Напоминание

"МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ"


Автор: Сазонова Елена Владимировна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Тема: "МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО

ПРЕДМЕТУ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

7 лет обучения

выполнила

Преподаватель

Сазонова

Елена Владимировна

Ульяновск, 2019

1.Пояснительная записка

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа

по

предмету

«Вокальный

ансамбль»

разработана

на

основе

примерной

учебной

программы для детских школ искусств, рекомендованной Министерством культуры РФ, М.,2013, а также

с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.

Программа

по предмету «Вокальный ансамбль»

предназначена для учащихся детской школы

искусств, разработана с учетом возрастных особенностей развития учащихся и является основным

ориентиром в работе с подрастающим поколением профессиональных вокалистов.

Программа

направлена

на

решение

задач,

связанных

с

вопросом

формирования

личности,

способной к саморазвитию, глубокому духовно-нравственному самоанализу, самореализации своего

творческого потенциала. Программа по предмету «Вокальный ансамбль» ставит своей целью дать

возможность

овладеть

основами

вокального

и

музыкального

образования,

навыками

ансамблевого

исполнительства, приобретение которых не только способствует расширению кругозора и обогащению

духовного мира ребенка, но и способствует социализации детей

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, уровень певческого развития

детей

неуклонно

снижается.

Поэтому

на

первый

план

ставится

задача

по

приобщению

детей

к

вокальному искусству, и, в более широком плане, по приобщению их к музыкальной культуре в целом.

Новизна

программы

заключается

в

коллективном

подходе

к

каждому

ученику;

в

духовном

развитии

учащихся

в

процессе

познания

культурного

наследия,

общечеловеческих

ценностей

и

формирования профессиональных навыков; в синтезе традиционного метода обучения и творческого

подхода; в использовании инновационных технологий.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Вокальный ансамбль» со сроком обучения 7 лет,

продолжительность учебных занятий с первого по седьмой год обучения составляет 35 недель в год.

Возраст детей приступающих к освоению программы от 7 – 9 лет.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год

7-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Количество

недель

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

245

Самостоятельная

работа

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

245

Максимальная

учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

490

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на

реализацию учебного предмета

Общая

трудоемкость

учебного

предмета

«Вокальный

ансамбль»

при

7-летнем

сроке

обучения составляет

490 часа. Из них: 245 часа – аудиторные занятия, 245 часа – самостоятельная

работа. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:1

-7 класс – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-7 класс – по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в групповой

форме. Групповая форма занятий позволяет

преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью

учебного

предмета

«Вокальный

ансамбль»

является

приобщение

учащихся

к

совместному пению, и развитию их певческих способностей.

Задачи учебного предмета

- развитие певческих навыков полученных на уроках сольного пения;

- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы,

способствующее значительному расширению музыкального кругозора учащихся, и

повышению их общего культурного уровня;

- воспитание у учащегося чувство ансамбля – умение слышать не только себя, но и

партнера (осознание роли своей партии как части целого);

- воспитание стремления к художественному единству в исполнении;

- развивать музыкально-художественную инициативность;

- стремиться к максимально точному воплощению музыкально-художественной

концепции без участия дирижера.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение

учебного

предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются

следующие методы обучения:

-

метод слуховой наглядности,

-

проблемно-поисковый метод,

-

практический метод,

-

метод «от простого к сложному»,

-

разнообразные методы самостоятельной работы и др.

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Вокальный ансамбль» обеспечивается:

1)доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и

видеозаписей;

2)учебными

аудиториями

для

индивидуальных

занятий

площадью

не

менее

6

кв.м.,

оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания,

своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

электронными

изданиями,

учебно-

методической и нотной литературой.

Материально-техническая

база

должна

соответствовать

санитарным

и

противопожарным

нормам, нормам охраны труда.

Оснащение

Для успешной реализации программы необходимо специальное оснащение учебного

процесса,

например

наличие

фортепиано, высококачественных

магнитофонов,

записи

профессиональных фонограмм.

Подбирая

программный

репертуар,

следует

руководствоваться

следующими

принципами:

художественная ценность;

воспитательное значение;

доступность музыкального и литературного текста;

разнообразие стилей и жанров;

логика компоновки будущей концертной программы.

2.Содержание учебного предмета

Учебно - тематический план

1 год обучения

Содержание

Общее кол-во

часов

1. Певческая установка.

2

2 .Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

8

3. Формирование певческого дыхания

4

4. Формирование вокально-ансамблевого

навыка

2

5.Формирование певческой артикуляции

2

6. Формирование звуковысотного

интонирования

3

7. Пение произведений

14

Итого:

35

2 год обучения

Содержание

Общее кол-во

часов

1. Певческая установка.

