Автор: Тимчишина Лилия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Школа села Белоярск
Населённый пункт: село Белоярск, ЯНАО
Наименование материала: Урок русского языка, УМК "Школа России" с использованием приёмов ТРИЗ
Тема: Мягкий знак - показатель мягкости согласного.
Раздел: начальное образование
Урок русского языка, УМК «Школа России» с использованием приёмов ТРИЗ («да -
нетки» для изучения новой темы и создай «Паспорт» героя)
Класс: 2
Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Раздаточный материал: текст сказки «Хвастун» автор Г.Сорокин, карточки для
работы в группах.
Цели:
- учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;
- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.
УУД:
Регулятивные:
- учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять
под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и
мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать
в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей
работой на уроке;
Познавательные:
- ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем
или
самостоятельно
осуществлять
поиск
необходимой
информации,
понимать
простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;
Коммуникативные:
– использовать простые речевые средства;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; -
отвечать на вопросы учителя.
Личностные:
-
проявлять
положительное
отношение
к
учебному
предмету
«Русский
язык»,
осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
I Мотивационно - целевой
Солнце встало над землей
Разбудило всех детей
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями.
- Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать.
В рабочих тетрадях запишем число, слова: классная работа.
Прочитаем предложение из упражнения 201 (вчерашнее задание)
– Как называли декабрь? Почему?
1.Чистописание
на доске записаны гласные: я ю и е ё.
- Что это за буквы?
- Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?
Запишите их в тетрадь.
2.Орфографическая минутка
д…кабрь, …нварь, ф…враль, к…ньки.
- Давайте проговорим хором словарные слова орфографически правильно.
- Запишите самостоятельно словарные слова, поставьте ударение, безударную
гласную подчеркните, составьте и запишите предложение.
- А сейчас сравните словарные слова с образцом.
II. Операционно - познавательный
Стадия вызова:
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске.
Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я буду вам подсказывать,
отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске: ночька, карандаш, стол, солнце
Выходим
на
слово
ночька.
Обговариваем
написание
данного
слова,
выполняем
звуковой анализ.
-
какую
роль
выполняет
«ь»
в
слове?
(«ь»
служит
для
обозначения
мягкости
согласных)
Работа по учебнику.
Чтение учащимися сказки «Хвастун» автор Г. Сорокин
- Кто же поставил на место хвастунишку?
-Отчего же согласные и без него стали мягкими?
Создадим паспорт нашему герою
Имя - Мягкий знак
Автор - Г. Сорокин
Прописка - Сказка
Где живет - в стране Грамматика
Кем служит - «ь» служит для обозначения мягкости согласных
Выполнение упр 202 по заданию.
(дополнительно даю задание)
Вставь пропущенные буквы. Определи падеж всех имён существительных.
По ств…лам и суч…ям д…рев…ев п…стукивает м…роз. Хлоп…ями сыплется
серебряный иней. В тёмном небе р...ссыпались яркие зимние звёзды.
III. Физкультминутка
Работа по группам
Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам
1 вариант - запиши слова с мягким согласным в середине слова
2 вариант - запиши слова с твердым согласным в середине слова
Чтение правила на стр 124
Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Занимательные упражнения
С твёрдым Л я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите (полка - полька)
-Как превратить галку в мелкий камень (гальку)
-Угол в топливо? (уголь)
-Шест в число (шесть)
Сравните эти слова:
- Сколько в них букв? Звуков?
- Почему?
- Зачем нужен «ь»?
Самостоятельная работа упр203 стр 124
III Рефлексивно - оценочный
Синквейн
1строка - ключевое слово (мягкий знак)
2 сторка - 2 слова, обозначающих признак (хитрый, мягкий)
3 сторка - 3 слова, обозначающих действие (не произносится, обозначает,
указывает)
4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (указывает
на мягкость согласного звука)
5 строка - вывод (нет звука).
- Какую тему изучаем сегодня?
- Что знаем о мягком знаке?
Выставление оценок за урок. Домашняя работа с.125, Упр.204