Работа над дыхательными и исполнительскими навыками при игре на флейте
Автор: Светлов Ростислав Васильевич Должность: преподаватель по классу духовых музыкальных инструментов Учебное заведение: Муниципальное Образовательное Учреждения Дополнительного Образования Детская Школа Искусств Населённый пункт: Архангельская область г. Новодвинск Наименование материала: методическая разработка Тема: Работа над дыхательными и исполнительскими навыками при игре на флейте Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
«Детская Школа
Искусств»
г.
Новодвинск
Методическая разработка
открытого урока
по классу духовые инструменты
на тему
«
Применение
штрихов
при
исполнении
пьесы
для
начинающих
,
обучающихся
на
блок
-
флейте
»
Автор разработчик - Светлов Ростислав Васильевич
преподаватель высшей категории
по классу духовые
инструменты
Новодвинск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
В процессе музыкально-педагогической деятельности с учащимися
я стремился найти такую концепцию, которая опиралась бы на органичную
связь музыки как вида искусства в его широком понимании и творческого
процесса на уроках. Принципы, методы и приемы, а также различные формы
работы прослушивание музыки, ансамблевое и сольное исполнение, а также
игра на музыкальном инструменте должна сочетать в себе увлеченность,
заинтересованность и формирование у учащихся эстетических воззрений,
развитие их творческих способностей, навыков и умений. Но особое место и
роль в работе я отвожу процессу закрепления полученных навыков, а также
здоровью учащихся, особенно при интенсивной умственной нагрузке, важно
реализовать творческий потенциал учащегося, максимально приобщить его к
игре
на
духовом
инструменте,
развить
его
творческую
фантазию,
найти
возможность
индивидуального
подхода
к
способностям
самовыражения
личности
и
сохранить
его
особый
дар:
красивый
чистый
звук,
научить
правильному
звуковедению,
придать
звуку
разнообразную
окраску,
не
искажая или нивелируя природный тембр и силу звукоизвлечения.
Взаимосвязь работы и воспитание активного и знающего слушателя с
высокой
духовной
планкой,
а
также
сочетание
инструментального
музицирования
на
уроках
-
нелёгкий
путь
для
преподавателя,
но
всегда
критерием устойчивого интереса и любви к музицированию служит хороший
позитивный
настрой
учащихся,
доброжелательное
отношение
к
уроку,
готовность и желание к выступлениям, показам различных форм творческой
деятельности будь то конкурсы, поездки на Фестивали, внутришкольный,
классные мероприятия или Международные, Всероссийские проекты.
Обучая
детей
музыке,
инструментальному
искусству,
я
помогаю
восстанавливать чувства при помощи которого особенно активно развивается
атака,
дыхания,
слух,
чувство
ритма,
музыкальная
память,
музыкальные
штрихи,
восприимчивость
гармонического
осознания
стуктуры
произведения: всё это особенно стало востребовано и систематизировалось с
применением Методики работы со свирелью Э.Я. Смеловой
«Играем на
свирели»-I
cтупень
1-3
классы
младшей
школы,
где
осваивался
путь
инструментального
исполнения
народных
песен,
с
методикой
работы
Е.В.Евтух «Игра на блок-флейте» с использованием сочетания цифровой и
нотной
записи:II
cтупень
4-5
классы
(Пособия
«Вместе
с
Октавиком»,
«Играем на концерте», «Гусь, танцующий рок-н-ролл»).
Музыкальные штрихи имеют важнейшее значение, так как являются одним
из
основных
выразительных
средств.
К
сожалению,
очень
часто
многие
исполнители не уделяют особого внимания развитию качества штрихов при
исполнении музыкальных произведений во время уроков игры на флейте.
Следует
отметить
крайнюю
скупость
авторских
обозначений
в
нотной
литературе. В основном, они ограничиваются наличием лиг над нотами.
Штриховое
обозначение
«лига»
указывает
музыканту,
что
исполнение
мелодии должно осуществляться плавно и слитно. Однако таких обозначений
крайне не достаточно, так как игра на флейте включает в себя большое
разнообразие исполнительских оттенков. Профессиональный флейтист может
вполне
достойно
поспорить
с
тем
же
скрипачом
в
плане
блестящего
разнообразия исполнительских штрихов. Талантливый, хорошо обученный
флейтист при помощи исполнительского языка, имеет большие возможности
для
передачи
богатой
палитры
музыкальных
оттенков
при
исполнении
п л а в н о
с в я з а н н ы х
и
о т р ы в и с т ы х
з в у к о в .
Освоение
штрихов
при
музыкальном
исполнении
необходимо
начинать
буквально с первых же уроков игры на флейте. Очень важно, чтобы учащийся
мог
как
можно
скорее
проникнуться
сознанием
того,
что
владение
способностью применять различные штрихи при исполнении музыкальных
п р о и звед е н и й ,
я вл я е т с я
н е от ъе мл е мы м
п о ка зат е л е м
у р о в н я
профессионализма музыканта.