2

2 .Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

5

3. Формирование певческого дыхания

5

4. Формирование вокально-ансамблевого

навыка

2

5.Формирование певческой артикуляции

2

6. Формирование звуковысотного

интонирования

3

7. Пение произведений

16

Итого:

35

3 год обучения

Содержание

Общее кол-во

часов

1. Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

7

2. Формирование певческого дыхания

2

3. Формирование вокально-ансамблевого

навыка

3

4.Формирование певческой артикуляции

2

5. Формирование звуковысотного

интонирования

3

6. Пение произведений

18

Итого:

35

4 год обучения

Содержание

Общее кол-во

часов

1. Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

4

2. Формирование певческого дыхания

4

3. Формирование вокально-фонационных

(ансамблевых) навыков

1

4.Формирование певческой артикуляции

2

5. Формирование звуковысотного

интонирования

2

6. Пение произведений

1 8

Итого:

35

5 год обучения

Содержание

Общее кол-во

часов

1. Певческая установка.

2

2 .Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

2

3. Формирование певческого дыхания

4

4. Формирование вокально-фонационных

(ансамблевых) навыков

2

5.Формирование певческой артикуляции

2

6. Формирование звуковысотного

интонирования

3

7. Пение произведений, участие в концертах

19

Итого:

35

6 год обучения

Содержание

Общее кол-во

часов

1. Певческая установка.

2

2 .Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

3

3. Формирование певческого дыхания

2

4. Формирование вокально-фонационных

(ансамблевых) навыков

2

5.Формирование певческой артикуляции

2

6. Формирование звуковысотного

интонирования

3

7. Пение произведений, участие в концертах

20

Итого:

35

7 год обучения

Содержание

Общее кол-во

часов

1. Певческая установка.

1

2 .Пение учебно-тренировочного материала.

Распевание

1

3. Формирование певческого дыхания

4

4. Формирование вокально-фонационных

(ансамблевых) навыков

2

5.Формирование певческой артикуляции

2

6. Формирование звуковысотного

интонирования

3

7. Пение произведений, участие в концертах

22

Итого:

35

Годовые требования

Программа по предмету «Вокальный ансамбль» рассчитана на 7лет обучения. В

распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и

последовательного

обучения.

Последовательность

в

обучении

поможет

учащимся

применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у

учащихся

умений

и

навыков

происходит

постепенно:

от

первого

знакомства

с

ансамблевым пением и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения

музыкального произведения.

Содержание

учебного

предмета

«Вокальный

ансамбль»

соответствует

направленности дополнительной образовательной программе на приобщение учащихся к

пению.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных

возможностей,

интересов учащихся.

В каждом разделе программы по классам учитывается необходимость

всестороннего

ознакомления

ученика

с

ансамблевой

литературой,

постепенное

усложнение

репертуара, изучение различных музыкальных жанров, а также знакомство с западноевропейской,

русской и советской музыкой.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может

разрабатываться

и

использоваться

более

высокий

уровень

сложности

программных

требований. Важна правильность интонирования, держания диафрагмы и дыхания.

Первый год обучения

Ознакомление с

вокальным ансамблем,

основными

приемами

пения.

Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Умение правильно дышать,

делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч. Петь короткие фразы на одном

дыхании.

В подвижных песнях делать быстрый вдох. Петь без сопровождения отдельные

попевки и фразы из песен. Петь легким звуком, без напряжения. Научиться слушать себя и

другого ребенка.

Работать дыханием в процессе исполнения той или иной ноты. Чётко исполнять

голосом любую ноту 1 октавы под фортепиано.

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения и определять характер и

жанр произведения. Владеть чувством ритма.

К концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе небольшой

отрывок из произведения с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Примерные репертуарные списки

1.

муз. и сл. Н. Осокиной “Мама”

2.

А. Гречанинов “Дон – Дон” прибаутка обр. ансамбля “ГАЛА”

3.

Итальянская народная песня “Четыре таракана и сверчок”

4.

муз. А. Басилая сл. Д. Багашвили “Арго”

5.

М. Славкин “Снег” из цикла”Земля”

6.

сл. и муз. Л. Маркиной “Кискин блюз”

7.

сл. и муз. Л. Маркиной “Рождество”

8.

сл. и муз. С. Смирнова “Семь веселых нот”

9.

