Автор: Исламова Зурида Асановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Оленёнок"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: НОД
Тема: "Удивительный песок"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»
Цель:
Развивать познавательную активность детей через экспериментирование.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством
экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в
«лабараторных» условиях, как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
1.
Образовательная: Познакомить детей со свойствами и качеством песка,
его происхождением, учить умению посредством игры и опыта
определять физические свойства песка; обогащать словарь за счёт слов:
сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.
2.
Развивающая: развивать познавательно-исследовательскую деятельность
детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения
плотности и веса при взаимодействии с песком, способность пропускать
воду;
3.
Воспитательная: Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка
во время его общения с природой, воспитывать интерес к
исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах песка поможет им выделять
у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение
(способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками
при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
Ход:
В: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём. (ходьба по кругу)
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
В: Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то хочет с нами связаться по скайпу.
Кто бы это мог быть? посмотрим?
(дети садятся к экрану)
Посмотрите ребята, кто приплыл к нам в гости? (ответы детей Рыбка). Давайте
поздороваемся и пожелаем Рыбке доброго утра.
Рыбка: «Доброе утро ребята! Меня зовут рыбка Немо »
Воспитатель: Рыбка, а почему ты такая грустная?
Рыбка: «Вы же знаете, ребята как я люблю, играть с песком? »
Дети: Да!
Рыбка: «Однажды я в песочнице лепила куличики, и тут ко мне подплыл мой
друг Крабик и сказал: «Опять ты лепишь куличики, могла бы что-нибудь
интереснее придумать! », и уплыл играть с другими рыбками. И тут я подумала,
что, к сожалению, я ничего не знаю про песок. Ребята, вы мне поможете узнать,
что такое песок и что еще с ним можно делать?
Воспитатель: «Ребята мы поможем рыбке?»
Воспитатель продолжает: (презентация)
Посмотрите песок очень нужен людям. Песок используется в строительстве. Из
него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
Изготавливают стёкла, посуду, песочные часы. В давние времена, когда еще не
было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время. Из песка
можно строить различные фигуры, и песком можно даже рисовать.
Рыбка: Ребята, а вы знаете, где живёт песок? (В природе.)
Воспитатель: А как вы думаете, песок это живая или неживая природа?
(Неживая природа.) Песок состоит из мелких песчинок, и мы с вами сейчас
превратимся в «Песчинки»
Подвижная игра «Песчинки»
Вокруг себя повернись и в песчинки превратись. Вот как много у нас песка. Весь
песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись
кверху и закружились, полетели.
Дети кружатся.
Воспитатель: Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.
Дети садятся на корточки.
Воспитатель: Вдруг вновь подул ветер и поднял весь песок вверх. Полетели
песчинки, закружились.
Дети кружатся.
Воспитатель: Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок
летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она
песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю.
Дети садятся на корточки.
Воспитатель: Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь за руки
и образуйте круг-каравай.
Дети берутся за руки и образуют круг.
Воспитатель:
А вы хотите узнать про волшебный песок? А какой бывает волшебный песок?
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать! », где вы станете
учёными, художниками и волшебниками. А вашими помощниками сегодня будут
пальчики и ручки. А мне будет помогать Рыбка Немо.
Рыбка: ребята, прежде чем мы начнем, я хочу загадать вам мою любимую
загадку:
Во дворе рассыпан горкой.
Он жёлтый, и сыпучий,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок)
Воспитатель: В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить
себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Дети надевают
фартуки.
Опыты с песком:
1. В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песка,
воспитатель выясняет его свойства:
• сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;
• состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;
• из него нельзя лепить куличики.
2. Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы
уточняют свойства мокрого песка:
• пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на
дороге, огороде, песке, и т. д.) ;
• мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг
с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;
• он темнее, чем сухой песок;
• из влажного (мокрого) песка можно лепить.
Самомассаж. Психогимнастика.
Дети показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, сжимать, перетирать
его между ладонями.
Воспитатель учит детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую тепло (холод)
песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне
нравится погружать свои руки в песок" и т. п.
3. Мокрый песок принимает любую нужную форму. Тарелка с мокрым песком,
различные формочки. Насыпаем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
• Какие фигурки получились?
• Из какого песка удалось сделать фигурки? (Мокрый песок принимает любую
форму)
Итог занятия:
Воспитатель: понравилось ли вам занятие ребята? Что нового вы узнали? А ты
Рыбка, что нового узнала о песке?
Рыбка: Мне все очень понравилось, я обязательно расскажу своим друзьям о
том, что песок состоит из песчинок, мокрый песок отличается от сухого,и
лепить можно только из мокрого песка, мне уже поскорее хочется приплыть
и рассказать им о песке.
Воспитатель: Конечно, тебе пора плыть к своим друзьям рыбкам, но у нас с
ребятами есть для тебя сюрприз!
«Портрет Рыбки» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованным персонажем, клеящие
карандаши. Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на
клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Дети дарят портрет персонажу и прощаются с ним.
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличеков целый ряд!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!