Автор: Багрова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Детский Сад № 35 "Родничок" П.Краснознаменский ЩМР МО
Населённый пункт: г. Щелково
Наименование материала: Статья
Тема: "Толерантное отношение к детям с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Толерантное отношение к детям с ОВЗ»
Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с
ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их
социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее
адекватного и эффективного вхождения детей в социум.
Основное различие концепций интегрированного и инклюзивного образования
заключается в том, что интеграция предполагает создание специальных условий для
детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения
самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям детского сада и к
требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное
образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и
образовательной среды сада в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их
нормально развивающихся сверстников. Кроме того, инклюзия предполагает
профессиональную деятельность специально подготовленных для системы
инклюзивного образования специалистов (психологов, педагогов, социальных
работников и т.д.). Если в данном учреждении не имеет таких специалистов
ответственность ложится на педагога.
Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что в системе инклюзивного образования
могут обучаться только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
Вопрос об инклюзии детей с синдромом Дауна, аутизмом и задержкой психического
развития должен решаться строго индивидуально.
Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья
детей провоцируют возникновение вторичных отклонений, связанных с психическим
развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром.
Именно поэтому особая роль в инклюзивном образовании должна отводиться
специально подготовленным к работе с такими детьми специалистам.
Учитывая различный уровень психического развития детей, возникает необходимость
в разработке вариативных наборов моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ:
от полного и постоянного включения в учебный процесс до минимального и
эпизодического.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в
ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в
ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к
образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными
возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических
барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в
социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его
взрослых. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то как они
пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей. Главным институтом
воспитания является семья. В Законе “ Об образовании РФ” подчеркивается,
главенствующая роль семьи, и говорится о том, что родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Внедрение
системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. В
первую очередь необходимо изменить настороженное, местами даже негативное
отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению.
Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, что было выявлено при
проведении консультаций и бесед с ними. Многие опасаются что это скажется на
развитии их детей, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают
протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные
установки своим детям. Родители считают, что это общение снизит уровень знаний и
ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и
отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ
боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует
негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными
возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их
такими какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса.
Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации
ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных
отношений. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных
учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах
комбинированного вида. Это способствует социализации каждого ребенка для
успешного взаимодействия с окружающем его миром. У здоровых детей появляется
возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на
сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей
позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной
организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они
получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с
особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от
общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно
социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей
сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих
отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с
одной так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой
коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и
относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не
готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение
отличное от своего.
Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое
обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия
для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с
семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с
родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной
социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с
собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого
образовательного пространства, поможет понять взрослым свою
взаимообусловленность и признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом
содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести
полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными
друзьями.