В. Семенов “Когда я стану миллионером” из мюзикла “Том Сойер и другие”

Второй год обучения

Это сложный этап как в обучающем, так и в воспитательном плане. Сюда входят

дети 2-го года обучения. На этом этапе происходит дальнейшее пение от ноты «до» 1

октавы до ноты «до» 3-ей октавы. Гармонический

натуральный

мелодический

лад,

пение

интервалов

от

различных

нот,

исполнения

последовательностей,

секвенции

отклонения в соседние тональности, работа над подачей голоса. Уделяется большое

внимание нюансировке, акцентам. Умение делать анализ музыкального произведения.

Уметь

определять

жанр,

лад

и

характер

произведения.

Быть

собранными,

внимательными. Уверенно исполнять голосом упражнения.

Примерные репертуарные списки

1.Б. Мокроусов сл. В. Ласкина, Н. Лабковского “ Дорожка фронтовая”

2. А. Журбин, Ю. Энтин «Про человека»

3. А .Ермолов «Солнечный дом»

4. ВИА «Аккорд» «Я пушистый беленький котенок»

5.Берлин И. Белое Рождество.

6. Богословский Н. Темная ночь.

7.Дунаевский И. “Веселые ребята” фантазия на тему музыки из к/ф. Под луной золотой, Не

забывай, Пути – дороги, Ой, цветет калина, Летите голуби, Скворцы прилетели.

8.Дунаевский М. Ветер перемен, Пол года плохая погода.

9.Кельми К. Замыкая круг.

Третий год обучения

На третьем году обучения все учащиеся должны иметь представления обустройстве

голосового

аппарата

и

о

гигиене

голоса.

Продолжается

работа

по

закреплению

полученных

ранее

знаний

и

вокально–технических

навыков.

Начинается

обучение

анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение.

Одна из главных задач соединение грудного и головного резонирования, т. е. микст.

Начать работу по профориентации учащихся. А также развитие и укрепление певческого

дыхания, появляется ощущение дыхательного столба, работа над чистотой интонации,

выравнивание звучания по всему диапазону, развитие четкой дикции, выразительность

слова. Выработка динамики голоса, в удобной тесситуре на игровых упражнениях для

детей.

Примерные репертуарные списки

1.Кюи Ц. Заря лениво догорает., Омывшись на заре.

2.Литовская народная песня. Солнышко вставало. Обработка Шимкуса С.Листов К. Землянка.

3.Леннон Д. и Маккартни П. Let it Be.

4.Легран М. I will wait for you.

5.Минков М. Дельфины, Катерок. Переложение Пятаевой Е.

6.Дорога добра. переложение Л.Полищук

7.Маренцио Л. Давай споем, приятель.

8.Марченко Л. Кискин блюз, Рождество.

9.Милославский А. Весна в январе.

Четвертый год обучения

На четвертом году обучения важно закреплять ощущение устойчивого, опертого

звука.

Продолжать

работу

по

укреплению

певческого

дыхания.

Обращаться

к

резонаторным ощущениям ученика, закреплять ощущение «высокой певческой позиции».

Усложняются исполнительские задачи. Включаются в работу произведения на различные

виды

техник.

Работа

заключается

в

развитии

и

укреплении

певческого

дыхания,

интонации,

четкой

артикуляции.

Работа

над

иностранным

текстом,

работа

над

подвижностью голоса, выработка динамики голоса в удобной тесситуре.

Примерные репертуарные списки

1.Парцхаладзе М. сл. Полухин Ю. Память.

2.Подгайц Е. Эхо.

3.Преториус Viva la musika. Канон.

4.Тухманов Д. Там, только там, Песенка про сапожника

.

5.Петров А. Зов синевы, Я иду, шагаю по Москве. Переложение Храмовой Н.

6.Песков Н. Кадриль.

7.Десмонд П. Играем на пять.

8.Жарковский Е. Непогода пройдет.

9.Крылатов Е. Песня о колоколах.

10.Косма В. “Укол зонтиком” фантазия на тему к/ф. Опавшие листья.

Пятый год обучения

На

пятом

году

обучения

учащийся

уже

достаточно

владеет

своим

голосом,

но

учитывая переходный возраст, требования к учащемуся должны быть индивидуальными,

нужно более тщательно изучить голосовой аппарат учащегося, и при благоприятном

состоянии голоса, возможно:

-работа над кантиленой, включение в репертуар легких песен;

- закрепление пространственных ощущений;

- закрепление ощущения высокой певческой позиции;

-закрепление

соединения

дыхания

с

высокой

позицией,

особенно

при

пении

широких интервалов;

-продолжать работу над техникой беглости;

- работа над динамикой звука, филировка;

Примерные репертуарные списки

1.

