Напоминание

"Толерантное отношение к детям с ОВЗ"


Автор: Багрова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Детский Сад № 35 "Родничок" П.Краснознаменский ЩМР МО
Населённый пункт: г. Щелково
Наименование материала: Статья
Тема: "Толерантное отношение к детям с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Толерантное отношение к детям с ОВЗ»

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с

ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их

социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее

адекватного и эффективного вхождения детей в социум.

Основное различие концепций интегрированного и инклюзивного образования

заключается в том, что интеграция предполагает создание специальных условий для

детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения

самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям детского сада и к

требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное

образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и

образовательной среды сада в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их

нормально развивающихся сверстников. Кроме того, инклюзия предполагает

профессиональную деятельность специально подготовленных для системы

инклюзивного образования специалистов (психологов, педагогов, социальных

работников и т.д.). Если в данном учреждении не имеет таких специалистов

ответственность ложится на педагога.

Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что в системе инклюзивного образования

могут обучаться только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха,

зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

Вопрос об инклюзии детей с синдромом Дауна, аутизмом и задержкой психического

развития должен решаться строго индивидуально.

Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья

детей провоцируют возникновение вторичных отклонений, связанных с психическим

развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром.

Именно поэтому особая роль в инклюзивном образовании должна отводиться

специально подготовленным к работе с такими детьми специалистам.

Учитывая различный уровень психического развития детей, возникает необходимость

в разработке вариативных наборов моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ:

от полного и постоянного включения в учебный процесс до минимального и

эпизодического.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в

ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в

ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к

образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными

возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических

барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в

социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его

взрослых. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то как они

пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей. Главным институтом

воспитания является семья. В Законе “ Об образовании РФ” подчеркивается,

главенствующая роль семьи, и говорится о том, что родители являются первыми

педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Внедрение

системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. В

первую очередь необходимо изменить настороженное, местами даже негативное

отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению.

Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, что было выявлено при

проведении консультаций и бесед с ними. Многие опасаются что это скажется на

развитии их детей, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают

протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные

установки своим детям. Родители считают, что это общение снизит уровень знаний и

ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и

отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ

боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует

негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными

возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их

такими какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса.

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации

ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных

отношений. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных

учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах

комбинированного вида. Это способствует социализации каждого ребенка для

успешного взаимодействия с окружающем его миром. У здоровых детей появляется

возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на

сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей

позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной

организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они

получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с

особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от

общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно

социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей

сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих

отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с

одной так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой

коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и

относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не

готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение

отличное от своего.

Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое

обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия

для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с

семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с

родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной

социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с

собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого

образовательного пространства, поможет понять взрослым свою

взаимообусловленность и признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом

содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести

полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными

друзьями.



В раздел образования