Автор: Николенко Ирина Сергеевна Должность: учитель (алигофренопедагог) Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19 Населённый пункт: Хабаровский край, Солнечный район, п. Березовый Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие классного руководителя с учениками Раздел: среднее профессиональное
Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции
относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он ре
�
?ает задачи в соответствии со
спецификой возраста детей и сложив
�
?ихся между ними взаимоотно
�
?ений, строя отно
�
?ения
с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности
классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого
потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и
достаточных условий для активизации усилий детей по ре
�
?ению собственных проблем.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя
педагогического процесса в определённой группе учащихся.
В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении можно выделить три уровня
функций.
К первому относятся педагогические и социально гуманитарные функции, отнесённые Р.Х.
Шакуровым к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального
развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в ре
�
?ении его актуальных
личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо
выделить две, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя:
- воспитание учащихся
- социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды
Среди социально-психологических функции необходимо выделить организаторскую функцию.
Главное назначение этой функции – поддержка положительной детской инициативы, т.е. акцент
делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в
самоорганизации. Классный руководитель организует познавательную, трудовую, разнообразную
эстетическую деятельность
�
?кольников, а также их свободное общение, являющееся частью
досуга.
Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как
самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного
руководителя является развитие ученического самоуправления.
Третья группа функции выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого
субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие
функции: диагностическая, целеполагание, планирование, контроля и коррекции.
Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем
исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она
направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребёнка, на поиски причин
неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель:
во- первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из
инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития
индивидуальности ребёнка.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей
воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от
возраста
�
?кольников и уровня сформированности классного коллектива.
Цели воспитательного процесса определяют задачи управления про-цесса определяют задачи
управления процессом развития личности ребёнка.
�
?х можно разделить на общие и частные.
Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отно
�
?ений, в
которые включается ребёнок. Практические цели трансформируются в цели организации
деятельности учащихся, т.е. в частные.
Логика целополагания отражается в процессе планирования деятельности классного
руководителя. Планирование – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу
класса рациональной организации деятельности. Назначение плана – упорядоченье
педагогической деятельности , обеспечение выполнения таких требований к педагогическому
процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При
этом степень участия детей зависит от их возраста.
Планировать следует то, что ведёт к цели. Поскольку цели определя-ются как стратегические и
тактические, то и планы могут быть стратегиче-скими, или перспективными, и тактическими, или
рабочими.
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это
обеспечение постоянного совер
�
?енствования воспитательного процесса.
Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных
результатов, а с другой – причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На
основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя
как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль
работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации
�
?колы,
сколько самоконтроль.
Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в
целом, группы или отдельных учеников. Три вы
�
?е перечисленные функции определяют
содержание деятельности классного руководителя.
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми.
Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать
формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу
влияния педагога – непосредственные и опосредованные.
По времени проведения формы можно разделить на:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов)
- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)
- традиционные (регулярно повторяющиеся)
По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без
включения их в предварительную работу, подготовку учащихся.
По субъекту организации классификация форм может быть следую-щей:
- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
- деятельность организуется на основе сотрудничества;
- инициатива и её реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- результат – информационный обмен;
- результат – выработка общего ре
�
?ения (мнения);
- результат – общественно значимый продукт.
По числу участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель-воспитанник);
- групповые (воспитатель - группа детей);
- массовые (воспитатель - несколько групп, классов).
�
?ндивидуальные формы пронизывают всю неурочную деятельность, общение педагогов и
детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счёте определяют успе
�
?
ность всех других форм. К ним относятся беседа, консультация, обмен мнениями, задачи и т. д.
перед педагогами в этих формах работы стоит одна из важней
�
?их задач: разгадать ученика,
открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру. С каждым необходимо
взаимодействовать по разному, для каждого нужен конкретный стиль взаимоотно
�
?ений.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы
самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо
как организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой
– создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для
вех членов коллектива, других людей.