Напоминание

ФГОС. Связь мотивации учащегося и ключевой цели учителя на уроке английского языка


Автор: Ермакова Инна Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 ОЦ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС. Связь мотивации учащегося и ключевой цели учителя на уроке английского языка
Раздел: полное образование





Назад





ФГОС. Связь мотивации учащегося и ключевой задачи и

ключевой цели учителя.
ФГОС- одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования как элемента политиче ской, экономической и культурной сфер жизни страны. В своей работе учитель иностранного языка должен учитывать тот факт, что доминирующими тенденциями XXI века, определяющими пути модернизации российского образования, являются – постоянно изменяющаяся структура рынка труда, – доступность многообразной информации, быстрое изменение технологий, – креативность и творчество - самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности, – ценность самоидентификации личности. В связи с вышесказанным
приоритетной

задачей

преподавателя

английского

языка
является подготовка выпускника школы, владеющего навыками личностного САМОразвития в высокотехнологичном современном обществе. Ключевой задачей системы образования является формирование креативности, интерпретируемой как создание связи между вещами. Только креативный человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое. И УЧЕНИК является главным в этом процессе и от ЕГО мотивации, от его желания зависит этот процесс. Но готов ли КАЖДЫЙ ученик включиться в решение такой сложнейшей задачи- стать творческой личностью? Исходя из своего многолетнего опыта, могу сказать, что мотивация к саморазвитию старшеклассников все еще слаба и разбросана. Приходя в выпускное звено обучения в школе, учащиеся слабо знают свои положительные и отрицательные психологические качества, способствующие
их росту, не имеют определенной цели и часто совершенно не понимают смысл дальнейшего самообразования. Их мотивация является сторонней и даже негативной. Например, родительской: « Не получишь аттестат с высоким средним баллом –не поступишь в ВУЗ», « Не будешь учить английский язык- не получишь достойную работу» и т.д.. Мотивацией образования становиться страх, не понимание цели – зачем мне это? И, как следствие, либо хроническая депрессия, снижение познавательных интересов, усталость от огромной непосильной интеллектуальной нагрузки, либо уход в инфантилизм-отказ от самостоятельности, передаче функций выработки цели, путей ее достижения и самоконтроля, например, родителям, учителям. В результате мы видим апатичных молодых людей, желающих получить «какую-нибудь нетрудную работу» за высокую заработную плату. На данный момент, невысокий процент старшеклассников четко понимает цель своего саморазвития и в соответствии с этим – самообразования. В итоге, предмет английского языка является с одной стороны- высоко ответственным и высоконапряженным полем разносторонних, постоянно меняющихся задач учителя в помощи становления собственной цели УЧЕНИКУ, а с другой- областью, где УЧЕНИК способен научиться самореализовываться, понимать и оценивать уровень своего саморазвития, путем анализа процесса ХОЧУ-ВЫБИРАЮ ВАРИАНТ-ПРОБУЮ-УМЕЮ! Как современный педагог, я считаю, предмет английского языка, как никакой другой предмет призван помочь развить ученику свои коммуникативные, социальные, креативные способности, где сам английский язык является не только целью, но и средством создания мотивации саморазвития. Сотрудничая со своими коллегами, я вижу множество сторонников моей точки зрения. Появление и распространение различных педагогических технологий, программ, статей, где УЧЕНИК не является объектом, которому диктуют на уроке под запись в тетрадь план работы на
уроке по определенной теме, а где УЧЕНИК сам определяет Что? На каком уровне? И каким образом? он хочет узнать на каждом уроке. Тогда он сам ответственен за свой результат. И только тогда его самооценка в данный момент является мотивацией к продолжению саморазвития, а отметка учителя -просто бумажный факт, подтверждающий ЕГО результат. Какова же на практике педагогическая траектория развития самостоятельной креативной личности ученика? Каким образом учитель может на уроке реализовывать 15 различных мотиваций? В подобных ситуациях учителю работать невероятно сложно. Как правило, в группе по иностранному языку состав и уровень подготовки смешанный, следовательно, важна ориентация на персональные занятия с тем, чтобы самые отстающие подтягивались к уровню "средних", а "средние" стремились за лучшими. В такой ситуации я организовываю рабочий процесс так, чтобы на уроке каждый был заинтересован в работе- лучшим не должно быть слишком просто, а самые слабо подготовленные учащиеся не должны быть шокированы уровнем сложности. Ни в коем случае при работе с такой группой нельзя ориентироваться на уровень учеников средней подготовки. Это неизбежно приведет к угасанию интереса к предмету как со стороны самых продвинутых детей (из-за низкой для них сложности), так и со стороны тех, чья подготовка оставляет желать лучшего. Как опытный педагог, я привлекаю хорошо подготовленных ребят к работе с теми, у кого уровень знаний по предмету ниже. Один из моих любимых и действенных методов – организовывать
работу в парах или группах
так, чтобы учащиеся с высоким уровнем в группе вели лидирующую роль и те, у кого средний уровень подготовки, учились у них необходимым навыкам или получали от них необходимую информацию в ситуации сотрудничества. Тем временем я могу уделить больше своего внимания самым слабым ребятам, работающим либо в такой же паре, либо индивидуально. Это позволяет повышать языковой уровень ненасильственным способом общения с ровесником с одной стороны, и
позволяет учащимся с хорошей языковой подготовкой почувствовать свою уверенность в знаниях и востребованность своих умений другими людьми, с другой стороны. Я считаю, с педагогической точки зрения такой процесс способствует и тому, чтобы учащиеся могли подружиться, испытывая чувство благодарности, обогатили свою палитру человеческих отношений. Это способствует духовному росту. А идею в инсценировании, в форме которого ученики любят предъявлять диалогическую или монологическую речь, с интересом воспринимают другие ученики. Они занимаются в этот момент не только аудированием- необходимым языковым навыком,нои развивают свой коммуникативный навык,сопереживают героям и поддерживают ровесников- одноклассников. Что может быть лучше в воспитании позитивных отношений и чувств? Язык служит средством коммуникации с ровесником- это ли не мотивация его изучения? Другим моим испытанным приемом является
проектная

