Напоминание

Мягкий знак - показатель мягкости согласного.


Автор: Тимчишина Лилия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Школа села Белоярск
Населённый пункт: село Белоярск, ЯНАО
Наименование материала: Урок русского языка, УМК "Школа России" с использованием приёмов ТРИЗ
Тема: Мягкий знак - показатель мягкости согласного.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка, УМК «Школа России» с использованием приёмов ТРИЗ («да -

нетки» для изучения новой темы и создай «Паспорт» героя)

Класс: 2

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Раздаточный материал: текст сказки «Хвастун» автор Г.Сорокин, карточки для

работы в группах.

Цели:

- учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

УУД:

Регулятивные:

- учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять

под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и

мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать

в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей

работой на уроке;

Познавательные:

- ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем

или

самостоятельно

осуществлять

поиск

необходимой

информации,

понимать

простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

– использовать простые речевые средства;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; -

отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

-

проявлять

положительное

отношение

к

учебному

предмету

«Русский

язык»,

осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

I Мотивационно - целевой

Солнце встало над землей

Разбудило всех детей

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями.

- Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать.

В рабочих тетрадях запишем число, слова: классная работа.

Прочитаем предложение из упражнения 201 (вчерашнее задание)

– Как называли декабрь? Почему?

1.Чистописание

на доске записаны гласные: я ю и е ё.

- Что это за буквы?

- Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?

Запишите их в тетрадь.

2.Орфографическая минутка

д…кабрь, …нварь, ф…враль, к…ньки.

- Давайте проговорим хором словарные слова орфографически правильно.

- Запишите самостоятельно словарные слова, поставьте ударение, безударную

гласную подчеркните, составьте и запишите предложение.

- А сейчас сравните словарные слова с образцом.

II. Операционно - познавательный

Стадия вызова:

Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске.

Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я буду вам подсказывать,

отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

На доске: ночька, карандаш, стол, солнце

Выходим

на

слово

ночька.

Обговариваем

написание

данного

слова,

выполняем

звуковой анализ.

-

какую

роль

выполняет

«ь»

в

слове?

(«ь»

служит

для

обозначения

мягкости

согласных)

Работа по учебнику.

Чтение учащимися сказки «Хвастун» автор Г. Сорокин

- Кто же поставил на место хвастунишку?

-Отчего же согласные и без него стали мягкими?

Создадим паспорт нашему герою

Имя - Мягкий знак

Автор - Г. Сорокин

Прописка - Сказка

Где живет - в стране Грамматика

Кем служит - «ь» служит для обозначения мягкости согласных

Выполнение упр 202 по заданию.

(дополнительно даю задание)

Вставь пропущенные буквы. Определи падеж всех имён существительных.

По ств…лам и суч…ям д…рев…ев п…стукивает м…роз. Хлоп…ями сыплется

серебряный иней. В тёмном небе р...ссыпались яркие зимние звёзды.

III. Физкультминутка

Работа по группам

Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам

1 вариант - запиши слова с мягким согласным в середине слова

2 вариант - запиши слова с твердым согласным в середине слова

Чтение правила на стр 124

Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове мать и в слове дочь,

И тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Занимательные упражнения

С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите (полка - полька)

-Как превратить галку в мелкий камень (гальку)

-Угол в топливо? (уголь)

-Шест в число (шесть)

Сравните эти слова:

- Сколько в них букв? Звуков?

- Почему?

- Зачем нужен «ь»?

Самостоятельная работа упр203 стр 124

III Рефлексивно - оценочный

Синквейн

1строка - ключевое слово (мягкий знак)

2 сторка - 2 слова, обозначающих признак (хитрый, мягкий)

3 сторка - 3 слова, обозначающих действие (не произносится, обозначает,

указывает)

4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (указывает

на мягкость согласного звука)

5 строка - вывод (нет звука).

- Какую тему изучаем сегодня?

- Что знаем о мягком знаке?

Выставление оценок за урок. Домашняя работа с.125, Упр.204



В раздел образования