А. Петров сл. Харисона. “ Крылья в небе”

2.

Дж. Фюре “Джазовый канон”

3.

В. Сюткин «Красная стрела» аранжировка И. Тененбаум, Е. Пятаевой

4.

В. Сюткин «Переход» аранжировка И. Тененбаум

5.

Пьер Сертон «Я сказать не смею» аранжировка Ю. Пятаевой

6.

Крылатов Е. Будь со мною, Колокола.

7.

Лассо О. Канцона. Тик – так.

8.

Леннон Д. и Маккартни П. Because. Let it Be.

9.

Морли Т. Май.

.

Шестой год обучения

Шестой

год

обучение

вокальному

ансамблю

более

пристальным

вниманием

уделяется

формированию вокальных навыков в период перед мутацией голоса. На первом этапе основная работа в

постановке голоса акцентируется на укреплении мышц лица и шеи, участвующих в голосообразовании.

На втором этапе большое внимание уделяется певческому дыханию. Рассматриваются

теории

типов

дыхания

в

пении,

и

формируется

на

практике

преимущественно

нижне-брюшной

диафрагматический

тип.

Контроль

за

дыхательным

процессом

должен

проходить

через

качества

полученного тона. Разнообразной должна быть концертная деятельность обучающегося. Дети должны

себя комфортно чувствовать на сцене, что позволит им не потерять наработанные в классе знания при

выступлении перед большой публикой.

Примерные репертуарные списки

1.

Молчанов сл. М. Львовского “Солдаты идут” обр. И. Тененбаум

2.

Русская народная песня “Ты река ль, моя реченька” обр. ансамбля “ГАЛА”

3.

Листов К. Землянка.

4.

Леннон Д. и Маккартни П. Let it Be.

5.

Легран М. I will wait for you.

6.

Русская народная песня Со вьюном я хожу. Обработка Благообразова С.

7.

Русская народная песня Уж ты поле мое. Обработка Балакирева М.

8.

Соловьев – Седой В. Давно мы дома не были, Вечер на рейде, Соловьи

9 Р.н.п. Четыре ветра. Обработка Струве Г.

Седьмой год обучения

На седьмом году обучения продолжается закрепление ансамблевых навыков, приобретенных на

предыдущих этапах. Аккуратно начинается работа над крайним верхом (сопрано), нижними нотами

(меццо-сопрано).

Более

пристальное

внимание

можно

уделить

мелкой

вокальной

технике,

при

условии,

если

ученики

хорошо

усвоели

знания,

полученные

на

предыдущих

этапах

(дыхание,

атака

звука,

звуковедение).

В

конце

седьмого

года

учащиеся

должны

уметь

самостоятельно

разучивать

произведения

с

техническими сложностями и работать (в качестве домашнего задания) над преодолением таковых,

закрепляя приемы, найденные на уроке вместе с препдавателем.

Репертуар включает в себя произведения с различными видами техники. В результате работы над

формированием вокального слуха

учащиеся должны ясно представлять себе процесс мышечной

работы голосового аппарата.

Выпускник 7 класса вокального ансамбля должен уметь не только самостоятельно распеться, но и

распеть младших учащихся, а также уметь работать самостоятельно. Голос обучающегося должен

быть приближен по звучанию к профессиональному эталону. Регистры должны быть полностью

сглажены, звук «оперт» на дыхание, диапазон практически полный.

Примерные репертуарные списки

1.Макаревич А. Снег. Обработка Зыкова И.

2.Мели Д. Пастораль.

3.Минков М. Дорога добра.

4.Молчанов К. Солдаты идут. Переложение Тененбаум И.

5.Никитин С. Под музыку Вивальди. Обработка Щипунова В. Дон и Магдалина. Обработка

Мачаловой А.

6.Петров А. Песенка о морском дьяволе. Обработка Храмовой Н. Крылья в небе.

7.Прима Луис Sing sing

8.гр.Родники – Птица

9.гр.Ассорти – Дин- Дон

10.ВИА самоцветы –Все ,что в жизни есть у меня

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

Результатом

освоения

программы

по

учебному

предмету «Вокальный

ансамбль»

является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

навыков исполнения музыкальных произведений ( коллективно)

умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и

стилей;

знаний основ музыкальной грамоты;

знаний основных средств выразительности, используемых в академическом пении;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыков публичных выступлений;

навыков

общения

со

слушательской

аудиторией

в

условиях

музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.

