Напоминание

"Балетмейстер и сфера его деятельности"


Автор: Жилина Лариса Кимовна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Балетмейстер и сфера его деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования администрации города Кирова

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества «Вдохновение» города Кирова

Обобщение опыта по теме

«Балетмейстер и сфера его деятельности»

Выполнила:

Жилина Лариса Кимовна,

педагог дополнительного образования, хореограф

Образцового детского коллектива

Кировской области

«Школа танца «Забава»

Киров

2019 г.

Содержание:

1.

Понятие «балетмейстер»

2.

Виды творческой деятельности балетмейстера

3.

Балетмейстер в коллективе художественной самодеятельности

4.

Личные задачи балетмейстера

Балетмейстер – профессия творческая. Она требует от человека очень

многого – и знания, и трудолюбия, и умения работать с людьми. Но главное

качество – это талант. Балетмейстер означает - «мастер балета». Талант

балетмейстера

состоит

из

многих

слагаемых:

это

прежде

всего

отлично

развитая

фантазия,

способность

мыслить

хореографическими

образами,

сочинять

разнообразные

танцевальные

композиции.

Балетмейстер

должен

также

обладать

знаниями

и

способностями

режиссера-постановщика

драматургически выстроенного спектакля.

Способность

мыслить

хореографическими

образами

отличает

балетмейстера

от

режиссера

драматического

или

оперного

театра.

Если

режиссер

драматического

театра

ставит

уже

готовое

сочинение,

то

балетмейстер

сам

является

автором

балета.

В

прошлом

балетмейстером

становился артист балета, наделенный природой фантазией и способностью к

сочинению танцев. В настоящее время балетмейстеры получают образование

в специальных высших учебных заведениях.

Деятельность

балетмейстера

очень

многогранна.

Различают

несколько

видов его творческой деятельности.

I.

Балетмейстер-сочинитель

Основывает свою работу на программе, созданной либреттистом, и на

музыке, написанной композитором. Часто бывает, что он является и автором

сюжета.

Балетмейстер

должен

знать,

любить

и

понимать

музыку,

чтобы

раскрыт

её

средствами

хореографии.

Для

работы

ему

необходимо

знать

фольклорные

источники,

теорию

и

методику

постановки

классического,

народного, историко-бытового, бального танцев; танцевальный язык разных

народов мира. Балетмейстер-сочинитель также должен владеть искусством

пантомимы, режиссерским искусством построения мизансцен, драматургией

хореографического произведения.

II.

Балетмейстер-постановщик

Осуществляет

постановку

спектакля

или

концертного

номера,

либо

перенос

спектакля

одного

театра

на

сцену

другого.

Прежде

всего

балетмейстер-постановщик должен безукоризненно изучить произведение,

постановку

которого

будет

осуществлять;

знать

хореографический

текст,

композицию танца, мизансцены, характер исполнения движений – и все это

уметь передать исполнителям.

III.

Балетмейстер-репетитор

Это не механическая работа, как может показаться на первый взгляд, а

творческая. От того, как номер будет отрепетирован, будет зависеть то, как

исполнители донесут до зрителя замысел, идею произведения. Балетмейстер-

репетитор должен не только отработать с исполнителями движения, но и

раскрыть образ, характер, передать стиль сочинения.

Балетмейстер

должен

умело

вести

репетиционную

работу,

правильно

распределяя

физическую

нагрузку;

создавать

творческую

атмосферу,

предупреждая, в паре с балетмейстером-сочинителем, искажение творческого

замысла.

«Первая

задача

хореографа

-

это

добиться

четкого

и

выразительного

исполнения

текста

и

рисунка

танца.

И

в

терпеливой

и

требовательной

репетиционной

работе

последовательно,

такт

за

тактом,

шаг

за

шагом

балетмейстер стремится этого добиться…Методика его работы складывается

из

двух

разделов:

из

наглядного

показа

артисту

или

артистам

текста

и

рисунка

танца

и

из

словесного

пояснения,

когда

балетмейстер,

называя

движения и позы, говорит, как и в каком характере и стиле, в какой манере

следует исполнять показанную композицию» (Захаров Р. В., советский артист

балета, балетмейстер, оперный режиссёр, педагог).

IV.

Балетмейстер-реставратор

Задача

этого

профессионала

сохранить,

восстановить

забытый

хореографический

текст,

возродить

его

для

будущих

поколений.

Балетмейстер-реставратор должен хорошо изучить творчество выбранного

автора, его индивидуальный стиль, манеру, чтобы отличить подлинное от

чужеродного, а вымысел - от истины. Нужна профессиональная культура для

того чтобы понять замысел автора, более полно передать содержание Главная

обязанность

р е с т а в р а т о р а

- бережно

сохранять

шедевры

русской

хореографии, как образцы балетмейстерского мастерства.

Деятельность

балетмейстера

многогранна.

Каждый

может

найти

своё

отражение в работе и раскрыть свои творческие способности. Учиться этому

нужно всю творческую жизнь.

Сочетание всех этих видов творческой деятельности хореографа зависит

от

того

в

каком

коллективе

работает

балетмейстер.

Если

коллектив

профессиональный,

то

виды

творческой

деятельности

могут

выполнять

разные люди. В небольших коллективах, чаще всего самодеятельных, почти

все

виды

творческой

деятельности

выполняет

один

человек.

Роль

балетмейстера-руководителя в хореографическом коллективе огромна. Это не

только художественный, но и идейный руководитель труппы, её воспитатель.

От него зависит художественный уровень исполнительского мастерства. В

профессиональном и самодеятельном исполнительстве есть общая черта –

гармоничное сочетание профессионализма, таланта и трудолюбия. Но есть и

различия. Профессиональное искусство воспитывает зрителей, сидящих в

зале,

а

любительское

непосредственно

участников

самодеятельности.

Поэтому

перед

балетмейстером

самодеятельного

коллектива

стоят

задачи

саморазвития

и

самосовершенствования,

повышения

образовательного

уровня

и

уровня

общей

культуры;

умение

использовать

потенциальные

творческие

возможности

каждого

воспитанника

и

коллектива

в

целом.

Балетмейстер

постоянно

должен

совершенствовать

теорию

и

практику

хореографического

искусства:

знание

основ

композиции,

обогащение

лексического запаса, изучение музыкального материала, а также постоянный

поиск тем, сюжетов для постановок из различных источников – литературных

произведений, театра, кино, музыки и повседневной жизни.

Список использованной литературы:

Захаров Р.В. «Сочинение танца: Страницы педагогического опыта» - Москва:

Искусство, 1983



В раздел образования