Автор: Година Карина Анатольевна
Должность: обучающаяся
Учебное заведение: ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ" КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "Сущность понятий "чувства и эмоции младших школьников" в современных психолого-педагогических исследованиях"
Раздел: начальное образование
Сущность понятий «чувства и эмоции младших школьников» в
современных психолого-педагогических исследованиях
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой
частью работы по формированию чувств и эмоций младших школьников.
Эмоции и чувства младших школьников ярко выражают духовные запросы и
стремления ребенка, его отношение к действительности. Эмоции и чувства
органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания
они не тождественны.
С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую
более высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание младших
школьников
ведет
к
тому,
что
чувства
становятся
все
более
и
более
сознательными,
глубокими
и
управляемыми.
Новое
положение,
которое
занимает младший школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд
новых
обязанностей
и
прав,
выполнение
и
использование
которых
сопровождается различными эмоциональными переживания.
В психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова понятие
„эмоции”
характеризуется
как:
психический
процесс
субъективного
отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям
действительности,
к
другим
людям
и
самому
себе
соотносительно
удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
По
мнению
Б.М.
Теплова,
эмоции
младших
школьников
–
это
специфические переживания, связанные с потребностями учащихся, с их
интересами, процессами удовлетворения, которые окрашены в приятные или
неприятные
тона.
Эмоциональная
сфера
младших
школьников
характеризуется
высокой
впечатлительностью,
возбудимостью,
гибкостью,
отзывчивостью на все яркое, новое, необычное.
По
мнению
С.Л.
Рубинштейна,
чувства
являются
источником
активности
ребенка,
„активатором”
жизненных
процессов,
регулятором
деятельности. А.Н. Леонтьев считал, что эстетические чувства положительно
влияют на внимание, память, активность и степень сосредоточенности у
детей.
А.Н.
Лук
отмечает,
что
„набор”
эстетических
чувств
у
каждой
личности обусловлено средой.
Б.Б Спиноза отмечал, что степень развития эстетических чувств может
увеличивать или уменьшать способность ребенка к действию, благоприятно
воздействовать
или
тормозить
его
развитие,
а
так
же,
по
мнению
Л.С. Выготского, влиять на поведение. Б.И. Додонов считал, что эстетические
чувства
обладают
своеобразным
притяжением,
поэтому,
испытав
их,
личность стремится снова встретиться с вызвавшими их предметами или
явлениями.
Основываясь
на
определение
Б.М.
Теплова,
эмоции
младших
школьников – это специфические переживания, связанные с потребностями,
интересами и процессами удовлетворения учащихся.
Чувства человека выполняют в жизни различные функции:
– оценивающая – положительные и отрицательные эмоции, которые
демонстрируют, как человек относится к чему˗либо и оценивают это.
– побуждающая – чувства могут побуждать человека к действию, а
могут препятствовать этому.
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам
социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные,
практические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу,
другим людям, а также к самому себе, такие как: чувство патриотизма,
дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Рис. 1.1. Классификация видов высших чувств по О.М. Бушко
Классификация видов высших чувств по О.М. Бушко
Художественные
оценки и вкусы
«Общение» с искусством
Эстетические
Потребность в новых
знаниях
Интеллектуальные
Активная познавательная
деятельность
Практические
Процесс деятельности
Трудолюбие
Отношение к обществу и
другим людям
Патриотизм дружба
любовь совесть
Моральные чувства
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и
других видов деятельности, называются практическими. Они возникают в
процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К
позитивным
практическим
чувствам
относятся
трудолюбие,
приятная
усталость,
чувство
увлеченности
работой,
удовлетворенность
от
выполненного
дела.
При
преобладании
негативных
практических
чувств
человек воспринимает труд как каторгу.
Чувства,
которые
испытывает
человек
при
восприятии
и
создании
прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические
чувства
воспитываются
через
приобщение
к
природе,
любование
лесом,
солнцем, рекой. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям
полезно заниматься художественной деятельностью: рисованием, танцами.
Эстетические чувства – это особые чувства наслаждения, переживания,
испытываемые при восприятии прекрасного, которые проявляются в самых
разнообразных
формах.
Источники
эстетических
чувств -
произведения
искусства, литература. Общение с искусством должно приносить ребенку
огромную радость. Но собственная его активность в области какого-либо
вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика его
роль
воспитателя.
Одной
из
главных
задач
учителя
начальной
школы
является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет
весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношение в коллективе.
Эстетические
чувства
проявляются
в
художественных
оценках
и
вкусах,
которые
зависят
от
эстетических
предпочтений.
Развитое
эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений
искусства и окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать
эстетическое чувство прекрасного.
Поступая
в
школу,
ребенок
начинает
носить
форму,
ему
покупают
портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня,
иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить
стихотворение. Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные
чувства, сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что
определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Развитию
познавательных интересов и на этой основе развитию интеллектуальных
чувств, способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей.
Эстетические
чувства
учащихся
начальных
классов
успешно
развиваются
как
на
уроках
эстетического
цикла
–
изобразительного
искусства, трудового обучения и музыки, так и в процессе таких занятий как:
ухаживание
за
цветами,
уборка
класса,
оформление
выставки
в
классе,
экскурсия. Во время проведения таких занятий учитель обращает внимание
младших
школьников
на
красивую
цветовую
гамму
листвы,
стройные,
изящные корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и
многое другое, что отличается красотой, изяществом.
Таким
образом,
чувство
–
это
сложное,
постоянное,
устоявшееся
эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, то есть
испытание
чувства
к
чему
то
или
кому
то,
имеющие
постоянную
мотивационную
значимость.
