Автор: Чугаева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Пермский край, г. Оса
Наименование материала: статья
Тема: Значение коммуникативной компетенции в процессе социализации глубоко умственно отсталого ребенка
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Значение коммуникативной компетенции в процессе социализации
глубоко умственно отсталого ребенка.
Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной
проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение,
как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Проблема социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой умственной
отсталостью
в
настоящее
время
тоже
является
весьма
актуальной.
Как
известно,
у
таких
детей
наряду
с
глубокими
дефектами
познавательной
деятельности
отмечается
нарушение
коммуникативной
функции
речи,
что
практически мешает их возможности адаптироваться в обществе.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает
необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное
формирование
не
только
отдельных
психических
функций,
процессов
и
свойств
человека,
но
и
личности
в
целом.
Реальность
и
необходимость
общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены
взаимодействовать. Человек с момента рождения общается с другими людьми,
но глубоко умственно отсталые дети оказываются беспомощными в области
межличностных
отношений,
поэтому
они
должны
изучать
правила
взаимодействия
с
людьми,
чтобы
стать
социально
полноправным
членом
общества.
Для себя поставила цель:
Помочь детям овладеть навыками речевого
поведения в типовых социальных ситуациях, показать важность соблюдения
принятых обществом правил.
Цель предполагает решение следующих задач:
Создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в обществе;
Развитие
умений,
навыков,
личностных
качеств,
необходимых
для
успешной интеграции учеников во взрослое общество;
Привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и
общения с окружающими.
Конечно, полностью исправить недостатки умственного недоразвития
нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их
в жизни – реальная и посильная задача. Особенность состоит не только в том,
чтобы
дать
определенные
знания
и
навыки
учащимся,
но
и
научить
их
использовать
полученные
знания
в
практической
деятельности.
Для
ожидаемого результата важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в
активной позиции.
Итогом своей работы желаю видеть следующий результат:
У детей должны выработаться желание и умение приобретать знания,
использовать их в жизни, потребность раскрыть себя как индивид и член
общества.
1
Учащиеся должны владеть определенными знаниями и навыками, уметь
их использовать в практической деятельности.
Учащиеся
должны
уметь
бережно
относиться
к
общественной
собственности, правильно вести себя в общественных местах и знать
правила культурного поведения.
Работа
по
формированию
коммуникативной
компетенции
ведется
на
классных часах и уроках СБО. Уроки и занятия проходят по следующим
направлениям: беседа, игра, экскурсия. Итогом всего является практическая
деятельность.
Развивая коммуникативную компетенцию, проходит работа над навыком
речевого
общения.
С
детьми
обговаривалось,
что
такое
общение,
друг
с
другом, нужно ли учиться общению и для чего это нужно.
Также на классных часах идет обработка правил поведения в стандартных
ситуациях речевого общения. Это своего рода «азбука» поведения в обществе.
Игра «Ромашка». На ромашку записывается любимое имя в уменьшительно-
л а с к а т е л ь н о м
в а р и а н т е .
Игра «Я рад общаться с тобой». Дети протягивают руку рядом стоящему со
словами «я рад общаться с тобой» и образуют круг.
В процессе игр обязательно присутствует симпатия и участие. Ребенок должен
чувствовать
себя
в
полной
безопасности.
У
него
должна
возникнуть
потребность
раскрыться.
Для
этого
оказываю
детям
поддержку
и,
не
навязывая, организую ее со стороны сверстников.
С детьми проговариваем формы «просьбы», «приветствия» и «обращения к
старшим».
Далее идет закрепление коммуникативных навыков (конвертик)
На уроках СБО проходили тему «Я и моя семья». Одним из разделов темы –
уход за больными членами семьи – проходит поэтапно.
Первый этап.
Беседа: как и чем можно помочь больному человеку, члену семьи.
Знакомство с лекарствами и местами их приобретения.
В
ходе
беседы
начальный
курс
направлен
на
привитие
учащимся
элементарных навыков общения, социальных норм поведения.
Второй этап.
Знакомство с аптекой.
Знакомство с работниками аптеки
Третий этап.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Игра обладает такой особенностью, как универсальность. Игровые
приемы
выполняют
множество
функций
в
процессе
развития
2
ребенка,
облегчают
учебный
процесс
и
помогают
усвоить
увеличивающийся
с
каждым
годом
материал
и
ненавязчиво
развивать
коммуникативные
компетенции.
В
ходе
игры
ребенок
учится действовать в коллективе, уметь находить подходы к другим
людям.
Четвертый этап.
Экскурсия. Экскурсия играет большую роль в выработке у учащихся
умений ориентироваться в окружающей среде.
Пятый этап.
Практическая деятельность.
Практическая деятельность направлена на закрепление полученных
знаний и их использование. Педагогу видно, как ребенок усвоил те
или иные приобретенные навыки.
Вывод:
Значение
коммуникативной
компетенции
состоит
в
том,
что
она
помогает
адаптироваться
умственно
отсталому
ребенку
в
социуме
и
почувствовать себя частью общества.
3