Автор: Макарова Марфа Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Оленекская средняя общеобразовательная школа имени Х. М. Николаева
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Оленекский эвенкийский национальный район,село Оленек
Наименование материала: внеклассная работа
Тема: АБВГДейка
Раздел: начальное образование
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании
Директор школы Зам.директора по УВР МО Протокол №__________
________________ ___________________ _________________________
«__»____________2019г. «__»_______________2019г. «__»________________2019г.
Рабочая программа
по развитию речи
для детей 7-8 лет
«АБВГДейка»
Составила: учитель начальных классов
МБОУ «Оленекская СОШ им.Х.М.Николава»
Макарова Марфа Яковлевна
Оленек 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению
является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают
готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.
Психологическая
готовность
ребенка
к
школе — это
необходимый
и
достаточный
уровень
психофизиологического
развития
ребенка
для
освоения
школьной
учебной
программы,
это
определенный
уровень
интеллектуального
и
личностного развития ребенка.
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания
системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой
непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие
тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход,
развитие личностных компетенций.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной
группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.Предлагаемая
программа предназначена для детей 7 лет.
Цель программы воспитывать и развивать у каждого ребенка:
положительное
отношение
к
себе
и
окружающему
миру,
познавательную
и
социальную
мотивацию,
инициативность, самостоятельность;
создать условия для развития детей, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Задачи курса:
Помочь детям вжиться в позицию школьника;
Формирование и развитие у ребенкапознавательных способностей, необходимого уровня двигательных навыков,
физической и умственной трудоспособности;
образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
умений общаться со сверстниками и взрослыми;
необходимого уровня монологической и диалогической речи;
целостных представлений о мире.
В соответствии с логикой развития ребенка носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке в курсе
программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы.Ее цель — подготовить школьника
к любой системе школьного образования.
Концепция программы рассматривает и предлагает личностно-ориентированную модель системы.
В программе выделены основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Уважение
к
личности
ребенка,
к
процессу
и
результатам
его
деятельности
в
сочетании
с
разумной
требовательностью.
Комплексный подход при разработке занятий.
Вариативность содержания и форм проведения занятий.
Систематичность и последовательность занятий.
Практическая направленность.
Занимательность.
Наглядность.
Доброжелательный климат.
Положительная оценка любого достижения ребенка.
Ведущей
деятельностью программы
является
игра.
В
игре
ребенок
очень
быстро
постигает
возможности
замены
реального
предмета
игрушкой
или
схематическим
изображением.
Таким
образом,
игра
на
этом
этапе
становится
символической по своему существу.Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в
развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие,
развивается содержательная сторона интеллекта.Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и
произвольной
памяти.Потребность
в
общении,
в
эмоциональном
поощрении
вынуждает
ребенка
в
игре
к
целенаправленному,
сосредоточенному
запоминанию.Большое
влияние
игра
оказывает
на
развитие
речи.
Игровая
ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в
процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.
В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие
между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.
Наряду
с
игрой
существенную
роль
в
психическом
развитии
детей
школьного
возраста
оказывает
продуктивная
деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется
направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется
умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.
Анализ психических особенностей развития детей школьного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной
работы
позволили
определить
содержание
систематической
подготовки,
которое
направлено
на
выявление
индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.
Режим проведения занятий:
С сентября по май в неделе 4 занятия по 25-30 минут.
Главное назначение курса состоит в том, что данная программа
способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного
мотивов;
воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность,
доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам
проведения опытов и экспериментов;
укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика,
социальные отношения);
окружающий мир (природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки);
основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о
собственном теле и об уходе за ним).
Программа рассчитана на 136 часов.
Формы занятий – интегрированные занятия (игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.)
Содержание программы
Блоки программы.
Основные содержательные линии.
1. Развитие речи, знакомство с буквами. (50часа)
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте.
Связная речь.
Знакомство с художественной литературой.
2. Окружающий мир (48 часа)
Что такое природа.
Растительный мир.
Животный мир.
Неживая природа.
Планеты, Земля, Солнце.
Знакомство с литературой о природе.
3. Я изображаю окружающий мир (38часов)
«Акварелька»
Наши волшебные помощники.