работа
в группе или паре, которая является более сложным процессом, который ведет к результату творчества, является креативным. Особенно сложен этот процесс, если роль лидера достается учащемуся со средними или слабыми языковыми навыками. Используя компьютерные технологии, средства, средства УМК, дополнительную литературу я даю ученикам возможность различными способами получить информацию, предлагаю варианты ее обработки и презентации результата. Развивая метапредметные связи, используя аналитические способности и синтезируя все во едино, обсуждая, дискутируя и научаясь слышать другого, ученики принимают совместное решение, в котором есть доля решения вопроса каждого. Представляя общий проект, ученики испытывают гордость за результат собственного труда и мотивацию к продолжению изучения английского языка. Поделюсь и самым нелюбимым у учащихся виде деятельности- контроле полученных грамматических навыков, т.е. тестах. Принимая во внимание высокую тревожность учеников во время тестирования, я пришла к выводу, что это лучше делать в привычной каждому подростку среде –
информационно-компьютерной и излюбленным для них способом-игрой. Пользуясь допущенными к изучению сайтами, ученики, выполняя игровые задания, работа
индивидуально
, показывают свои языковые грамматические навыки. Легко справляясь с негативными эмоциями, каждый студент учится принимать ответственность за свое решение и результат. Низкий результат всегда можно повысить путем тренинга и пересдачи теста. Зная о возможности повысить свой уровень языковых умений, ученик мотивирован на дальнейшее изучение языка. Таким образом, тест не является целью к освоению языкового явления или структуры, но он- показатель настоящего уровня и ступень для следующего шага в освоении большой цели. Приводя примеры своей педагогической деятельности, я хочу сказать, что существует множество вариантов работы с учащимися по освоению языкового пространства, но как говорит Н.Е. Буланкина, профессор, доктор философских наук, которая преподавала английский язык в Новосибирском педагогическом университете, в своей статье «Система развивающих заданий в обучении иностранному языку» : Развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального (языкового) самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве. И я считаю, что основываясь на современных требованиях к выпускнику по ФГОС, применяя свой педагогический опыт и выстраивая траекторию обучения английскому языку в группе необходимо давать каждому ученику шанс мотивированного саморазвития в современном обществе.


В раздел образования