План открытого урока
27 октября 2016
Предмет: Музыкальный инструмент – блок флейта
Преподаватель Светлов Ростислав Васильевич
Учащиеся 1 класса по программе предпрофессионального образования
Кудряшова Лилия 7 лет
Тип занятия: индивидуальное занятие на блок флейте с учеником 1-го года
обучения.
Тема
: «
Применение
штрихов
при
исполнении
пьесы
для
начинающих
,
обучающихся
на
блок
-
флейте
»
Це ль: Освоение
навыков
игры
в
сочетании
с
приемами
дыхательной
гимнастики, на примере разучивание пьесы различными штрихами. Такой
путь обучения инструментальной технике решает 3 задачи:
- оздоровление в сочетании с приемами дыхательной гимнастики
Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой
Основной комплекс дыхательных упражнений
Задачи:
обучающие:
- освоение штрихов
- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на
практике,
-
формирование
навыка
чтения
с
листа
произведения
уровня
сложности, соответствующего году обучения,
- закрепление умения навыка связной игры и слышать себя в процессе
исполнения,
развивающие:
- развитие навыка внимания, памяти,
- развитие техники губного аппарата
- развитие аппликатуры
воспитательные:
- развитие эстетического вкуса,
- развитие воли и управления своим поведением,
здоровьесберегающие:
- снятие мышечных зажимов, путем дыхательных упражнений
- правильная организация рук и губного аппарата.
Методы и приемы:
- беседы,
- репродуктивный,
- наглядный.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения,
Оборудование:
- блок флейта,
- ноты,
Ожидаемый результат: разбор и разучивание нового произведения, а также
освоение различных штрихов на примере данной пьесы.
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Мотивация учебной деятельности
2.1. Дыхательная гимнастика.
Напоминание
о
правильной
постановке
рук
и
корпуса.
Повторение
упражнения на дыхания: включает в себя правильное производство серии
глубоких
вдохов
и
выдохов,
что
должно
закрепить
в
сознании
ученика
принципиальные основы грудобрюшного типа дыхания, при этом производя
глубокий
вдох,
мы
следим
за
тем,
чтобы
грудная
клетка
спокойно
расширялась во всех направлениях, а стенка живота несколько выпячивалась
вперед,
что
объективно
будут
свидетельствовать
о
правильном
функционировании сильнейшей дыхательной мышцы - диафрагмы.
2.2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Исполнение исполнения произведения «Во поле береза стояла» р.н.п.
ученицей.
- Запястье рук должны быть гибким. Пальчики плавно движутся, переходят с
одного звука на другой.
- Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.
3
Основная
ч а с т ь :
Разучивание
пьесы
с
приемами
дыхательной
гимнастики
,
на
примере
разучивание
пьесы
различными
штрихами
3.1. Разучивание пьесы
Знакомство
с
новой
пьесой
«Маленькая
полька»
Кабалевский
Д.
Похлопывание ритмического рисунка, а затем игра пьесы по нотам – такая же
плавная, как пение. Чтение с листа пьесы. Акцентирование внимания на
опору пальцев, перенос веса руки с одного пальца на другой.
3.2. Упражнения для правильного звук извлечения, штрихов, и
оттенков, а также постановки руки и посадки инструмента.
Легато - один из основных приемов извлечения звука. При котором толчок
языка приходиться лишь на первую из нот, объединенных общей лигой.
Нон
легато-прием
извлечения
отдельных
несвязных
звуков
при
помощи
толчка
языка.
От
портаменто
отличается
только
тем
что
перерывы
в
движении выдыхаемой струи воздуха здесь несколько больше, благодаря
чему звуки полностью не выдерживаются, а несколько укорачиваются.
Деташе - один из самых употребительных приемов извлечения отдельных
четких звуков при помощи энергичного толчка языка.
Марка-то извлечения отдельных, подчеркнуто сильных звуков. Достигаемый
с помощью резкого и сильного толчка языка.
Стаккато-весьма
распространенный
прием
извлечения
отдельных.
Отрывистых
и
несколько
укороченных
звуков
при
помощи
быстрого
и
легкого толчка языка.
4. Заключительная часть:
Подведение
итогов:
Работа
над
применением
штрихов
,
при
исполнении
пьесы
для
флейты
,
осуществлялась
путем
разбора
и
воспроизведению
музыкального
произведения
.
Это
необходимо
самому
учащемуся
,
чтобы
он
мог
быстрее
вникнуть
в
то
большое
разнообразие
штрихов
,
исполнять
которые
должен
уметь
флейтист
.
Руководствуясь
качеством
применения
штриховой
техники
,
слушатель
может
судить
о
профессиональном
уровне
начинающего
музыканта
флейтиста
.