Художественные материалы и принадлежности.
Художественное отражение окружающего мира в изобразительной
деятельности.
Окружающий мир в образах народного декоративного искусства.
Восприятие художественного образа.
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел 1 “Буквы и слова” нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности,
выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой
моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого
целого действия. Данный раздел ведет подготовку к обучению чтению и письму.
Раздел 2 “В мире природных тайн ” основывается на координации и развитии накопленных в дошкольном возрасте
природоведческих
представлений.
В
основу
подготовки
положены
непосредственные
наблюдения,
действия
с
предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной,
игровой форме.
Раздел 3 “Акварелька ” направлен на самоактуализацию детской души в процессе погружения в мир культуры и
искусства
своего
народа,
на
становление
личности
ребенка
на
основе
национальной
культуры.
Данный
раздел
способствует
развитию
у
детей
художественного
вкуса,
творческого
воображения,
индивидуальной
активности
и
инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
На базе школы занятия проводятся:
– в течение всего учебного года;
Занятия имеют следующую структуру: 30 минут занятие с 2 физминутками. Динамическая пауза после каждого занятия
10 минут.
Работа по программе требует постоянного психологического сопровождения. Важнейшей частью такого сопровождения
является изучения динамики психического развития ребенка в условиях целенаправленной организации его деятельности.
Именно
в
школьном
возрасте
закладывается
основа
формирующейся
личности.
Поэтому
необходимо
стремиться
организовать работу с детьми по следующим направлениям:
– побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений,
активизирующих работу мозга;
– учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных
психических черт и качеств личности;
– создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития
познавательных процессов личности ребенка;
–
создание
вокруг
ребенка
положительной
эмоциональной
атмосферы,
помогающей
раскрепощению
его
личности,
активизирующей его творческий потенциал;
– вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для
него,
способствуют
развитию
произвольности
как
одной
из
важнейших
предпосылок
учебной
(функциональной)
готовности.
Содержание программы.
Программа раздела «Буквы и слова»
Раздел 1 “Буквы и слова” решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по
совершенствованию устной речи.
Программа
раздела
направлена
на
общее
развитие
ребенка,
посредством
которого
создается
прочная
основа
для
успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению
чтению, подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка,
осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция
речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается
осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной
речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на
элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Подготовка
к
обучению
чтению построена
на
развитии
фонематического
слуха
детей,
на
отчетливом
и
ясном
произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.
Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат
слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка
должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация
движения, восприятие, внимание, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки
совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, раздел решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи.
Развитие
связной
устной
речи включает
в
себя обучение
правильному
литературному
произношению,
развитие
творческого воображения и образного мышления.
Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию
умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию
интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе
сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов
способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Курс предполагает формирование у детей умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной
ситуации, правильного понимания переносного значения слов, умения замечать и исправлять в своей речи речевые
ошибки.
Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков;
выделение звуков из слов по порядку; выделение звуков в начале, в конце и в середине слова.
Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и
рисунков,
предметов
различной
конфигурации,
составление
узоров
по
аналогии
и
самостоятельно;
знакомство
с
правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради;
работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие
образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.
К завершению подготовки к обучению дети должны:
– правильно произносить все звуки;
– выделять из слов звуки;
– отчетливо и ясно произносить слова;
– выделять слова и предложения из речи;
– раскрывать смысл несложных слов;
– давать описание знакомого предмета;
– пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
– составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
– работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Программа «Буквы и слова» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму
и
ведет
работу
по
совершенствованию
устной
речи.
Содержание
курса
направлено
на
общее
развитие
ребенка,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на
решение
следующих
задач:
создание
условий
для
формирования
многосторонне
развитой
личности
ребенка
(интеллектуальное,
духовно-нравственное,
эстетическое,
эмоциональное
развитие),
для
создания
предпосылок
положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование
элементарной
культуры
речи,
совершенствование
на
доступном
уровне
навыков
связной
устной
речи
детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и
взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для
успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-
нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи
детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление
интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ
рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным
наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения);
рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему
она тебе нравится больше других?); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что
способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому
развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в
начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает
читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий,
содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы,
произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Возрастные особенности детей 6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных
заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.
