Автор: Кудабаева Сандугаш Слямовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: Когалым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД ФЭМП "Веселая математика"
Раздел: дошкольное образование
К
ОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ
«П
ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
»
(
ФОРМИРОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
)
В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К
ШКОЛЕ
ГРУППЕ
К
УДАБАЕВА
С
АНДУГАШ
С
ЛЯМОВНА
,
ВОСПИТАТЕЛЬ
М
УНИЦИПАЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ГОРОДА
К
ОГАЛЫМА
«Ч
ЕБУРАШКА
»
г. Когалым, 2015
Тема: Веселая математика.
Цель:
Закрепление
умений
детей
в
применении
элементарных
математических
представлений в реальной жизни.
Программное содержание:
1.
Образовательные задачи:
1.1. Закрепление
умений
в составлении
и
решении
арифметических
задач
в
одно
действие на сложение и вычитание в пределах 20.
1.2. Совершенствование навыков порядкового счёта в пределах 20.
1.3. Закрепление
умения
составлять
и
решать
простые
арифметические
задачи
на
сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий плюс (+),
минус (-), равно (=).
1.4. Закрепление умений детей по измерению объема жидких веществ с помощью
условной меры.
1.5. Закрепление умений в делении предмета на равные части.
2.
Развивающие задачи:
2.1. Формирование умения отстаивать свою точку зрения,
2.2. Развитие
логического
мышления
через
решение
занимательных
задач
в
ходе
решения проблемных ситуаций.
3.
Воспитательные задачи:
3.1. Воспитание
дружеских
отношений,
коммуникативных
навыков
через
работу
в
парах, команде.
3.2. Формирование позитивной мотивации к обучению в школе.
3.3. Воспитание культуры речевого общения.
Словарная работа: упражнение в применении в речи математических понятий: названия
цифр, условная мера, целое, часть.
Предварительная работа:
Цикл занятий по непосредственно-образовательной деятельности по формированию
элементарных математических представлений у детей.
Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».
Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.
Чтение стихотворений о школе, об учениках.
Работа с бумагой: складывание бумаги прямоугольной, квадратной и круглой формы
в разных направлениях.
Оборудование и материалы: ведро (10 л.), чайник (3 л.), стаканы (200 мл. по 1 на каждого
ребенка), 2 таза (10 л.) с водой, 2 набора счетных палочек, варежки для закаливания – 10
шт., математические наборы на каждого ребенка, нарисованный пирог квадратной формы
(размер - 20 см.), квадратные заготовки (размер – 20 см.).
Планируемый результат: сформированные элементарные математические представления
согласно
требованиям
Основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования МАДОУ «Чебурашка» на 2014-2015 учебный год.
Методы и приемы:
игровые: игровое упражнение «Скоро в школу»; набор дидактических игр в виде
мультимедийной презентации;
словесные:
объяснения,
уточнения,
указания,
вопросы,
чтение
художественного
слова, проблемные ситуации;
практические: экспериментальная деятельность с водой, решение задач, деление
целого на части.
Структура ООД:
Этапы
деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно-
побудительный
1.
Вводная беседа.
Педагог звенит в колокольчик.
- Ребята, что вам напоминает этот звонок?
- Совсем скоро вы пойдёте в школу, мне так не
хочется с вами расставаться. Может, останетесь
в саду?
- Скажите, а вы знаете, чем вы будете
заниматься в школе?
Игровое упражнение «Скоро в школу».
Передавая колокольчик по кругу, называть, чем
занимаются в школе.
2.
Создание проблемной ситуации. (Входит
помощник воспитателя и обращается ко
всем).
- Мне нужно получить сок для вас, а я не могу
определиться, с какой посудой мне пойти за
соком (показывает ведро и чайник). Если я
возьму чайник, то боюсь, что весь сок не
поместится, а если с ведром - неудобно будет
разливать. Подскажите, что же взять?
- Ребята, сможем мы помочь Айшат
Висхажиевне? Как вы думаете, с какой посудой
ей надо идти за соком?
(Один из вариантов – померить условной мерой
количество стаканов)
Дети обращают
внимание, подходят к
педагогу, вступают в
беседу, отвечают на
вопросы, рассуждают.
Подбирают действия к
заданию
Дети рассуждают,
предлагают варианты
решения данной
ситуации.
Организационно
-поисковый
3.
Поисковая деятельность.
- Айшат Висхажиевна, сколько сока необходимо
на одного ребёнка? (один стакан). А нас ребята
сколько?
- Вместо сока мы будем использовать воду.
- Нам надо померить стаканом (это будет
условная мера), сколько поместиться воды в
ведро и в чайник. Что для этого нам нужно?
- Может мы разделимся на две команды: одна
команда - будет наполнять ведро, другая –
Дети совместно с
педагогом готовят
необходимый
материал: чайник,
ведро, 2 таза с водой,
стаканы.
Предложения детей по
чайник?
- А как же мы запомним, сколько стаканов воды
мы вылили?
- Приступим?
- Итак, расскажите, к чему вы пришли?
Помощник воспитателя благодарит детей за
помощь и обращается к детям еще с одной
просьбой.
4.
Решение арифметических задач.
- Я думаю, Айшат Висхажиевна, что мы не зря
считаем их своими помощниками, они помогут
вам с удовольствием, правда, ребята?
