Автор: Конюков Антон Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное общение в деятельности медицинской сестры как требование ФГОС
Раздел: дополнительное образование
Профессиональное общение
в деятельности медицинской сестры
как требование государственного образовательного стандарта.
Используемые сокращения:
ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
С 2014 года профессиональная деятельность медицинских сестер
определяется новым федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования по специальности
Сестринское дело. Новеллой стандарта стало появление понятий: «общие» и
«профессиональные» компетенции, которые представляют собой не перечень
отдельных знаний, умений и навыков, получаемых в результате обучении, но
комплекс знаний, умений и навыков применяемых в ежедневной
практической деятельности.
Важно понимать, что ФГОС распространяется на всех работающих
специалистов со средним медицинским образованием, вне зависимости от
того, когда они получили свой диплом. То есть, то о чем мы будем говорить
далее, имеет прямое отношение ко всем работающим медицинским сестрам.
Если исходить из определения того, что: профессиональное общение есть
процесс установления и развития контактов, порождаемых
профессиональной деятельностью, включающий в себя обмен информацией
и выработку единых стратегий взаимодействия в профессиональной
деятельности то, изучая перечень общих и профессиональных компетенций
видно, что большая часть ОК и некоторые ПК в той или иной степени
связаны с профессиональным общением.
Давайте рассмотрим некоторые из этих компетенций подробнее:
Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
Медицинский специалист обязан ориентироваться в современных подходах к
оказанию медицинской помощи, а, следовательно, использовать все
возможности получения информации, которые предлагает современные
технологии. Как мы видим поиск информации, есть неотъемлемая часть
коммуникативного обмена и является составной частью профессионального
общения. Тесно связана с этой компетенцией и следующая за ней ОК 5
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Медицинский специалист обязан владеть компьютером на уровне
пользователя. Так как на сегодняшний день интернет является самой
большой копилкой знания, включающей в себя не только профессиональные
библиотеки, но и возможности визуализации знания посредствам
видеоконференций и т.п.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
Абсолютно прямой отсыл к процессу общения и межличностного
взаимодействия. Особенно хотелось бы остановиться на появлении понятия
«потребитель». На сегодняшний день в среде медицинских специалистов,
часто поддерживается протестное отношение к этому понятию.
Действительно не привычно воспринимать пациента ещё и как потребителя
услуги (клиента) однако, значение пациента как клиента медицинского
учреждения в системе страховой медицины очень высоко. Поэтому
качественное, правильное общение, умение использовать коммуникативные
техники во взаимодействии с пациентом становятся залогом успешной
профессиональной деятельности специалиста, и способствую процветанию
учреждения (как места работы и гаранта материального благополучия).
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать и осуществлять повышение квалификации.
Одним из основных свойств личности является постоянное «движение
развития» - личность и её характеристики либо развиваются, либо
деградируют. И профессионализм как свойство личности подвержен этому
движению. С одной стороны однажды полученное знание, умение или навык
никуда бесследно не исчезают, но без постоянного использования или
подтверждения деградирует вплоть до состояния остаточных следов в
памяти. Когда мы говорим об операционном компоненте профессионализма,
то понимаем, что возможность качественно исполнять свои
профессиональные обязанности подтверждается лишь наличием
необходимого знания, умения и навыка. А следовательно сохранение
компетенции не возможно без постоянного подтверждения, т.е. без обучения,
а обучение в свою очередь не возможно без общения.
К профессиональным компетенциям, связанным с общением, пожалуй,
можно отнести:
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
Эта компетенция связана формированием адаптивных социальных
установок, т.е. ориентаций пациентов на ценности связанные с сохранением
собственного здоровья, с формированием ответственности индивида перед
самим собой за свое соматическое да пожалуй, и социальное будущее.
Формирование или изменение ранее сформированных, но дезадаптивных
установок может идти несколькими путями, но большинство этих путей
связаны с информацией, в прочем и эмоциональный компонент со счетов
сбрасывать нельзя. В любом случае грамотно подаваемая информация, пусть
даже затрагивающая иррациональную часть личности это и есть
профессиональное общение.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
Медицинская сестра, в рамках собственной компетенции, обязана отвечать на
вопросы пациента.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Включение этой компетенции в список связанный с профессиональным
общением оправдан тем, что заполнение документации является не только
чисто техническим процессом. Ошибки в документации могут явиться
значительной проблемой, например в случае судебных разбирательств и т.п.
Таким образом, грамотное общение, является важнейшим признаком
состоятельности медицинской сестры как профессионала.