Автор: Жилина Лариса Кимовна
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Балетмейстер и сфера его деятельности"
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования администрации города Кирова
Муниципальное образовательное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества «Вдохновение» города Кирова
Обобщение опыта по теме
«Балетмейстер и сфера его деятельности»
Выполнила:
Жилина Лариса Кимовна,
педагог дополнительного образования, хореограф
Образцового детского коллектива
Кировской области
«Школа танца «Забава»
Киров
2019 г.
Содержание:
1.
Понятие «балетмейстер»
2.
Виды творческой деятельности балетмейстера
3.
Балетмейстер в коллективе художественной самодеятельности
4.
Личные задачи балетмейстера
Балетмейстер – профессия творческая. Она требует от человека очень
многого – и знания, и трудолюбия, и умения работать с людьми. Но главное
качество – это талант. Балетмейстер означает - «мастер балета». Талант
балетмейстера
состоит
из
многих
слагаемых:
это
прежде
всего
отлично
развитая
фантазия,
способность
мыслить
хореографическими
образами,
сочинять
разнообразные
танцевальные
композиции.
Балетмейстер
должен
также
обладать
знаниями
и
способностями
режиссера-постановщика
драматургически выстроенного спектакля.
Способность
мыслить
хореографическими
образами
отличает
балетмейстера
от
режиссера
драматического
или
оперного
театра.
Если
режиссер
драматического
театра
ставит
уже
готовое
сочинение,
то
балетмейстер
сам
является
автором
балета.
В
прошлом
балетмейстером
становился артист балета, наделенный природой фантазией и способностью к
сочинению танцев. В настоящее время балетмейстеры получают образование
в специальных высших учебных заведениях.
Деятельность
балетмейстера
очень
многогранна.
Различают
несколько
видов его творческой деятельности.
I.
Балетмейстер-сочинитель
Основывает свою работу на программе, созданной либреттистом, и на
музыке, написанной композитором. Часто бывает, что он является и автором
сюжета.
Балетмейстер
должен
знать,
любить
и
понимать
музыку,
чтобы
раскрыт
её
средствами
хореографии.
Для
работы
ему
необходимо
знать
фольклорные
источники,
теорию
и
методику
постановки
классического,
народного, историко-бытового, бального танцев; танцевальный язык разных
народов мира. Балетмейстер-сочинитель также должен владеть искусством
пантомимы, режиссерским искусством построения мизансцен, драматургией
хореографического произведения.
II.
Балетмейстер-постановщик
Осуществляет
постановку
спектакля
или
концертного
номера,
либо
перенос
спектакля
одного
театра
на
сцену
другого.
Прежде
всего
балетмейстер-постановщик должен безукоризненно изучить произведение,
постановку
которого
будет
осуществлять;
знать
хореографический
текст,
композицию танца, мизансцены, характер исполнения движений – и все это
уметь передать исполнителям.
III.
Балетмейстер-репетитор
Это не механическая работа, как может показаться на первый взгляд, а
творческая. От того, как номер будет отрепетирован, будет зависеть то, как
исполнители донесут до зрителя замысел, идею произведения. Балетмейстер-
репетитор должен не только отработать с исполнителями движения, но и
раскрыть образ, характер, передать стиль сочинения.
Балетмейстер
должен
умело
вести
репетиционную
работу,
правильно
распределяя
физическую
нагрузку;
создавать
творческую
атмосферу,
предупреждая, в паре с балетмейстером-сочинителем, искажение творческого
замысла.
«Первая
задача
хореографа
-
это
добиться
четкого
и
выразительного
исполнения
текста
и
рисунка
танца.
И
в
терпеливой
и
требовательной
репетиционной
работе
последовательно,
такт
за
тактом,
шаг
за
шагом
балетмейстер стремится этого добиться…Методика его работы складывается
из
двух
разделов:
из
наглядного
показа
артисту
или
артистам
текста
и
рисунка
танца
и
из
словесного
пояснения,
когда
балетмейстер,
называя
движения и позы, говорит, как и в каком характере и стиле, в какой манере
следует исполнять показанную композицию» (Захаров Р. В., советский артист
балета, балетмейстер, оперный режиссёр, педагог).
IV.
Балетмейстер-реставратор
Задача
этого
профессионала
–
сохранить,
восстановить
забытый
хореографический
текст,
возродить
его
для
будущих
поколений.
Балетмейстер-реставратор должен хорошо изучить творчество выбранного
автора, его индивидуальный стиль, манеру, чтобы отличить подлинное от
чужеродного, а вымысел - от истины. Нужна профессиональная культура для
того чтобы понять замысел автора, более полно передать содержание Главная
обязанность
р е с т а в р а т о р а
- бережно
сохранять
шедевры
русской
хореографии, как образцы балетмейстерского мастерства.
Деятельность
балетмейстера
многогранна.
Каждый
может
найти
своё
отражение в работе и раскрыть свои творческие способности. Учиться этому
нужно всю творческую жизнь.
Сочетание всех этих видов творческой деятельности хореографа зависит
от
того
в
каком
коллективе
работает
балетмейстер.
Если
коллектив
профессиональный,
то
виды
творческой
деятельности
могут
выполнять
разные люди. В небольших коллективах, чаще всего самодеятельных, почти
все
виды
творческой
деятельности
выполняет
один
человек.
Роль
балетмейстера-руководителя в хореографическом коллективе огромна. Это не
только художественный, но и идейный руководитель труппы, её воспитатель.
От него зависит художественный уровень исполнительского мастерства. В
профессиональном и самодеятельном исполнительстве есть общая черта –
гармоничное сочетание профессионализма, таланта и трудолюбия. Но есть и
различия. Профессиональное искусство воспитывает зрителей, сидящих в
зале,
а
любительское
–
непосредственно
участников
самодеятельности.
Поэтому
перед
балетмейстером
самодеятельного
коллектива
стоят
задачи
саморазвития
и
самосовершенствования,
повышения
образовательного
уровня
и
уровня
общей
культуры;
умение
использовать
потенциальные
творческие
возможности
каждого
воспитанника
и
коллектива
в
целом.
Балетмейстер
постоянно
должен
совершенствовать
теорию
и
практику
хореографического
искусства:
знание
основ
композиции,
обогащение
лексического запаса, изучение музыкального материала, а также постоянный
поиск тем, сюжетов для постановок из различных источников – литературных
произведений, театра, кино, музыки и повседневной жизни.
Список использованной литературы:
Захаров Р.В. «Сочинение танца: Страницы педагогического опыта» - Москва:
Искусство, 1983