Автор: Макаренко Елена Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Образовательный центр "Бухта Казачья"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая статья
Тема: Принцип природосообразности - важнейший основной принцип воспитания
Раздел: начальное образование
Принцип природосообразности –
важнейший основной принцип воспитания
Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно ко-
торому социальный педагог в своей практической деятельности руководству-
ется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристи-
ки принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, пси-
хологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. Приведем
примеры.
Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Ко-
менским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что чело-
век как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, дей-
ствующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе.
Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы
дары природы из возможных стали действительными. Я.А. Коменский опи-
рался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ре-
бенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обу-
чения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и
юношей.
Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу по-
строения различных педагогических и социально-педагогических теорий.
Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспита-
ние ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что «природа
желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он
придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно
должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способно-
стей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была
природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку
человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в со-
держании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до со-
вершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории сво-
бодного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию
детей.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создав-
ший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель
воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это
развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип
воспитания, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем в отличие
от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он счи-
тал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь.
По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх
большой прочно стоящей скалы – природы. Он утверждал, что любое воспи-
тание, которое не было построено на принципах природосообразности, про-
ходит по ложному пути.
Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И.Г.
Песталоцци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания.
В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естествен-
ного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания воз-
растные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал,
что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назна-
чение и природа человечества».
Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных
классиков педагогики. К.Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психо-
лого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал,
что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать
принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными закона-
ми человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае
для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике,
К.Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ
физиологии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение, «рассу-
дочный процесс», чувства, волю), на основе которого можно переходить к
изучению дара слова, нравственных, эстетических и религиозных чувств, ди-
дактики. Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России
был писатель Л.Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство
личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии
правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответ-
ствие естественному развитию ребенка, его природе, то у Л.Н. Толстого вос-
питание – это создание условий, способствующих развитию личности ребен-
ка.
Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах
советских педагогов П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Ма-
каренко, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Т.И. Ильиной
и др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые
уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Особо следует выделить в России деятельность В.П. Кащенко (1870-
1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который
сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На осно-
ве этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая
принцип природосообразности, В.П. Кащенко подробно исследовал физиче-
ские и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при
воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в развитии)
детей.
Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной пе-
дагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь:
обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психи-
ческом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог,
следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен при-
держиваться следующих правил:
учет возрастных особенностей детей;
учет половых особенностей детей:
учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением
от нормы;
опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
Источники:
1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981.
2. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.
3. Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. -
М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педаго-
гика, 1982.
5. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педаго-
гических наук РСФСР, 1963.
6. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.
7. Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Рус-
со, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.