4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную

и

корректирующую

функции.

Разнообразные

формы

контроля

успеваемости

учащихся

позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету

«Вокального ансамбля»

являются:

1)текущая,

2)промежуточная аттестация,

3)итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо

раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может

носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в

журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время

домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень

освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются

дифференцированные

зачеты,

академические

концерты,

а

также

концерты,

тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к

выступлению на концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на

четвертную, годовую и итоговую оценку.

Итоговая аттестация.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать

знания,

умения

и

навыки

в

соответствии

с

программными

требованиями

в

форме

дифференцированного зачета.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основным

критерием

оценок учащегося, осваивающего программу «Вокал», является грамотное исполнение

музыкального

произведения,

художественная

выразительность,

умение

держаться

на

сцене.

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

программу

«Вокал»,

следует

учитывать:

- формирование устойчивого интереса к эстрадному пению, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-

исполнительской деятельности: сольном, групповом исполнительстве.

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на экзамене, академическом прослушивании

выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

п р е д у с м а т р и в а е т

и с п о л н е н и е

п р о г р а м м ы ,

соответствующей году обучения, наизусть, выразительно;

отличное

знание

текста,

владение

необходимыми

техническими

приемами;

хорошее

звукоизвлечение,

понимание

стиля

исполняемого

п р о и з в е д е н и я ;

использование художественно оправданных технических

приемов, позволяющих создавать художественный образ,

соответствующий авторскому замыслу.

4 («хорошо»)

программа

соответствует

году

обучения,

грамотное

исполнение с наличием мелких технических недочетов,

небольшое

несоответствие

темпа,

недо ст аточно

убедительное

доне сение

образа

и с п ол н я е м о го

произведения

3 («удовлетворительно»)

программа

не

соответствует

году

обучения,

при

исполнении

обнаружено

плохое

знание

нотного

текста,

технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание

наизусть

нотного

текста,

слабое

владение

техникой,

подразумевающее

плохую

посещаемость

занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения

на данном этапе обучения.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Семилетний срок

реализации

программы

учебного

предмета

«Вокальный

ансамбль»

позволяет перейти на обучение по программе, продолжить самостоятельные заня тия,

приобщиться к сольному и групповому пению.

Важнейшие

педагогические

принципы

постепенности

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения

различных

подходов

к

учащимся,

учитывающих

оценку

их

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь

более

высоких

результатов

в

обучении

и

развитии

творческих

способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации

и

индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации

при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно

вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на

этапе

освоения

нового

материала

учащимся

предлагается

воспользоваться

ранее

полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую

может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание

творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие

музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько

тщательно

спланирована

работа

в

целом,

глубоко

продуман

выбор

репертуара.

Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так

же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на

успешность развития ученика.

Предлагаемые

репертуарные

списки,

программы

к

зачетам,

академическим

концертам,

включающие

художественный

и

учебный

материал

различной

степени

трудности,

являются

примерными,

предполагающими

варьирование,

дополнение

в

соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного

ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в

каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над

репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые

произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для

показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание

индивидуального учебного плана учащегося.

На

заключительном

этапе

ученики

имеют

опыт

исполнения

произведений

в

ансамбле, опыт группового пения. Исходя из этого опыта, они используют полученные

знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием

практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы

гармонии.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художе ственного

исполнительского

материала,

дальнейшее

расширение

и

совершенствование

практики

публичных выступлений (групповых).

6. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)Арии композиторов16 -18 вв. Для низкого и среднего голоса; Санкт – Петербург,

«Композитор»,2007г.

2)Ave Maria, Издательство «Союз художников», Санкт – Петербург, 2002г

3)Бах И.С. « Десять песен из Книги напевов Шемелли»; изд. Нота 2004 г.

4)Милькович Е. «Систематезированный вокально–педагогический репертуар». Для

высоких и средних голосов; М. Музыка 2005 г.

5)Моцарт В.А. «песни» 1, 2 тетрадь; изд. « Нота», 2004 г.

6)Хрестоматия для пения. Русский классический романс; Москва, «Музыка»,2000г.

7)Э. Ховард и О. Ховард «Вокал для всех». – Москва, 2007

8)Н. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». – Ростов на Дону, Феникс,

2007

9)Л.В. Романова «Школа эстрадного вокала». – 2007

10)Ф. Абт «Вокализы и упражнения»

11)А. Севастьянов «132 упражнения для учителя по развитию голоса и вокала»



В раздел образования