При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными
и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов,
пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям
загадки, сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и
нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни.
Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь,
отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения,
воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит
интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое;
у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению
литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного
произведения.
Уже в школьном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом
успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по
формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное
восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными
средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их
роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов
«Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у
школьников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими
путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения,
представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим
особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы,
поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые
импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в
отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению
темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение
особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием
произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух
выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на
элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения
звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия
«гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые
ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у
ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты
координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение,
память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и
руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром
экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но
испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения.
Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и
совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению русского языка приобретают речевые игры, конструирование,
работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение Конструирование помогает детям осознанно
подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с
помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной
конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию
движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих
элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов
в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь
ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных
предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности,
поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать
внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в
литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых
автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и
литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту,
картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать
связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по
вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по
картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к
самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения
образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение
правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения
слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными
названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления
детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание
и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки;
пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни
на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и
т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и
детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине:
описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес
детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать
желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать
формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также
высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с
чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки,
помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского
алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и
автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам
литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки
родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить
слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков.
Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению
слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать
правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из
слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв;
узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по
звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв
различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов,
гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа,
карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать
пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с
конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв
различной конфигурации.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно,
весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют
эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Программа раздела «В мир вокруг нас»
Раздел нацелен на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному
окружению. Данный курс представляет собой первый опыт систематизации и “научной” коррекции накопленных ими в
дошкольном
возрасте
разнообразных
природоведческих
представлений.
Вместе
с
тем
это
и
первый
опыт
последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методам познания, следуя
которым, нужно как можно больше “увидеть своими глазами”, “сделать своими руками”. Сказанное определяет отбор
содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных
составляющих естественнонаучного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области
астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира,
которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса начальной школы.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами,
осуществляемые
в
естественной
для
детей
данного
возраста
занимательной,
игровой
форме.
Эта
деятельность
дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется
формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их
общие
и
отличительные
признаки,
фиксировать
состояние
предмета
и
его
смену
(явление).
Таким
образом,
осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для успешного
освоения программы начальной школы.
Наши
друзья
–
животные. Домашние
животные.
Животные
нашей
местности.
Бабочки
и
жукиНаблюдение
за
поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения,
питания, издаваемых звуков, взаимоотношения с другими птицами и т.д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размеру и
окраске.
раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.
Зеленые
чудо
–
растения. Растения
нашей
местности,
распознавание
их
в
природе.
Декоративные
растения:
раскрашивание
изображений,
рисование,
изготовление
аппликаций.
Лепка
из
пластилина
овощей
и
фруктов,
различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.
Круглый год. Наблюдения сезонных изменений в природе. Времена года.
Программа направлена на:
• реализацию воспитательного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
•
расширение
межпредметных
связей,
ориентирующих
планирование
воспитательного
материала
на
целостное
формирование мировоззрения учащихся;
• усиление познавательного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний.
Цельпрограммы :
1.формирование интеллектуального, творческого развития личности
2.формирование нравственных качеств,
3. расширение круга интересов младшего школьника, кругозора, внимания, творческую деятельность ,что составляет
последовательность и систематичность мышления
4. развитие специальных способностей личности
5.воспитание любознательности
6.формирование умения наблюдать и анализировать явления
7. умение проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
8. развитие творческой самостоятельности посредством освоения мыслительной деятельности
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Формирование углубленных знаний об окружающем мире
выработку представлений о закономерностях природы ;
приобщение к самостоятельным занятиям , развитие возможности использования знаний в учебной деятельности на
основе формирования интересов к определенным видам деятельности;
содействие
развитию
психических
процессов
(представления,
памяти,
мышления
и
др.)
в
ходе
умственной
деятельности.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,
воображения;
3)
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения
понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в
парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в
практической деятельности.
Механизм
реализации
программы
осуществляется
через
организацию
сотрудничества
с
родителями
детей
через
педагогическое сопровождение.
