а с другой обеспечил формирование основных
новообразований.
Для
эффективной
психологической
поддержки
детей
использовались
как
индивидуальные, так и групповые формы работы.
В своей работе мы используем методические разработки, программ, пособия таких
авторов как Епачинцева О. Ю., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Алябьевой Г.А.. Сакович Н.
А., Конаныхина Е. Ю., Хухлаевой О.В., а также адаптированную программу «Тропинка к
своему Я» по развитию коммуникативных и эмоционально-личностных качеств детей.
На
коррекционно-развивающем
этапе
мы
вводим
ребенка
в
сложный
мир
человеческих
эмоций,
помогаем
прожить
определенное
эмоциональное
состояние,
объясняя им простую истину - человеку нужны и важны все чувства и эмоции для того,
чтобы он адекватно оценивал себя и окружающих в различных жизненных ситуациях.
Вся индивидуальная коррекционная работа с детьми в ДОУ строится нами в соответствии
с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
В работе с детьми мы решали следующие задачи:
познакомить
детей
с
эмоциями:
радость,
обида,
гнев,
страх,
удивление,
грусть, злость, интерес;
научить детей различать эмоции по выражению лица людей и схематическим
изображениям;
передавать
заданное
эмоциональное
состояние,
используя
различные
выразительные средства;
переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать,
волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
По завершению цикла развивающих занятий мы провелисравнительный анализ
результатов работына выявления уровня развития эмоционально – личностной сферы
детей старшего дошкольного возраста. Выявили, что у детей, прошедших весь цикл
занятий,
отмечается
положительная
динамика:
снижение
интенсивности
проявления
тревожности, нежелательных форм поведения, позитивная оценка себя, непринуждённое
их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, можно точно сказать, что развитие ребенка теснейшим образом
связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны,
являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны - существенным образом
влияют на его познавательные процессы и поведение, определяют направленность его
внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Проводимая
нами
психологическая
работа
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста по
коррекции эмоционально – личностной сферы получила положительную
оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению родителей и педагогов, в
результате прохождения курса занятий, дети стали увереннее в себе, активнее участвуют в
играх
и
отвечают
на
вопросы
педагога.У
детей
повысилась
степень
устойчивости
и
самостоятельности эмпатийных проявлений. Дети стали демонстрировать способность
изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей
другого ребенка.
Считаем, что дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы, сохранению
психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей должна
проводиться совместно: «родитель-ребёнок-педагог», так как данная проблема актуальна в
настоящее время и требует комплексного подхода к решению задач.