ФГОС. Связь мотивации учащегося и ключевой цели учителя на уроке английского языка
Автор: Ермакова Инна Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 ОЦ Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: статья Тема: ФГОС. Связь мотивации учащегося и ключевой цели учителя на уроке английского языка Раздел: полное образование
ФГОС. Связь мотивации учащегося и ключевой задачи и
ключевой цели учителя.
ФГОС- одобренная Правительством Российской Федерации стратегия
модернизации
образования
ставит
изучение
иностранных
языков
в
ряд
приоритетов
развития
образования
как
элемента
политиче ской,
экономической и культурной сфер жизни страны.
В своей работе учитель иностранного языка должен учитывать тот
факт,
что
доминирующими тенденциями XXI века, определяющими пути
модернизации российского образования, являются
–
постоянно изменяющаяся структура рынка труда,
–
доступность
многообразной
информации,
быстрое
изменение
технологий,
–
креативность
и
творчество
-
самый
востребованный
продукт
образования,
ведущий
фактор
экономического
роста
и
национальной
и
личностной конкурентоспособности,
–
ценность самоидентификации личности.
В
связи
с
вышесказанным приоритетной
задачей
преподавателя
английского
языка является подготовка выпускника школы, владеющего
навыками личностного САМОразвития в высокотехнологичном современном
обществе. Ключевой задачей системы образования является формирование
креативности, интерпретируемой как создание связи между вещами. Только
креативный человек способен связать частички своего опыта и синтезировать
что-то новое. И УЧЕНИК является главным в этом процессе и от ЕГО
мотивации, от его желания зависит этот процесс.
Но
готов
ли
КАЖДЫЙ
ученик
включиться
в
решение
такой
сложнейшей задачи- стать творческой личностью?
Исходя из своего многолетнего опыта, могу сказать, что мотивация к
саморазвитию старшеклассников все еще слаба и разбросана. Приходя в
выпускное
звено
обучения
в
школе,
учащиеся
слабо
знают
свои
положительные и отрицательные психологические качества, способствующие
их росту, не имеют определенной цели и часто совершенно не понимают
смысл дальнейшего самообразования. Их мотивация является сторонней и
даже
негативной.
Например,
родительской:
«
Не
получишь
аттестат
с
высоким
средним
баллом
–не
поступишь
в
ВУЗ»,
«
Не
будешь
учить
английский язык- не получишь достойную работу» и т.д..
Мотивацией образования становиться страх, не понимание цели – зачем
мне
это?
И,
как
следствие,
либо
хроническая
депрессия,
снижение
познавательных
интересов,
усталость
от
огромной
непосильной
интеллектуальной
нагрузки,
либо
уход
в
инфантилизм-отказ
от
самостоятельности, передаче функций выработки цели, путей ее достижения
и самоконтроля, например, родителям, учителям. В результате мы видим
апатичных молодых людей, желающих получить «какую-нибудь нетрудную
работу» за высокую заработную плату.
На
данный
момент,
невысокий
процент
старшеклассников
четко
понимает
цель
своего
саморазвития
и
в
соответствии
с
этим
–
самообразования.
В итоге, предмет английского языка является с одной стороны- высоко
ответственным
и
высоконапряженным
полем
разносторонних,
постоянно
меняющихся
задач
учителя
в
помощи
становления
собственной
цели
УЧЕНИКУ,
а
с
другой-
областью,
где
УЧЕНИК
способен
научиться
самореализовываться, понимать и оценивать уровень своего саморазвития,
путем анализа процесса ХОЧУ-ВЫБИРАЮ ВАРИАНТ-ПРОБУЮ-УМЕЮ!
Как современный педагог, я считаю, предмет английского языка, как
никакой
другой
предмет
призван
помочь
развить
ученику
свои
коммуникативные, социальные, креативные способности, где сам английский
язык
является
не
только
целью,
но
и
средством
создания
мотивации
саморазвития.
Сотрудничая
со
своими
коллегами,
я
вижу
множество
сторонников моей точки зрения. Появление и распространение различных
педагогических
технологий,
программ,
статей,
где
УЧЕНИК
не
является
объектом, которому диктуют на уроке под запись в тетрадь план работы на
уроке по определенной теме, а где УЧЕНИК сам определяет Что? На каком
уровне? И каким образом? он хочет узнать на каждом уроке. Тогда он сам
ответственен за свой результат. И только тогда его самооценка в данный
момент
является
мотивацией
к
продолжению
саморазвития,
а
отметка
учителя -просто бумажный факт, подтверждающий ЕГО результат.
Какова
же
на
практике
педагогическая
траектория
развития
самостоятельной
креативной
личности
ученика?
Каким
образом
учитель
может на уроке реализовывать 15 различных мотиваций?
В
подобных
ситуациях
учителю
работать
невероятно
сложно.
