Напоминание

"Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников"


Автор: Плотникова Ангелина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия "УВК № 1"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников"
Раздел: среднее образование





Назад




«Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации

выпускников»

Учитель математики, классный руководитель 11б класса Плотникова А.Г.

Выпускной класс – группа школьников, требующая особого внимания. Выпускник стоит на

рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути;

свободный

выбор

станет

теперь

определять

ход

его

жизни.

Последний

школьный

год

чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.

Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность,

способную

не

только

выжить

в

современном

обществе,

но

и

быть

востребованным

и

креативным. Система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику

ощутить себя самодостаточным и успешным в этом мире, поскольку значительная часть этих

знаний так и остается неиспользуемой.

Ориентация на конкурентоспособную личность - насущная потребность любой школы.

Важными целями воспитательной работы с классом считаю:

• создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и

как индивидуальности;

максимальное

содействие

психологическому

и

личностному

развитию

школьников,

обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.

Свою воспитательную работу веду по следующим направлениям:

1.

Индивидуальный подход в воспитании.

С данными детьми работаю седьмой год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я

знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для

работы подбираю мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и

понятны

каждому,

чтобы

они

оставили

след

в

душах,

заставили

задумываться

над

многообразием

окружающего

мира,

учили

любить,

сострадать,

уважать,

критически

относиться к человеческим порокам, помогать, сделать правильный выбор в жизни: стать ее

активным участником, а не праздным созерцателем.

Дети

в

классе

организованны,

ответственны.

В

нашем

маленьком

рабочем

коллективе

сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я

рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг

другу.

На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает

только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом,

стараюсь

научить

ребят

быть

творцами,

а

не

только

исполнителями,

распределяя

ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше

выполнить

порученное

дело,

что

для

этого

нужно

узнать,

где

подобрать

необходимый

материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому

приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми.

2.

Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о

единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь

этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют

свои

взгляды,

закрепленные

стереотипы,

такие

как:

“я

и

так

все

знаю”

-

отрицание

возможности приобретения нового опыта. Мое сотрудничество, как классного руководителя

и

родителей

предполагает

всестороннее

и

систематическое

изучение

семьи,

знание

особенностей

и

условий

семейного

воспитания

ребенка.

Я

использую

в

работе

как

групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы

по вопросам воспитания, консультации.

Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями –

диалог,

сотрудничество,

толерантность.

Я

строю

отношения

с

родителями

на

основе

взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло,

прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию

в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье,

психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители

частые гости и помощники в моем классе.

Я прекрасно понимаю, что

работа одного классного руководителя

- “спектакль одного

актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей,

работающих с классом. Наши воспитательные

действия должны быть едины, должны

дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех проблем между учителями и

своими детьми. Это еще одно условие для социального развития ребенка.

3.

Системность в работе.

В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является

той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной

жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи

жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной

работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с

учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный

час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую

совместно

с

учащимися,

но

иногда

провожу

экстренное

собрание

или

заменяю

форму

проведения классного часа по каким-то причинам. Функции классного часа различные:

просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.

Большое внимание мной уделяется воспитанию патриотизма и формированию гражданского

самосознания.

Серьезный

участок

деятельности

классного

руководителя

-

организация

труда

и

нравственного воспитания учащихся. Участие в различных видах трудовой деятельности,

если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных

качеств:

стремления

приносить

пользу

обществу

и

себе,

дисциплинированности,

товарищества, понимания своего долга и т.д.

Похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст,

только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста

своих возможностей.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной

работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по

возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши

беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно

открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем

человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя

из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять,

посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово

или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть

нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы,

как классный коллектив, добились. И я верю, что мои ученики найдут свое место в жизни,

будут

востребованы

в

современном

обществе,

создадут

прекрасные

дружные

семьи

и

приведут своих детей к нам в школу.



В раздел образования