Автор: Кочешкова Марина Викторовна
Должность: учитель, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ№43
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения
Раздел: среднее образование
Кочешкова Марина Викторовна
МБОУ г.Иркутска СОШ№43
«Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества
обучения»
Теория модульного обучения в его современном понимании возникла в
60-е годы прошлого века, ее создателем принято считать американского
психолога С.Н.Постлезвайта. Он разработал концепцию единиц содержания.
В рамках этой концепции он предложил считать малую порцию учебного
материала за автономную единицу, которую можно свободно интегрировать в
различные программы занятий. Эти единицы назвали «микрокурсами» и
«миникурсами». Их содержание и объём определялись задачами обучения.
Сегодня модульная компоновка учебных курсов широко используется в
дистанционном
обучении,
программах
бизнес-образования,
что
неудивительно,
поскольку
в
информационном
обществе
проблемы
«упаковки»
знания
и
его
мобильного
использования
приобретают
колоссальную значимость. В СССР и России идеи модульного обучения
развивали
И.В.Прокопенко,
М.А.Чошанов,
П.А.Юцявичене
и
другие
исследователи, которые солидарны в понимании модуля как автономной,
завершенной
порции
учебного
материала,
направленной
на
достижение
определенных дидактических целей.
Модульная технология обучения нацелена:
на
достижение
определенной,
строго
заданной
профессиональной
компетенции;
является гибкой системой;
может
быть
приспособлена
к
любой
из
существующих
программ
профессиональной подготовки (как длительной, так и кратковременной);
может
быть
использована
для
повышения
квалификации
или
переподготовки кадров
В
проекте
Федерального
закона
«Об
образовании»
в
статье
21
говорится: «При реализации основных профессиональных образовательных
программ применяется кредитно-модульная система организации
образовательного
процесса,
основанная
на
блочно-модульном
принципе
представления
содержания
образовательной
программы
и
построения
учебных
планов,
использовании
системы
зачетных
единиц
(кредитов)
и
соответствующих образовательных технологий».
Данной
проблемой,
разработкой
и
внедрением
модульно-
компетентностного подхода в учебный процесс, начала заниматься с 2012
года.
Рабочая
тетрадь
для
учащихся
5
класса
курса
по
модулям
«Обыкновенные дроби» (рабочая тетрадь для учащихся 6 класса находится в
стадии комплектования материала)
Тетрадь для практических работ
При
внедрении
в
учебный
процесс
МКП
центральным
моментом
являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых
лежит
самостоятельность
и
ответственность
за
результаты
труда
самих
обучаемых. А деятельность педагога до урока – подготовить раздаточный
материал, задания для практической работы, оценочные материалы и эталоны
для
проверки
степени
усвоения
и
самопроверки;
на
уроке
–
проконсультировать
учащихся
по
работе
с
раздаточным
материалом,
определить
время
на
выполнение,
консультировать,
наблюдать
и
анализировать работу.
Почему
я
так
подробно
остановилась
на
спецификации
модуля,
несмотря на то, что большинство в нашем коллективе прошло обучение в
этом году по данной теме. Считаю это особенно важным при переходе на
ФГОС нового поколения, так как МКП лежит в основе новых стандартов.
Если мы в процессе разработки модульной программы действовали по
схеме такой:
То в рамках ФГОС нового поколения схема, скорее всего, будет выглядеть
следующим образом:
Данная
схема
обсуждалась
с
коллегами-разработчиками
модульных
программ и я представляю общее мнение. В стандартах нового поколения
все результаты обучения формулируются по
усеченной формуле, которой
пользуемся и мы с вами при разработке спецификации: активный глагол +
объект.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
Критерии оценки результата и требования к процедуре оценки также
находят отражение в ФГОС нового поколения в разделе « Контроль и оценка
результатов освоения ПМ» и представлены в табличном виде
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели
оценки результаты
Формы и методы
контроля
Модульный курс
Модуль 1
Модуль 2
Модуль N
МДК 1
МДК 2
МДК N
Профессиональный
модуль (ПМ)
Таким образом, спецификация модульной программы в несколько иной
форме, но практически полностью представлена в ФГОС нового поколения.
Но УМК содержит не только спецификацию, но и учебные и оценочные
материалы для обучаемого, методическое пособие ( как для педагога, так
может быть и для учащегося)
Для
контроля
знаний
и
определения
степени
усвоения
материала
использую задания в тестовой форме. Это дает ряд преимуществ:
во-первых- работают все;
во-вторых – наполняемость оценок на каждом уроке;
в-третьих- учащиеся готовятся к уроку более добросовестно понимают, что
при проверке знаний будут задействованы все, а не по принципу, раз вчера я
уже отвечал, то сегодня не буду готовиться, спросят других.
В-четвертых
–
открытость
оценки,
то
есть
учащийся
может
проверить
самостоятельно, используя ключ или эталоны ответов.
В
системе
высшего
профессионального
образования
используется
кредитно-бальная система оценивания, у меня , как и у многих других такого
опыта работы нет. Но видимо нам такая работа предстоит, так как в проекте
федерального закона «Об образовании» предлагается следующее:
Глава 21 п. 2. «Система зачетных единиц (кредитов) применяется для
определения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для
освоения
учебного
курса,
предмета,
дисциплины
(модуля)
или
образовательной
программы
в
целом.
Зачетная
единица
(кредит)
представляет
собой
единицу
измерения
трудоемкости
учебной
нагрузки
обучающегося,
которая
включает
все
виды
его
учебной
деятельности,
предусмотренные
в
учебном
плане,
в
том
числе
аудиторную
и
самостоятельную работу, стажировки, практики и др.
Статья
21
п.
4.
В
рабочем
учебном
плане
трудоемкость
каждого
учебного
курса,
предмета,
дисциплины
(модуля)
указывается
в
академических часах (аудиторная) и в зачетных единицах (кредитах)»
Внедрение модульных технологий на уроках специальных дисциплин
является
одной
из
задач
при
подготовке
современного
специалиста,
как
конкурентно
способного
на
рынке
труда.
Модульные
технологии
способствуют развитию самостоятельности в поиске тех или иных задач в
процессе обучения дисциплины, а в последующем это качество пригодится
при решении задач связанных с жизнью.