Напоминание

"Съедобные и несъедобные грибы"


Автор: Егорова Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОБОУ "АШ №1"
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 3 классе
Тема: "Съедобные и несъедобные грибы"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное областное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Адаптированная школа №1»

Конспект урока

по предмету «Мир природы и

человека» в 3 классе

по теме: «Съедобные и

несъедобные грибы».

Выполнила:

учитель начальных классов

Егорова Анна Николаевна

2018 год.

Конспект урока по теме "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы". Живой

мир. 3 класс.

Автор: Егорова Анна Николаевна, учитель начальных классов.

Тип урока - урок изучения нового материала

Цель: научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным

признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности

и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов.

Задачи: 1)сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых

существ;

2)расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных

и ядовитых грибах;

3)создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;

4)способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;

5)развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение);

расширять кругозор учащихся;

6)воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.

Методы работы

1)объяснительно-иллюстративный;

2) метод проблемного изучения нового материала;

Формы работы - фронтальные, индивидуальные.

Необходимое оборудование и материалы

1.Матвеева Н.Б. М. С. Котина, Т. О. Куртова Учебник Живой мир. 3 класс. Для

коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

2.

Кукла старичка - Лесовичка.

3.Двусторонние сигнальные карточки.

4.

Компьютер, лазерный проектор, экран.

5.

Слайды с животными, питающимися грибами.

6. Видео для детей «Ядовитые грибы».

7.

Иллюстрации с изображением лесных съедобных и ядовитых ягод, съедобных и

ядовитых грибов, деревьев, корзины, ели.

8. Карточки со словами: съедобные, ядовитые.

9. Муляжи грибов.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке

себе и своему соседу.

2. Актуализация.

Сегодня у нас необычный урок. Давайте мы попутешествуем по зелёному дому,

который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за

зелёный дом? (лес)

А чтобы мы в пути не заблудились, нас будет сопровождать необычный герой.

Знаете ли вы кто это? (Это старичок - Лесовичок. Он хозяин леса, в лесу он всё

знает.)

3. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с вами изучили лесные ягоды. Давайте вспомним, а на

какие 2 группы мы их можем разделить?

1) Игра “Съедобное – ядовитое”

Сейчас 2 человека выйдут к доске. Лесовичок приготовил задание: вам нужно будет

распределить ягоды по группам: съедобные и ядовитые.

2)Перед детьми лежат два кружка – зелёный и красный. Я буду читать предложе-

ния. Если то, что я называю верно, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок. Если не-

верно, то поднимаете запрещающий КРАСНЫЙ кружок. Будьте внимательны.

1

.

Можно собирать незнакомые ягоды!

2.

Нельзя собирать ягоды, растущие возле дорог, вблизи свалок!

3.Собираем осторожно, чтобы не повредить растение.

4.Можно есть грязные ягоды с куста.

5.Собирать ягоды только со взрослыми.

6.Из лесных ягод варят суп.

7.Малину применяют при простуде.

8.При отравлении нужно срочно обратится к врачу.

9.Ядовитые растения можно трогать руками.

10.Ядовитыми могут быть ягоды, стебли, листья и корни растения.

Посмотрите на доску. Ребятам нужно было распределить ягоды на 2 группы. Да-

вайте проверим, правильно ли они справились с заданием? Если да, то вы поднима-

ете ЗЕЛЕНЫЙ кружок, если нет, то – КРАСНЫЙ.

Вывод: ребята молодцы, теперь я и Лесовичок видим, что вы знаете лесные ягода и

можете отличить съедобные от ядовитых.

4. Постановка темы урока. Проблемная ситуация.

Сегодня на уроке у нас новая тема. Назвать вы ее сможете, если отгадаете загадку:

В лесу на одной ножке

Выросла лепёшка. (гриб)

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о грибах)

-Сегодня на уроке мы с Лесовичком отправимся в грибное царство и узнаем что

такое грибы, как правильно собирать их и какую опасность они могут таить в себе.

- Старичок - Лесовичок просит вас быть внимательными и в конце урока ответить

на вопрос:

Грибы – это враги или друзья?

5.Основная часть урока.

Грибы это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными. Они

образуют особое самостоятельное царство – грибов.

-А нужны ли человеку грибы? (Да, нужны)

-А для чего? (Человек использует грибы в качестве пищи)

-Как называют людей, собирающих грибы? (грибник).

-Настоящему грибнику надо много знать.

-Как вы думаете, а животным нужны грибы? Для чего? (Многие животные

питаются грибами: белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Мухомором лечится

лось, сороки.). ПОКАЗ СЛАЙДОВ

Вывод: как вы считаете, грибы для животных будут друзьями или врагами?

6.Физкульминутка

Лесовичок подсказывает мне, что он засиделся, пора отдохнуть и сделать

зарядку. (Даша) проведи, пожалуйста, физкультминутку.

Утром дети в лес пошли /шаги с высоким подниманием ног

И в лесу грибы нашли. /равномерные приседания

Наклонялись, собирали /наклоны вперед

По дороге растеряли. /ритмичные разведения рук в стороны

Ваня с корзиной в лес пошел, /шаги с высоким подниманием ног

Все поляны обошел, /ритмичный поворот вокруг себя

К старой елке подошел /присесть, руки на пол

И огромный гриб нашел. /встать, руки в стороны.

- Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под

ними. Часто в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это гри-

бы? (Подберезовик, подосиновик.)

-Лесовичок просит вас помочь ему расселить грибы под деревья. Я буду читать за-

гадки, вы внимательно их слушаете, отгадываете и называете дерево, под которым

данные грибы растут. Затем тот, кто назвал правильный ответ, выходит к доске, бе-

рет картинку с грибом и ставит ее к картинке с деревом.

(Дети расселяют грибы под деревья)

1.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я…….(подосиновик).

-Под каким деревом можно найти подосиновик? (Под осиной)

Посмотрите, подосиновик имеет красновато-оранжевую шляпку и корена-

стую ножку с темными «чешуйками».

2. Лета первая примета

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (подберезовик)

-Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)

У него тонкая ножка, коричневый оттенок шляпки.

3. Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки

В мох душистый две косички

Прячут хитрые……(лисички).

-Под каким деревом можно найти лисички? (Под сосною)

Окраска гриба ярко-желтая. Под шляпкой есть пластинки, похожие на склад-

ки.

4.Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут … (маслята)

-Под каким деревом прячутся маслята? (Под сосной).

Такое название они получили за скользкую, маслянистую шляпку.

Цвет шляпки

коричневый.

5.

Волнистый гриб волнуется,

Под елью красуется,

Похожий на ракушку

Зовется он … (волнушка).

Главное отличие этого гриба – розовая шляпка с небольшим углублением в цен-

тре, края завернуты к низу.

6.Нет грибов дружней, чем эти, —

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в леcу,

Как веснушки на носу. (Опята)

-На чем растут опята? (На пнях деревьев).

Название «опята» возникло вследствие произрастания грибов. Цвет шляпки ко-

ричневый, в центре шляпка более светлая.

7.

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - ...(Боровик - белый второе название гриба)

.

-Где же, он растет? ( Растет под елью).

У него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка.

Если боровичка надломить – внутри он окажется белоснежным

.

- Зачем человек собирает грибы? А как эти грибы можно назвать одним словом ?

(съедобные).

-Давайте вспомним, о чем нас в начале урока спрашивал Лесовичок: грибы это

друзья или враги? (Друзья, т.к. человек использует грибы в пищу).

- Лесовичок спрашивает вас: ребята, а все ли грибы можно класть в корзинку? (Нет,

есть и ядовитые грибы).

-Почему грибы называют ядовитыми? (Потому что эти грибы содержат яд,

опасный, иногда смертельный для человека).

У грибов есть также много грибов - двойников. И чаще всего они ядовитые

.

Видео для детей «ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ»

(1.12-6.09)

-Названия каких ядовитых грибов вы запомнили из фильма?

Вывод: Лесовичок вас предупреждает, что в лес за грибами нужно ходить только с

родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.

-А в этом случае грибы – это враги или друзья? (Враги, т.к. можно ими

отравится и друзья, т.к. ими питаются некоторые животные).

7.Работа с учебником.

-Приходилось ли вам когда-нибудь собирать грибы? Как вы это делали?(ответы

детей).

- Найдите с. 77 в учебнике.

- (Егор) читает текст сверху «Как правильно собирать грибы».

-Запомнили? А сейчас Лесовичок приглашает вас на грибную полянку и хочет,

чтобы вы показали ему как правильно собирать грибы. (2-3 ученика выходят и

показывают как правильно нужно собирать грибы с проговариванием).

Вывод: Если мы будем соблюдать эти правила, то в наших лесах будет много

грибов.

8. Закрепление изученного.

А) «Собери грибы в корзинку».

Перед вами на доске корзинка и елка.

-Вы по цепочке выходите к доске, берете гриб, если он съедобный, кладете его в

корзинку, если ядовитый, оставляете под елкой.

Б) «Исправь ошибку»

-Посмотрите, на доске появились необычные грибы. Что с ними не так? (Шляпки у

грибов перепутаны).

-Давайте исправим ошибку. (Выходят по одному и переставляют шляпки у грибов).

Вывод: Молодцы, Лесовичок видит, что вы знаете грибы и можете отличить съе-

добные от ядовитых.

9. Подведение итогов.

- Где растут грибы?

- Названия каких грибов вы запомнили?

- На какие две группы можно разделить грибы?

-Как правильно нужно собирать грибы?

- Лесовичок напоминает вам вопрос, который задавал в начале урока:

Грибы – это

враги или друзья? (Грибы надо знать. Тогда они будут для нас друзьями. Иначе

они могут нанести вред нашему здоровью).

Вывод: Лесовичок уверен, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы мож-

но собирать, а какие нет.

10. Рефлексия.

Давайте покажем Лесовичку грибы, которые лежат у вас на парте. Кому на уроке

было интересно и он узнал что-то новое – поднимите грибок, который улыбается.

Те ребята, кто испытывал трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, под-

нимите грустный гриб.

11. Домашнее задание.

А в ответ Лесовичок вам дарит волшебные грибки, которые вы найдете в своем

дневнике, но они не простые, а с сюрпризом. На них написано домашнее задание:

стр.76-77 пересказ. Придумать свои загадки о грибах.

- Спасибо за урок.



В раздел образования