Программа основывается на принципах:
-природосообразности. основывается на
научном
понимании
взаимосвязи
естественных
и
социальных процессов,
согласовывается с общими законами развития природы и человека
-коллективности.
-диалогичности.
-
Личностно
ориентированные
принципы
(принцип
адаптивности,
принцип
развития,
принцип
психологической
комфортности).
-Культурно-ориентированные
принципы
(принцип
целостности
содержания
образования,
принцип
систематичности,
принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
-
Деятельностно-ориентированные
принципы
(принцип
обучения
деятельности,
принцип
управляемого
перехода
от
совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Формы достижения воспитательных результатов вобщеинтеллектуальной деятельности
Поисковая
деятельность,
экскурсия
на
природу,
викторины,
фотосессия,
микроисследования,
выставки,
показ
слайдов,беседы ,конкурсы,творческие работы .
Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
1)
занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах):
- тематические занятия
- комплексные или интегрированные занятия
- игровые занятия
2) выездные занятия:
- экскурсии;
- практические занятия
Содержание программы
Область математики: 3 ч
Тема1.Отгадывание ребусов(1ч)
Головоломки. Шарады. Ребусы. Составление ребусов.Анаграммы.
Тема2. Как решать трудные задачи(1ч)
Упражнения со спичками. Магические квадраты. Решение задач
Тема3. Учимся делать кроссворды(1ч)
Отгадывание и составление кроссвордов.
Область окружающего мира: 20ч
Тема1.Наши питомцы-домашние животные(1ч)
Презентация «Домашние животные».Дидактическая игра «Мой друг»
Тема2 .Самый-самый.(1ч)
Презентация «Самый …..».Книга рекордов Гиннесса.
Тема3. Этот удивительный мир диких животных(1ч)
Презентация «Животные луга. Животные леса. Животные водоёмы. Животный мир океанов»
Тема4 .В траве сидел кузнечик. Интересное о насекомых.(1ч)
В мире насекомых.
Тема5 .Про птиц. Загадочное поведение.(1ч)
Многообразие видов птиц. Условия жизни птиц.
Тема6 .Кто без крыльев летает?(1ч)
Факты из жизни животных.
Тема7 .В мире цветов. Цветочный календарь(1ч)
Виды цветов. Правила ухода. Цветочный календарь.
Тема8 .Что в лесу растет?(1ч)
Этажи леса. Грибы.
Тема9 .Как хлеб пришел на стол(1ч)
Этапы хлебопечения. Уважение к работникам сельского хозяйства.
Тема10 .Чудеса природы. Многообразие форм листьев(1ч)
Путешествие по планете Земля.Формы и виды листьев.
Тема11. О лесе(1ч)
Флора и фауна леса.
Тема12. В мире планет(1ч)
Земля - космическое тело. Глобус. Солнце и другие планеты.
Тема13. Космическое пространство(1ч)
Млечный путь. Звезды. Луна.
Тема14. Какого цвета радуга(1ч)
7 цветов радуги.
Тема15. Какой бывает транспорт ? (1ч)
История создания транспорта человеком. Виды транспорта: водный, наземный, воздушный.
Тема16 .Аквариум и его обитатели(1ч)
Условия жизни и обитания аквариумных рыбок. Виды рыб.
Тема17. Великолепие снежинок. (1ч)
Приключения капельки. Сезонные изменения в природе. Формы снежинок.
Область медицины: 3 ч
Тема1. Урок здоровья: профилактика заболеваний глаз, формирование правильной осанки.(1ч)
Профилактика заболеваний. Вакцинации. Комплекс упражнений.
Тема2. Наш организм и его строение.(1ч)
Строение организма. Функции частей тела.
Тема3 .Полезные продукты в нашем рационе.(1ч)
Белки ,жиры, углеводы. Ожирение. Продукты и здоровье.
