Напоминание

Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения


Автор: Кочешкова Марина Викторовна
Должность: учитель, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ№43
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Кочешкова Марина Викторовна

МБОУ г.Иркутска СОШ№43

«Использование модульных технологий, как один из методов повышения качества

обучения»

Теория модульного обучения в его современном понимании возникла в

60-е годы прошлого века, ее создателем принято считать американского

психолога С.Н.Постлезвайта. Он разработал концепцию единиц содержания.

В рамках этой концепции он предложил считать малую порцию учебного

материала за автономную единицу, которую можно свободно интегрировать в

различные программы занятий. Эти единицы назвали «микрокурсами» и

«миникурсами». Их содержание и объём определялись задачами обучения.

Сегодня модульная компоновка учебных курсов широко используется в

дистанционном

обучении,

программах

бизнес-образования,

что

неудивительно,

поскольку

в

информационном

обществе

проблемы

«упаковки»

знания

и

его

мобильного

использования

приобретают

колоссальную значимость. В СССР и России идеи модульного обучения

развивали

И.В.Прокопенко,

М.А.Чошанов,

П.А.Юцявичене

и

другие

исследователи, которые солидарны в понимании модуля как автономной,

завершенной

порции

учебного

материала,

направленной

на

достижение

определенных дидактических целей.

Модульная технология обучения нацелена:

на

достижение

определенной,

строго

заданной

профессиональной

компетенции;

является гибкой системой;

может

быть

приспособлена

к

любой

из

существующих

программ

профессиональной подготовки (как длительной, так и кратковременной);

может

быть

использована

для

повышения

квалификации

или

переподготовки кадров

В

проекте

Федерального

закона

«Об

образовании»

в

статье

21

говорится: «При реализации основных профессиональных образовательных

программ применяется кредитно-модульная система организации

образовательного

процесса,

основанная

на

блочно-модульном

принципе

представления

содержания

образовательной

программы

и

построения

учебных

планов,

использовании

системы

зачетных

единиц

(кредитов)

и

соответствующих образовательных технологий».

Данной

проблемой,

разработкой

и

внедрением

модульно-

компетентностного подхода в учебный процесс, начала заниматься с 2012

года.

Рабочая

тетрадь

для

учащихся

5

класса

курса

по

модулям

«Обыкновенные дроби» (рабочая тетрадь для учащихся 6 класса находится в

стадии комплектования материала)

Тетрадь для практических работ

При

внедрении

в

учебный

процесс

МКП

центральным

моментом

являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых

лежит

самостоятельность

и

ответственность

за

результаты

труда

самих

обучаемых. А деятельность педагога до урока – подготовить раздаточный

материал, задания для практической работы, оценочные материалы и эталоны

для

проверки

степени

усвоения

и

самопроверки;

на

уроке

проконсультировать

учащихся

по

работе

с

раздаточным

материалом,

определить

время

на

выполнение,

консультировать,

наблюдать

и

анализировать работу.

Почему

я

так

подробно

остановилась

на

спецификации

модуля,

несмотря на то, что большинство в нашем коллективе прошло обучение в

этом году по данной теме. Считаю это особенно важным при переходе на

ФГОС нового поколения, так как МКП лежит в основе новых стандартов.

Если мы в процессе разработки модульной программы действовали по

схеме такой:

То в рамках ФГОС нового поколения схема, скорее всего, будет выглядеть

следующим образом:

Данная

схема

обсуждалась

с

коллегами-разработчиками

модульных

программ и я представляю общее мнение. В стандартах нового поколения

все результаты обучения формулируются по

усеченной формуле, которой

пользуемся и мы с вами при разработке спецификации: активный глагол +

объект.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

Критерии оценки результата и требования к процедуре оценки также

находят отражение в ФГОС нового поколения в разделе « Контроль и оценка

результатов освоения ПМ» и представлены в табличном виде

Результаты (освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные показатели

оценки результаты

Формы и методы

контроля

Модульный курс

Модуль 1

Модуль 2

Модуль N

МДК 1

МДК 2

МДК N

Профессиональный

модуль (ПМ)

Таким образом, спецификация модульной программы в несколько иной

форме, но практически полностью представлена в ФГОС нового поколения.

Но УМК содержит не только спецификацию, но и учебные и оценочные

материалы для обучаемого, методическое пособие ( как для педагога, так

может быть и для учащегося)

Для

контроля

знаний

и

определения

степени

усвоения

материала

использую задания в тестовой форме. Это дает ряд преимуществ:

во-первых- работают все;

во-вторых – наполняемость оценок на каждом уроке;

в-третьих- учащиеся готовятся к уроку более добросовестно понимают, что

при проверке знаний будут задействованы все, а не по принципу, раз вчера я

уже отвечал, то сегодня не буду готовиться, спросят других.

В-четвертых

открытость

оценки,

то

есть

учащийся

может

проверить

самостоятельно, используя ключ или эталоны ответов.

В

системе

высшего

профессионального

образования

используется

кредитно-бальная система оценивания, у меня , как и у многих других такого

опыта работы нет. Но видимо нам такая работа предстоит, так как в проекте

федерального закона «Об образовании» предлагается следующее:

Глава 21 п. 2. «Система зачетных единиц (кредитов) применяется для

определения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для

освоения

учебного

курса,

предмета,

дисциплины

(модуля)

или

образовательной

программы

в

целом.

Зачетная

единица

(кредит)

представляет

собой

единицу

измерения

трудоемкости

учебной

нагрузки

обучающегося,

которая

включает

все

виды

его

учебной

деятельности,

предусмотренные

в

учебном

плане,

в

том

числе

аудиторную

и

самостоятельную работу, стажировки, практики и др.

Статья

21

п.

4.

В

рабочем

учебном

плане

трудоемкость

каждого

учебного

курса,

предмета,

дисциплины

(модуля)

указывается

в

академических часах (аудиторная) и в зачетных единицах (кредитах)»

Внедрение модульных технологий на уроках специальных дисциплин

является

одной

из

задач

при

подготовке

современного

специалиста,

как

конкурентно

способного

на

рынке

труда.

Модульные

технологии

способствуют развитию самостоятельности в поиске тех или иных задач в

процессе обучения дисциплины, а в последующем это качество пригодится

при решении задач связанных с жизнью.



В раздел образования