Напоминание

Значение коммуникативной компетенции в процессе социализации глубоко умственно отсталого ребенка


Автор: Чугаева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Пермский край, г. Оса
Наименование материала: статья
Тема: Значение коммуникативной компетенции в процессе социализации глубоко умственно отсталого ребенка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Значение коммуникативной компетенции в процессе социализации

глубоко умственно отсталого ребенка.

Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной

проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение,

как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Проблема социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой умственной

отсталостью

в

настоящее

время

тоже

является

весьма

актуальной.

Как

известно,

у

таких

детей

наряду

с

глубокими

дефектами

познавательной

деятельности

отмечается

нарушение

коммуникативной

функции

речи,

что

практически мешает их возможности адаптироваться в обществе.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает

необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное

формирование

не

только

отдельных

психических

функций,

процессов

и

свойств

человека,

но

и

личности

в

целом.

Реальность

и

необходимость

общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены

взаимодействовать. Человек с момента рождения общается с другими людьми,

но глубоко умственно отсталые дети оказываются беспомощными в области

межличностных

отношений,

поэтому

они

должны

изучать

правила

взаимодействия

с

людьми,

чтобы

стать

социально

полноправным

членом

общества.

Для себя поставила цель:

Помочь детям овладеть навыками речевого

поведения в типовых социальных ситуациях, показать важность соблюдения

принятых обществом правил.

Цель предполагает решение следующих задач:

Создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в обществе;

Развитие

умений,

навыков,

личностных

качеств,

необходимых

для

успешной интеграции учеников во взрослое общество;

Привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и

общения с окружающими.

Конечно, полностью исправить недостатки умственного недоразвития

нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их

в жизни – реальная и посильная задача. Особенность состоит не только в том,

чтобы

дать

определенные

знания

и

навыки

учащимся,

но

и

научить

их

использовать

полученные

знания

в

практической

деятельности.

Для

ожидаемого результата важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в

активной позиции.

Итогом своей работы желаю видеть следующий результат:

У детей должны выработаться желание и умение приобретать знания,

использовать их в жизни, потребность раскрыть себя как индивид и член

общества.

1

Учащиеся должны владеть определенными знаниями и навыками, уметь

их использовать в практической деятельности.

Учащиеся

должны

уметь

бережно

относиться

к

общественной

собственности, правильно вести себя в общественных местах и знать

правила культурного поведения.

Работа

по

формированию

коммуникативной

компетенции

ведется

на

классных часах и уроках СБО. Уроки и занятия проходят по следующим

направлениям: беседа, игра, экскурсия. Итогом всего является практическая

деятельность.

Развивая коммуникативную компетенцию, проходит работа над навыком

речевого

общения.

С

детьми

обговаривалось,

что

такое

общение,

друг

с

другом, нужно ли учиться общению и для чего это нужно.

Также на классных часах идет обработка правил поведения в стандартных

ситуациях речевого общения. Это своего рода «азбука» поведения в обществе.

Игра «Ромашка». На ромашку записывается любимое имя в уменьшительно-

л а с к а т е л ь н о м

в а р и а н т е .

Игра «Я рад общаться с тобой». Дети протягивают руку рядом стоящему со

словами «я рад общаться с тобой» и образуют круг.

В процессе игр обязательно присутствует симпатия и участие. Ребенок должен

чувствовать

себя

в

полной

безопасности.

У

него

должна

возникнуть

потребность

раскрыться.

Для

этого

оказываю

детям

поддержку

и,

не

навязывая, организую ее со стороны сверстников.

С детьми проговариваем формы «просьбы», «приветствия» и «обращения к

старшим».

Далее идет закрепление коммуникативных навыков (конвертик)

На уроках СБО проходили тему «Я и моя семья». Одним из разделов темы –

уход за больными членами семьи – проходит поэтапно.

Первый этап.

Беседа: как и чем можно помочь больному человеку, члену семьи.

Знакомство с лекарствами и местами их приобретения.

В

ходе

беседы

начальный

курс

направлен

на

привитие

учащимся

элементарных навыков общения, социальных норм поведения.

Второй этап.

Знакомство с аптекой.

Знакомство с работниками аптеки

Третий этап.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Игра обладает такой особенностью, как универсальность. Игровые

приемы

выполняют

множество

функций

в

процессе

развития

2

ребенка,

облегчают

учебный

процесс

и

помогают

усвоить

увеличивающийся

с

каждым

годом

материал

и

ненавязчиво

развивать

коммуникативные

компетенции.

В

ходе

игры

ребенок

учится действовать в коллективе, уметь находить подходы к другим

людям.

Четвертый этап.

Экскурсия. Экскурсия играет большую роль в выработке у учащихся

умений ориентироваться в окружающей среде.

Пятый этап.

Практическая деятельность.

Практическая деятельность направлена на закрепление полученных

знаний и их использование. Педагогу видно, как ребенок усвоил те

или иные приобретенные навыки.

Вывод:

Значение

коммуникативной

компетенции

состоит

в

том,

что

она

помогает

адаптироваться

умственно

отсталому

ребенку

в

социуме

и

почувствовать себя частью общества.

3



В раздел образования