Программа раздела «Акварелька»
Каждый
цикл
является
одновременно
законченным,
целостным
и
вместе
с
тем
связанным
с
предшествующим
и
последующими циклами. Завершенность состоит в том, что динамика занятий идет от прямого обучения детей к выбору
ими для изображения тех или иных вариантов, предлагаемых учителем, к внесению ребенком дополнений, обогащающих
содержание рисунка, лепки, аппликации, и, наконец, к работе творческого характера. Регулярный анализ работы учителем
по
руководству
изобразительной
деятельностью
детей,
а
также
детских
рисунков,
аппликации
и
лепки
в
ходе
экспериментальной
работы
показал
необходимость
некоторых
изменений
и
дополнений.
Увеличено
число
занятий,
построенных в игровой форме. В каждом цикле изобразительных занятий предусмотрена совместная деятельность детей,
что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять
между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.
Работая с детьми по предложенным циклам занятий, следует помнить, что развитие способностей ребенка происходит в
деятельности, и не в подражательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи. Поэтому очень важно
не игнорировать методические приемы, направленные на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и
мышления детей.
Сентябрь
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
М о й
л ю б и м ы й
дождик
Рисование
пальчиками
1.
Познакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой - рисование
пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек,
используя точку как средство выразительности.
2.
Развивать наблюдательность, внимание,
мышление, память, мелкую моторику, речь.
3.
Воспитывать интерес к рисованию
нетрадиционными способами.
- листы светло-серого цвета с
н а к л е е н н ы м и
т у ч к а м и
разной величины;
- синяя гуашь в мисочках,
- салфетки,
- зонтик для игры;
- магнитофон
2.
Мухомор
Рисование
пальчиками
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками. Учить наносить ритмично точки на
всю поверхность шляпки мухомора.
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
Воспитывать интерес к природе и отображению
ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
-
вырезанные
из
белой
б у м а г и
м у х о м о р ы
с
раскрашенной
в
красный
цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- иллюстрации мухоморов.
Октябрь
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
Наряды для наших
кукол
Рисование
пальчиками
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками. Учить детей создавать ритмические
композиции.
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые
платья для кукол, живущих в нашей группе.
-
вырезанные
из
бумаги
силуэты платьев;
- куклы;
-
гуашь
разноцветная
в
чашечках;
- салфетки;
2.
К о м п о т ы
и
варенье в баночках
Рисование
пальчиками
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками. Учить детей создавать ритмические
композиции.
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
Побуждать детей доступными каждому ребёнку
средствами
выразительности
изображать
фрукты
и
ягоды,
которые
они
выдели,
пробовали и хотели бы нарисовать
-
вырезанные
из
бумаги
силуэты
банок
р а з н о го
размера;
-
гуашь
красного,
синего
и
желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки.
Ноябрь
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
Ласковый котенок Рисование
пальчиками
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками.
2.
Развивать
мелкую
моторику,
внимание,
мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами. Вызвать у детей
желание помочь котенку.
-
л и с т ы
б у м а г и
с
нарисованным
силуэтом
котенка;
- игрушка котенок;
-
гуашь
белого,
черного,
о р а н ж е в о г о
ц в е т а
в
чашечках;
- салфетки;
2.
Звездочки на небе Рисование
пальчиками
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками. Учить детей создавать ритмические
композиции.
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
Воспитывать интерес к природе и отображению
ярких представлений в рисунке.
- листы бумаги темно-синего
цвета с аппликацией - крыши
домов;
-
гуашь
желтого
цвета
в
чашечках;
- салфетки;
-
иллюстрации
с
ночным
звездным небом;
Декабрь
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
Дед Мороз
Рисование
ладошками
1.
Продолжать
знакомить
с
техникой
печатанья
ладошками
–
учить
рисовать
бороду
Деда
-
листы
светло-голубого
(1-е занятие)
Мороза.
2.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами.
цвета;
- белая гуашь в плошках,
- салфетки.
2.
Дед Мороз
(2-е занятие)
Рисование
пальчиками
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками.
Учить
рисовать
глаза,
украшать
шапочку Деда Мороза помпончиками.
2.
Развивать
мелкую
моторику,
внимание,
мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами.
- заготовки с бородой Деда
М о р о з а
д о п о л н е н н ы е
аппликацией (шапочка и нос)
с предыдущего занятия;
-
гуашь
белого,
зеленого
и
черного цвета в чашечках;
- салфетки.
- магнитофон.
Январь
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
Елочка-красавица
(коллективная
работа)
Рисование
ладошками
1.
