Напоминание

Ключевая ситуация - связующая нить между теорией и практикой


Автор: Полозова Лариса Анатольевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 39"
Населённый пункт: г. Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Ключевая ситуация - связующая нить между теорией и практикой
Раздел: среднее образование





Назад




Ключевая ситуация - связующая нить между теорией и практикой.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые

требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но

и

универсальные

способы

действий,

обеспечивающие

возможность

продолжения

образования

в

основной

школе;

развить

способность

к

самоорганизации

с

целью

решения

учебных

задач;

обе спечить

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Ключевая ситуация является связующей нитью между теорией и практикой.

Учебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой

дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют

его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например,

переформулируют,

или

предлагают

свое

описание

и

т.

д.,

частично

запоминают.

Урок — это решение «цепочки» учебных задач. Учебную задачу можно

перевести в учебную ситуацию, т. е. поставить задачу в такие условия, чтобы

она

провоцировала

детей

на

активные

действия,

создавала

мотивацию

учения, не вынуждала, а побуждала.

Творчество любого педагога должно быть направлено на

- создание учебной ситуации;

- разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, когда у

ребенка появляется потребность в открытии, при этом изучаемый учебный

материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой

ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета)

действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т. е.

приобретает некоторые способности.

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков.

Учитель

может

создать

несколько

учебных

ситуаций

на

одном

учебном

занятии с учениками. При этом роль учителя сводится не к передаче готовых

знаний, а к координации действий обучающихся.

Все ключевые ситуации можно разделить на:

1. Обучающие задания – это исследование, поиск.

2. Контролирующие задания – это задачи, тесты.

Виды учебных ситуаций:

1. Выбор — дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо

выбрать правильное решение.

2. Неопределенность — неоднозначные решения ввиду недостатка данных

3 .

Н е ож и д а н н о с т ь

в ы з ы в а е т

уд и в л е н и е

н е о б ы ч н о с т ь ю ,

парадоксальностью.

4. Конфликт— ситуация, рассматривающая противоположности.

5.

Несоответствие

не

«вписывается»

в

уже

имеющийся

опыт

и

представления.

Метод ключевых ситуаций учит школьников не только отвечать на уже

поставленные вопросы, но и ставить вопросы, что необходимо для успешного

решения более или менее трудных задач. Поэтому указанный метод является

эффективным средством для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.



В раздел образования