При
этом
исполнение
музыкальных
материалов
приобретает
именно
то
выразительное
качество
,
которое
необходимо
для
благоприятного
восприятия
музыкального
произведения
со
стороны
слушателя
.
Первой
задачей
для
учащегося
,
является
необходимость
освоить
один
из
самых
важных
принципов
исполнения
штрихов
.
Домашнее
задание:
Играть
уверенно
по
нотам
«Маленькая
полька»
Д.Кабалевский, а также закрепления навыка различных штрихов на примере
данной пьесы
Анализ урока
Учебное заведение: МОУ ДО «Детская Школа Искусств»
27 октября 2016
Предмет: Музыкальный инструмент – блок флейта
Преподаватель Светлов Ростислав Васильевич
Учащейся 1 класса Кудряшова Лилия 7 лет
Тип занятия: индивидуальное занятие на блок флейте с учеником 1-го года
обучения.
Тема
: «
Применение
штрихов
при
исполнении
пьесы
для
начинающих
,
обучающихся
на
блок
-
флейте
»
Данная тема урока являться начальной. И качество освоения создает
основу
для
дальнейшего
успешного
обучения
игре
на
инструменте.
Программой
рекомендуется
прохождения
темы
в
течение
нескольких
занятий, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Представленный урок - практическое обучения, по формированию
первоначальных умений и навыков.
На уроке достигались следующие задачи:
обучающие:
- приобщение к музыке,
- формирование правильного воспроизведения различных штрихов с
элементами дыхания на практике,
-
формирование
навыка
чтения
с
листа
произведения
уровня
сложности, соответствующего году обучения,
- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения,
развивающие:
- развитие навыка связной игры на инструменте, внимания, памяти,
воспитательные:
- развитие эстетического вкуса,
- развитие воли и управления своим поведением,
здоровье сберегающие:
- снятие мышечных зажимов,
- правильная организация рук и губного аппарата.
Все задачи взаимосвязаны между собой, на основе их комплекса происходит
формирование навыков игры и культура учащегося.
Ученица 1 класса народного отделения в целом активна на уроке.
Девочка
с
увлечением
воспринимает
новый
материал,
без
затруднений
включается в работу. Адекватно воспринимает учебные задачи.
При подготовке к уроку были учтены особенности учащегося. Ребенок
по своим психологическим возрастным особенностям, может трудиться на
далекий результат, наиболее полно раскрывает свои возможности в процессе
игры.
Первым упражнением в работе является дыхательные упражнения на
развитие звук ведения. Организация внимания к конкретным ощущениям,
которые в дальнейшем необходимо перенести на инструмент.
Поскольку одной из главных развивающих задач предмета является научить
ребенка
слушать
и
воспринимать
музыку,
игре
на
инструменте
должно
предшествовать
формирование
музыкально-слуховых
представлений.
В
уроке
включено
упражнения,
направленное
на
слуховое
восприятие
и
осмысление элемента музыкального звук ведения.
-Наглядный метод
Наглядность
важна
для
детей,
имеющих
визуальное
восприятие
действительности.
Она
дает
возможность
одновременно
развивать
и
абстрактное мышление ученика.
-Практический
метод
обучения,
поскольку
содержание
темы
включает
практические упражнения. Применяется в тесном сочетании со словесными и
наглядными методами, так как практической работе предшествует пояснение
педагога. И сам процесс выполнения упражнений сопровождает словесное
пояснения и показ.
-Репродуктивный
предполагает
активное
восприятие
и
запоминание
сообщаемой
преподавателем
информации.
Репродуктивные
упражнения
особенно
эффективно
содействуют
отработке
практических
умений
и
навыков. Так как превращение в навык требует неоднократных действий по
образу.
Вывод: Ход урока выстроен в определенной последовательности: с
применением разминки на освоение дыхательных упражнений и заканчивая
полученного
навыка
игры
различными
штрихами,
через
формирование
новых
знаний
до
подведения
итогов
по
проделанной
работе.
Данная
структура
рациональна,
т.к.
позволяет
отработать
учебный
материал
различными методами обучения.
Работоспособность
ученицы
на
уроке
была
высокой,
она
активно
воспринимала материал и включалась в работу - это достигалась за счет
постоянной смены деятельности. Этим же предупреждалась и перезагрузка
ученицы на уроке, и стимулирование интереса к данной теме.
Все поставленные задачи урока удалось решить.
Список литературы
1. Работа над упражнениями С.Болотин
2. Основы техники звукоизвлечения С.Болотин
3. Самостоятельная работа С.Болотин
4. Работа над упражнениями и гаммами С.Болотин
5. Организация планирование и содержание урока С.Болотин
6. Основы техники дыхания С.Болотин
7. Психофизиологические основы исполнительского процесса на духовых
инструментах С.Болотин