Познакомить
детей
с
техникой
печатанья
ладошками.
2.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
3.
Воспитывать
интерес
к
отображению
ярких
впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать
коллективную работу, рисовать всем вместе.
- лист ватмана;
- зеленая гуашь в плошке,
- салфетки,
- магнитофон
2.
Зайка
Рисование
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной-
листы
бумаги
голубого
пальчиками
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками.
2.
Развивать
чувство
ритма,
мелкую
моторику,
внимание, мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами; вызвать у детей
желание помочь зайчику спрятаться в зимнем
лесу – нарисовать для него белую шубку.
ц в е т а
с
н а р и с о в а н н ы м
силуэтом зайчика;
- гуашь белого цвета;
- чашечки;
- салфетки;
- магнитофон.
Февраль
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
Снегопад за окном Рисование
пальчиками
1.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
и зо б р а зи т е л ь н о й
т ех н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками. Учить наносить ритмично точки на
всю поверхность листа.
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
Воспитывать интерес к природе и отображению
ярких впечатлений в рисунке.
-
листы
бумаги
квадратной
формы,
синего
цвета
–
«окна»;
- гуашь белого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
Веселые
осьминожки
(коллективная
работа)
Рисование
ладошками
1.
Продолжать
знакомить
с
техникой
печатанья
ладошками.
Закрепить
умение
дополнять
изображение деталями.
2.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику,
-
лист
ватмана
голубого
цвета – «море»;
-
гуашь
разноцветная
в
внимание, мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами; вызвать желание
сделать
коллективную
работу,
рисовать
всем
вместе.
плошках;
- салфетки;
- магнитофон.
Март
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
Веточка мимозы
Рисование
пальчиками
1.
Упражнять
в
технике
рисования
пальчиками,
создавая
изображение
путём
использования
точки как средства выразительности; закрепить
знания
и
представления
о
цвете
(жёлтый),
форме
(круглый),
величине
(маленький),
количестве (много).
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами. Вызвать желание
сделать в подарок маме красивый букет.
- листы бумаги с веточками
мимозы;
- гуашь желтого цвета;
- чашки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
Бусы
для
куклы
Кати
Рисование
пальчиками
1.
Упражнять
в
технике
рисования
пальчиками.
Закрепить умение равномерно наносить точки -
рисовать узор бусины на нитке.
2.
Развивать
мелкую
моторику,
внимание,
мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами. Вызвать желание
-
л и с т ы
б у м а г и
с
нарисованной
линией
–
нитка для бус;
- кукла Катя;
- гуашь разноцветная;
сделать
в
подарок
кукле
Кате
красивые
разноцветные бусы.
- чашечки для краски;
- салфетки;
Апрель
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
1.
Солнышко
(коллективная
работа)
Рисование
ладошками
1.
Продолжать
знакомить
с
техникой
печатанья
ладошками. Учить наносить быстро краску и
делать отпечатки – лучики для солнышка.
2.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику,
внимание, мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами; вызвать желание
сделать
коллективную
работу,
рисовать
всем
вместе.
-
л и с т
в а т м а н а
с
нарисованным
посередине
жёлтым кругом;
-
гуашь
жёлтого
цвета
в
плошке;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
Носит
одуванчик
желтый
сарафанчик
Рисование
пальчиками
1.
Упражнять
в
технике
рисования
пальчиками.
Закрепить
умение
ритмично
точки
на
всю
поверхность листа.
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
Воспитывать интерес к природе и отображению
-
листы
бумаги
светло-
зеленого цвета;
-
гуашь
желтого
цвета
в
чашечках;
ярких впечатлений в рисунке.
- салфетки;
- магнитофон
Май
№
п/п
Тема занятия
Техника
Программное содержание
Оборудование
2.
Золотая рыбка
Рисование
пальчиками
1.
Упражнять
в
технике
рисования
пальчиками.
Закрепить умение равномерно наносить точки
на всю поверхность предмета.
2.
Развивать
мелкую
моторику,
внимание,
мышление, память, речь.
3.
В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о в а н и ю
нетрадиционными способами. Вызвать желание
помочь маме-рыбке.
