Напоминание

Профессиональное общение в деятельности медицинской сестры как требование ФГОС


Автор: Конюков Антон Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное общение в деятельности медицинской сестры как требование ФГОС
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профессиональное общение

в деятельности медицинской сестры

как требование государственного образовательного стандарта.

Используемые сокращения:

ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

С 2014 года профессиональная деятельность медицинских сестер

определяется новым федеральным государственным образовательным

стандартом среднего профессионального образования по специальности

Сестринское дело. Новеллой стандарта стало появление понятий: «общие» и

«профессиональные» компетенции, которые представляют собой не перечень

отдельных знаний, умений и навыков, получаемых в результате обучении, но

комплекс знаний, умений и навыков применяемых в ежедневной

практической деятельности.

Важно понимать, что ФГОС распространяется на всех работающих

специалистов со средним медицинским образованием, вне зависимости от

того, когда они получили свой диплом. То есть, то о чем мы будем говорить

далее, имеет прямое отношение ко всем работающим медицинским сестрам.

Если исходить из определения того, что: профессиональное общение есть

процесс установления и развития контактов, порождаемых

профессиональной деятельностью, включающий в себя обмен информацией

и выработку единых стратегий взаимодействия в профессиональной

деятельности то, изучая перечень общих и профессиональных компетенций

видно, что большая часть ОК и некоторые ПК в той или иной степени

связаны с профессиональным общением.

Давайте рассмотрим некоторые из этих компетенций подробнее:

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими

компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

Медицинский специалист обязан ориентироваться в современных подходах к

оказанию медицинской помощи, а, следовательно, использовать все

возможности получения информации, которые предлагает современные

технологии. Как мы видим поиск информации, есть неотъемлемая часть

коммуникативного обмена и является составной частью профессионального

общения. Тесно связана с этой компетенцией и следующая за ней ОК 5

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

Медицинский специалист обязан владеть компьютером на уровне

пользователя. Так как на сегодняшний день интернет является самой

большой копилкой знания, включающей в себя не только профессиональные

библиотеки, но и возможности визуализации знания посредствам

видеоконференций и т.п.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

Абсолютно прямой отсыл к процессу общения и межличностного

взаимодействия. Особенно хотелось бы остановиться на появлении понятия

«потребитель». На сегодняшний день в среде медицинских специалистов,

часто поддерживается протестное отношение к этому понятию.

Действительно не привычно воспринимать пациента ещё и как потребителя

услуги (клиента) однако, значение пациента как клиента медицинского

учреждения в системе страховой медицины очень высоко. Поэтому

качественное, правильное общение, умение использовать коммуникативные

техники во взаимодействии с пациентом становятся залогом успешной

профессиональной деятельности специалиста, и способствую процветанию

учреждения (как места работы и гаранта материального благополучия).

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать и осуществлять повышение квалификации.

Одним из основных свойств личности является постоянное «движение

развития» - личность и её характеристики либо развиваются, либо

деградируют. И профессионализм как свойство личности подвержен этому

движению. С одной стороны однажды полученное знание, умение или навык

никуда бесследно не исчезают, но без постоянного использования или

подтверждения деградирует вплоть до состояния остаточных следов в

памяти. Когда мы говорим об операционном компоненте профессионализма,

то понимаем, что возможность качественно исполнять свои

профессиональные обязанности подтверждается лишь наличием

необходимого знания, умения и навыка. А следовательно сохранение

компетенции не возможно без постоянного подтверждения, т.е. без обучения,

а обучение в свою очередь не возможно без общения.

К профессиональным компетенциям, связанным с общением, пожалуй,

можно отнести:

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Эта компетенция связана формированием адаптивных социальных

установок, т.е. ориентаций пациентов на ценности связанные с сохранением

собственного здоровья, с формированием ответственности индивида перед

самим собой за свое соматическое да пожалуй, и социальное будущее.

Формирование или изменение ранее сформированных, но дезадаптивных

установок может идти несколькими путями, но большинство этих путей

связаны с информацией, в прочем и эмоциональный компонент со счетов

сбрасывать нельзя. В любом случае грамотно подаваемая информация, пусть

даже затрагивающая иррациональную часть личности это и есть

профессиональное общение.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств.

Медицинская сестра, в рамках собственной компетенции, обязана отвечать на

вопросы пациента.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Включение этой компетенции в список связанный с профессиональным

общением оправдан тем, что заполнение документации является не только

чисто техническим процессом. Ошибки в документации могут явиться

значительной проблемой, например в случае судебных разбирательств и т.п.

Таким образом, грамотное общение, является важнейшим признаком

состоятельности медицинской сестры как профессионала.



В раздел образования