Вот послушайте: я ребятам буду задавать
вопросы, а вы ребята, будьте внимательны и
быстро отвечайте (разминка – показ
мультимедийной презентации).
И/упр. «Найди соседей числа»
Д/и «Добавь недостающую цепочку»
Д/и
«Найди
закономерность
и
добавь
предмет»
Д/и «Расставь знаки»
Д/и «Посчитай и запиши».
-
Вот
видите,
Айшат
Висхажиевна,
мы
все
знаем! Давайте ваше трудное задание.
Проблема: нужно было получить в прачечной
10 варежек для закаливания. Принесла в группу
– а их только 6. Сколько варежек еще нужно
получить?
- Ребята, на что это похоже? (на задачу).
- Мы же с вами умеем решать задачи?
- У нас есть условие, а еще вопрос. Что нам
нужно найти? (решение и ответ).
- Каково будет решение? Давайте возьмем
математические наборы и найдем ответ с
помощью цифр и математических знаков.
- Какие математические знаки вы уже знаете?
(+, -, =)
- Когда мы применяем знак «+»? Знак «-»? Знак
«=»? Молодцы.
- Приступайте к работе.
(дать возможность проверки правильности
счету количества
мерок.
Совместная
деятельность педагога
и детей.
Умозаключения и
выводы по
проделанной работе.
Отвечают на вопросы,
рассуждают.
Отвечают на вопросы.
Дети принимают
активное участие в
решении проблемы.
Готовят
самостоятельно
материал.
Самостоятельное
решение задачи
решения друг у друга)
В это время, помощник воспитателя приходит
с соком, дети рассказывают ей, сколько
варежек еще нужно получить.
Помощник воспитателя: Какие вы молодцы,
мне кажется, вы заслужили сегодня сладкий
подарок (вносит пирог квадратной формы).
- Ребята пирог один, а нас много, как же нам его
разделить, чтобы всем досталось поровну?
- На сколько частей нам нужно его разделить?
Сколько нас?
- Что же делать?
(педагог берет квадратный лист бумаги и
пытается, складывая его, разделить на
определенное количество частей)
Если дети затрудняются, то следующий
вариант развития событий.
- Давайте мы вспомним, как можно разделить
лист бумаги на две совершенно одинаковые
части. Складывать надо так, чтобы стороны и
углы совпадали.
- Две части у вас одинаковые? Как из двух
частей, можно получить четыре?
- А из четырёх частей – восемь?
- С помощью таких действий мы поделим пирог
на равные части, т.е. на то количество, которое
нам нужно.
- Ну, что ребята получились у нас одинаковые
части?
- На сколько частей мы разделим пирог?
(Воспитатель делит пирог)
детьми.
Дети предлагают
варианты.
Дети берут свободные
листы и также
пытаются разделить
лист.
Дети самостоятельно
работают.
Анализируют
варианты.
Дети в это время
убирают свои рабочие
места, дежурные
раздают блюдца,
салфетки.
Дети кушают пирог.
Рефлексивно-
корригирующий
Без математических знаний прожить нельзя.
«Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята…
Беритесь, ребята, скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету!»
- Вот видите, ребята, как веселая математика
помогла нам справиться со всеми просьбами
Айшат Висхажиевны!
Рефлексия:
Что вы чувствовали при этом?
Как вы участвовали в том, что
происходило?
Какие при этом испытывали трудности?
Дети делятся
впечатлениями о
совместной
деятельности.
Переход к
самостоятельной
деятельности
- В нашем уголке творчества есть много разных
художественных материалов. Не хотели бы вы
нарисовать свой, самый вкусный пирог, и
подарить его друг другу. А еще можно
«завезти» пироги в магазин в отдел
хлебобулочных изделий и продать покупателям.
Пояснительная записка
Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных
математических представлений.
Тема занятия: Веселая математика.
Характеристика группы детей:
возрастная: подготовительная к школе группа (6-7 лет);
количественная: 20 детей;
социальная: 11 девочек, 9 мальчиков;
психологическая:
у
детей
развито
устойчивое
внимание,
проявляют
любознательность,
способность
наблюдать,
экспериментировать,
сформированы навыки познавательно-исследовательской деятельности. Легко
вступают
в
контакт
со
взрослыми,
сверстниками.
Способны
принимать
собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
по уровню развития: общий уровень развития детей по освоению Основной
общеобразовательной программы дошкольного образования составляет 97%.
Образовательные области
Уровень развития
1
2
3
4
Физическое развитие
0
0
45%
55%
Познавательное развитие
0
3%
46%
51%
Речевое развитие
0
5%
45%
55%
Социально-коммуникативное
развитие
0
3%
37%
60%
Художественно-эстетическое
развитие
0
0%
56%
44%
Программа,
используемая
в
работе,
авторы,
пособие,
раздел,
количество
занятий в неделю.
Данное
мероприятие
разработано
в
рамках
реализации
О с н о в н о й
общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Чебурашка»,
основываясь
на
методическом
обеспечении
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
(Помораева
И.А.,
Позина
В.А.
Формирование
элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-
7 лет)).
Занятие
по
познавательному
развитию
(раздел
–
Формирование
элементарных
математических представлений) проводится 2 раза в неделю, т.е. 68 занятий в год.