Как
правило, в группе по иностранному языку состав и уровень подготовки
смешанный, следовательно, важна ориентация на персональные занятия с
тем, чтобы самые отстающие подтягивались к уровню "средних", а "средние"
стремились за лучшими. В такой ситуации я организовываю рабочий процесс
так, чтобы на уроке каждый был заинтересован в работе- лучшим не должно
быть слишком просто, а самые слабо подготовленные учащиеся не должны
быть шокированы уровнем сложности. Ни в коем случае при работе с такой
группой нельзя ориентироваться на уровень учеников средней подготовки.
Это неизбежно приведет к угасанию интереса к предмету как со стороны
самых
продвинутых
детей
(из-за
низкой
для
них
сложности),
так
и
со
стороны тех, чья подготовка оставляет желать лучшего. Как опытный педагог,
я привлекаю хорошо подготовленных ребят к работе с теми, у кого уровень
знаний по предмету ниже.
Один из моих любимых и
действенных методов – организовывать
работу в парах или группах так, чтобы учащиеся с высоким уровнем в
группе вели лидирующую роль и те, у кого средний уровень подготовки,
учились у них необходимым навыкам или получали от них необходимую
информацию
в
ситуации
сотрудничества.
Тем
временем
я
могу
уделить
больше своего внимания самым слабым ребятам, работающим либо в такой
же паре, либо индивидуально. Это позволяет повышать языковой уровень
ненасильственным
способом
общения
с
ровесником
с
одной
стороны,
и
позволяет учащимся с хорошей языковой подготовкой почувствовать свою
уверенность в знаниях и востребованность своих умений другими людьми, с
другой стороны. Я считаю, с педагогической точки зрения такой процесс
способствует и тому, чтобы учащиеся могли подружиться, испытывая чувство
благодарности,
обогатили
свою
палитру
человеческих
отношений.
Это
способствует духовному росту. А идею в инсценировании, в форме которого
ученики любят предъявлять диалогическую или монологическую речь, с
интересом воспринимают другие ученики. Они занимаются в этот момент не
только аудированием- необходимым языковым навыком,нои развивают свой
коммуникативный навык,сопереживают героям и поддерживают ровесников-
одноклассников.
Что
может
быть
лучше
в
воспитании
позитивных
отношений и чувств? Язык служит средством коммуникации с ровесником-
это ли не мотивация его изучения?
Другим
моим
испытанным
приемом
является проектная
работа
в
группе или паре, которая является более сложным процессом, который ведет
к
результату
творчества,
является
креативным.
Особенно
сложен
этот
процесс, если роль лидера достается учащемуся со средними или слабыми
языковыми
навыками.
Используя
компьютерные
технологии,
средства,
средства УМК, дополнительную литературу я даю ученикам возможность
различными
способами
получить
информацию,
предлагаю
варианты
ее
обработки
и
презентации
результата.
Развивая
метапредметные
связи,
используя аналитические способности и синтезируя все во едино, обсуждая,
дискутируя и научаясь слышать другого, ученики принимают совместное
решение, в котором есть доля решения вопроса каждого. Представляя общий
проект, ученики испытывают гордость за результат собственного труда и
мотивацию к продолжению изучения английского языка.
Поделюсь
и
самым
нелюбимым
у
учащихся
виде
деятельности-
контроле полученных грамматических навыков, т.е. тестах. Принимая во
внимание высокую тревожность учеников во время тестирования, я пришла к
выводу, что это лучше делать в привычной каждому подростку среде –
информационно-компьютерной
и
излюбленным
для
них
способом-игрой.
Пользуясь допущенными к изучению сайтами, ученики, выполняя игровые
задания, работа индивидуально , показывают свои языковые грамматические
навыки. Легко справляясь с негативными эмоциями, каждый студент учится
принимать ответственность за свое решение и результат. Низкий результат
всегда
можно
повысить
путем
тренинга
и
пересдачи
теста.
Зная
о
возможности повысить свой уровень языковых умений, ученик мотивирован
на дальнейшее изучение языка. Таким образом, тест не является целью к
освоению языкового явления или структуры, но он- показатель настоящего
уровня и ступень для следующего шага в освоении большой цели.
Приводя примеры своей педагогической деятельности, я хочу сказать,
что существует множество вариантов работы с учащимися по освоению
языкового пространства, но как говорит Н.Е. Буланкина,
профессор, доктор
философских наук, которая преподавала английский язык в Новосибирском
педагогическом университете, в своей статье «Система развивающих заданий
в
обучении
иностранному
языку»
:
Развивающим
можно
назвать
такое
обучение,
которое
одновременно
воспитывает
учащихся
и
максимально
способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности.
При
этом
формирование
творческих
начал,
готовность
к
собственно
поисковой
и
преобразующей
деятельности
в
целях
формирования
национального
(языкового)
самосознания,
социальной
идентичности
и
адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная
задача
и
главный
результат
развивающего
иноязычного
образования,
центральным
звеном
которого
становится
культурное
самоопределение
личности в полиязыковом образовательном пространстве.
И
я
считаю,
что
основываясь
на
современных
требованиях
к
выпускнику по ФГОС, применяя свой педагогический опыт и выстраивая
траекторию
обучения
английскому
языку
в
группе
необходимо
давать
каждому
ученику
шанс
мотивированного
саморазвития
в
современном
обществе.