Напоминание

Взаимодействие классного руководителя с учениками


Автор: Николенко Ирина Сергеевна
Должность: учитель (алигофренопедагог)
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19
Населённый пункт: Хабаровский край, Солнечный район, п. Березовый
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие классного руководителя с учениками
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он ре � ?ает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложив � ?ихся между ними взаимоотно � ?ений, строя отно � ?ения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по ре � ?ению собственных проблем. Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся. В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении можно выделить
три уровня

функций.
К первому относятся педагогические и социально гуманитарные функции, отнесённые Р.Х. Шакуровым к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в ре � ?ении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить
две, определяющие
основное содержание деятельности классного руководителя: - воспитание учащихся - социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды Среди социально-психологических функции необходимо выделить организаторскую функцию. Главное назначение этой функции – поддержка положительной детской инициативы, т.е. акцент делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации. Классный руководитель организует познавательную, трудовую, разнообразную эстетическую деятельность � ?кольников, а также их свободное общение, являющееся частью досуга. Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления. Третья группа функции выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирование, контроля и коррекции. Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребёнка, на поиски причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса. Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во- первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности ребёнка. Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста � ?кольников и уровня сформированности классного коллектива. Цели воспитательного процесса определяют задачи управления про-цесса определяют задачи управления процессом развития личности ребёнка. � ?х можно разделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отно � ?ений, в которые включается ребёнок. Практические цели трансформируются в цели организации
деятельности учащихся, т.е. в частные. Логика целополагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса рациональной организации деятельности. Назначение плана – упорядоченье педагогической деятельности , обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведёт к цели. Поскольку цели определя-ются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегиче-скими, или перспективными, и тактическими, или рабочими. Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совер � ?енствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой – причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации � ?колы, сколько самоконтроль. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников. Три вы � ?е перечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя. Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные. По времени проведения формы можно разделить на: - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) - продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) - традиционные (регулярно повторяющиеся) По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную работу, подготовку учащихся. По субъекту организации классификация форм может быть следую-щей: - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; - деятельность организуется на основе сотрудничества; - инициатива и её реализация принадлежит детям. По результату все формы можно разделить на следующие группы: - результат – информационный обмен; - результат – выработка общего ре � ?ения (мнения); - результат – общественно значимый продукт. По числу участников формы могут быть: - индивидуальные (воспитатель-воспитанник); - групповые (воспитатель - группа детей); - массовые (воспитатель - несколько групп, классов). � ?ндивидуальные формы пронизывают всю неурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счёте определяют успе � ?
ность всех других форм. К ним относятся беседа, консультация, обмен мнениями, задачи и т. д. перед педагогами в этих формах работы стоит одна из важней � ?их задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру. С каждым необходимо взаимодействовать по разному, для каждого нужен конкретный стиль взаимоотно � ?ений. К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для вех членов коллектива, других людей.


В раздел образования