Автор: Плотникова Ангелина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия "УВК № 1"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников"
Раздел: среднее образование
«Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации
выпускников»
Учитель математики, классный руководитель 11б класса Плотникова А.Г.
Выпускной класс – группа школьников, требующая особого внимания. Выпускник стоит на
рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути;
свободный
выбор
станет
теперь
определять
ход
его
жизни.
Последний
школьный
год
чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.
Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность,
способную
не
только
выжить
в
современном
обществе,
но
и
быть
востребованным
и
креативным. Система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику
ощутить себя самодостаточным и успешным в этом мире, поскольку значительная часть этих
знаний так и остается неиспользуемой.
Ориентация на конкурентоспособную личность - насущная потребность любой школы.
Важными целями воспитательной работы с классом считаю:
• создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и
как индивидуальности;
•
максимальное
содействие
психологическому
и
личностному
развитию
школьников,
обеспечивающее им готовность к самоопределению во взрослой жизни.
Свою воспитательную работу веду по следующим направлениям:
1.
Индивидуальный подход в воспитании.
С данными детьми работаю седьмой год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я
знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для
работы подбираю мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и
понятны
каждому,
чтобы
они
оставили
след
в
душах,
заставили
задумываться
над
многообразием
окружающего
мира,
учили
любить,
сострадать,
уважать,
критически
относиться к человеческим порокам, помогать, сделать правильный выбор в жизни: стать ее
активным участником, а не праздным созерцателем.
Дети
в
классе
организованны,
ответственны.
В
нашем
маленьком
рабочем
коллективе
сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я
рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг
другу.
На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает
только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом,
стараюсь
научить
ребят
быть
творцами,
а
не
только
исполнителями,
распределяя
ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше
выполнить
порученное
дело,
что
для
этого
нужно
узнать,
где
подобрать
необходимый
материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому
приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми.
2.
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о
единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь
этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют
свои
взгляды,
закрепленные
стереотипы,
такие
как:
“я
и
так
все
знаю”
-
отрицание
возможности приобретения нового опыта. Мое сотрудничество, как классного руководителя
и
родителей
предполагает
всестороннее
и
систематическое
изучение
семьи,
знание
особенностей
и
условий
семейного
воспитания
ребенка.
Я
использую
в
работе
как
групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы
по вопросам воспитания, консультации.
Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями –
диалог,
сотрудничество,
толерантность.
Я
строю
отношения
с
родителями
на
основе
взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло,
прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию
в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители
частые гости и помощники в моем классе.
Я прекрасно понимаю, что
работа одного классного руководителя
- “спектакль одного
актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей,
работающих с классом. Наши воспитательные
действия должны быть едины, должны
дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех проблем между учителями и
своими детьми. Это еще одно условие для социального развития ребенка.
3.
Системность в работе.
В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является
той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной
жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи
жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной
работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с
учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный
час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую
совместно
с
учащимися,
но
иногда
провожу
экстренное
собрание
или
заменяю
форму
проведения классного часа по каким-то причинам. Функции классного часа различные:
просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.
Большое внимание мной уделяется воспитанию патриотизма и формированию гражданского
самосознания.
Серьезный
участок
деятельности
классного
руководителя
-
организация
труда
и
нравственного воспитания учащихся. Участие в различных видах трудовой деятельности,
если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных
качеств:
стремления
приносить
пользу
обществу
и
себе,
дисциплинированности,
товарищества, понимания своего долга и т.д.
Похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст,
только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста
своих возможностей.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной
работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по
возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши
беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно
открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем
человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя
из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять,
посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово
или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть
нужной и полезной для детей очень важно для меня.
Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы,
как классный коллектив, добились. И я верю, что мои ученики найдут свое место в жизни,
будут
востребованы
в
современном
обществе,
создадут
прекрасные
дружные
семьи
и
приведут своих детей к нам в школу.