-
вырезанные
из
бел ой
бумаги силуэты рыб;
- мама-рыбка (образец);
- гуашь желтого цвета;
- чашечки для краски;
- салфетки;
- магнитофон.
2.
Божьи коровки на
лужайке.
Рисование
пальчиками
1.
Упражнять
в
технике
рисования
пальчиками.
Закрепить умение равномерно наносить точки
на всю поверхность предмета.
2.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику, внимание, мышление, память, речь.
3.
Воспитывать интерес к природе и отображению
ярких впечатлений в рисунке.
-
в ы р е з а н н ы е
и
р а с к р а ш е н н ы е
б о ж ь и
ко р о в к и
б е з
т о ч е к
н а
спинках;
- чёрная гуашь в мисочках;
- ватман;
- салфетки.
Планирование по курсу «Буквы и слова»
№
занят
ия
Д а т а
п о
плану
Дата
фактич
Содержание программного материала
Кол-во
часов
1
Звучащий звук. Гласный и согласный звук (основное отличие)
1
2
Слог. Деление слов на слоги. Работа с картиной «Лес»
1
3
Ударный слог.
1
4
Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Инсценирование сказки «Колобок»
1
5
Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Гласные буквы а, о, у, ы, э, и.
1
6
Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах. Гласные буквы е, ё, ю, я.
1
7
Звуки «м, н, л, р». Буквы м, н, л, р. Игра «Да - нет»
1
8
Знакомство с «морскими» словами. Работа по картине. Составление предложений, текста.
1
9
Звуки в начале слова. Составление и чтение слогов с буквами м, н, л, р.
1
10
Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Инсценирование отрывка.
1
11
Соотношение слова и картинки. Чтение слогов и составление слов.
1
12
Слова со звуками «з-с». Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»
1
13
Звуки твёрдые и мягкие. Разучивание скороговорки.
1
14
Звуки глухие и звонкие. Рассказ-описание любимого героя из мультфильма.
1
15
Мягкие и твёрдые звуки. Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка».
1
16
Мягкие и твёрдые звуки. Разучивание стихов А.Барто «Игрушки».
1
17
Составление и чтение слов. Описание животных по картинке(слон, тигр, зебра, жираф)
1
18
Буквы ъ и ь. Чтение слогов и составление слов. Игра «Что лишнее?»
1
19
Чтение слогов и составление слов. Инсценирование сказки «Теремок»
1
20
Многосложные слова. Составление предложений по картине.
1
21
Слова противоположные по смыслу. Беседа по картине «В цирке»
1
22
Составление рассказа по картине «Весна».
1
23
Составление описательного рассказа о своём селе.
1
24
Праздник «Мы теперь не дошколята, мы теперь ученики».
1
Литература:
1.
Васильева М.А.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Москва Мозаика – Синтез 2006г.
2.
Горькова Л.М. Обухова Л.А.
Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Москва “Вако” 2005г.
3.
Гаврина С.Е.
Окружающий мир “Природа” Тетрадь с заданиями для развития детей. г.Киров.
4.
Давыдова М.А.
Музыкальное воспитание в детском саду. Москва “Вако” 2006г.
5.
Дыбина О.В.
Рукотворный мир. Сценарий игр-занятий для дошкольников. Москва Творческий Центр. “Сфера” 2001г.
6.
Колесникова Е.В.
“Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. (Комплекс листов для выполнения заданий.) Москва “Акалис”
1996г.
7.
Колесникова Е.В.
Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. Москва “Акалис” 1996г.
8.
Колесникова Е.В.
Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. Москва 2005г. Творческий Центр “Сфера”
9.
Лысова В.Я.
Спортивные праздники и развлечения. Москва “Аркти” 2001г.
10.
Маханева О.В.
Театрализованные занятия в детском саду. Москва. Творческий Центр “Сфера” 2001г.
11.
Марцинкевич Г.Ф.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград “Учитель” 2002г.
12.
Николаева С.Н.
Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Издательство “Просвещение” 2002г.
13.
Фалькович Т.А. Барылкина Л.П.
Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. Москва “Вако” 2006г.
14.
Швайко Г.С.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Гуманитарный издательский центр “ Владос” 2003г.
15.
Янушко Е.А.
Аппликация с детьми раннего возраста. Издательство “Мозаика-Синтез” 2006г.