Чувства
человека
отличаются
большим
разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств
является их полярность или противополярность: радость
грусть, любовь
ненависть,
удовольствие
страдание,
страх
смелость,
благодарность
неблагодарность.
Эта
полярность
дает
основание
для
деления
чувств
на
положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются,
то
это
вызывает
у
нас
положительные
эмоции,
а
то,
что
препятствует
удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции .
Эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей
жизнедеятельности. Различают простые и сложные эмоции. Переживания
удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли – это простые эмоции. Они
свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни
превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных
эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета,
выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания,
наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.
Самая
развитая
и
сложная
форма
эмоциональных
процессов
у
человека
–
это
чувства,
которые
представляют
собой
не
только
эмоциональное,
но
и
понятийное
отражение.
Чувства
формируются
на
протяжении всей жизни человека в условиях общества. Чувства, которые
отвечают
высшим
социальным
потребностям,
называются
высшими
чувствами. Например, любовь к своему народу, своему городу, к другим
людям.
Они
характеризуются
сложностью
строения,
большой
силой,
продолжительностью,
стабильностью,
независимостью
от
конкретных
ситуаций и от состояния организма.
Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к
предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима
без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то
наступает так называемый „эмоциональный голод”, который он стремится
утолить, слушая любимую музыку и читая остросюжетную книгу.
На
протяжении
развития
человека
сформировалась
особая
форма
психического отражения значимых объектов и событий – эмоции, которые
понимают как субъективные реакции человека на воздействия внешних и
внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную
значимость
для
субъекта
и
проявляющиеся
в
виде
удовольствия
или
неудовольствия.
За
эмоциями
была
признана
важная
положительная
роль
в
жизни
людей,
и
с
ними
стали
связывать
следующие
положительные
функции:
мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно регулирующая функция заключается в том, что эмоции
участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и
регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции
поведения.
Коммуникативная
функция
заключается
в
том,
что
эмоции,
точнее,
способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и
физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем
друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется
возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди,
принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и
оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие
эмоции,
как
радость,
гнев,
печаль,
страх,
отвращение,
удивление.
Это
относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых
контактах друг с другом.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без
ощущений. Эмоции, утверждал Ч.Р. Дарвин, возникли в процессе эволюции
как
средство,
при
помощи
которого
живые
существа
устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них
потребностей.
Эмоционально
выразительные
движения
(мимика,
жесты,
пантомимика)
выполняют
функцию
сигналов
о
том,
в
каком
состоянии
находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная,
быстрая
реакция
организма,
может
защитить
человека
от
опасностей.
Установлено,
что
модальность
–
основная
качественная
характеристика
эмоций,
определяющая
их
вид
по
специфике
и
особой
окрашенности
переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и
радость.
К.Э.
Изард
выделил
следующие
основные
эмоции
(см.
рис.
1.2).
Раскроем сущность каждого понятия классификации.
Интерес
(как
эмоция)
–
положительное
эмоциональное
состояние,
способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
стресс
аффект
Классификация основных эмоций по К.Э. Изарду
Презрение
Страдание
Удивление
Страх
Гнев
Интерес
Стыд
Отвращение
Радость
Формы проявления эмоций
Рис. 1.2. Классификация основных эмоций по К.Э. Изарду
Радость
–
положительное
эмоциональное
состояние,
связанное
с
возможностью
достаточно
полно
удовлетворить
актуальную
потребность,
вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае,
неопределенна.
Удивление
–
не
имеющая
четко
выраженного
положительного
или
отрицательного
знака
эмоциональная
реакция
на
внезапно
возникшие
обстоятельства.
Удивление
тормозит
все
предыдущие
эмоции,
направляя
внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание
–
отрицательное
эмоциональное
состояние,
связанное
с
полученной
достоверной
или
кажущейся
таковой
информацией
о
невозможности
удовлетворения
важнейших
жизненных
потребностей,
которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще
всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило,
протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением
серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для
субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое
объектами
(предметами,
людьми,
обстоятельствами),
соприкосновение
с
которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в
резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими
принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с
гневом,
может
в
межличностных
отношениях
мотивировать
агрессивное
поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием
избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в
межличностных
взаимоотношениях
и
порождаемое
рассогласованием
жизненных
позиций,
взглядов
и
поведения
субъекта
с
жизненными
позициями,
взглядами
и
поведением
объекта
чувства.
Последние,
Чувственный тон, ситуативная эмоция, страсть, настроение,
чувство
представляются
субъекту
как
низменные,
не
соответствующие
принятым
нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при
получении
субъектом
информации
о
возможной
угрозе
его
жизненному
благополучию,
о
реальной
или
воображаемой
опасности.
В
отличие
от
эмоции
страдания,
вызываемой
прямым
блокированием
важнейших
потребностей,
человек,
переживая
эмоцию
страха,
располагает
лишь
вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе
этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд
–
отрицательное
состояние,
выражающееся
в
осознании
несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только
ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем
поведении и внешнем облике.
Страсть – это сильное эмоциональное чувство, сосредотачивающее на
себе мысли, эмоции, желания человека.
Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения,
которое возникает в трудные и неподвластные ситуациях.
Настроение
–
сравнительно
продолжительные,
устойчивые
эмоциональные
состояния
умеренной
или
слабой
интенсивности,
проявляющие ся
в
каче стве
общего
фона
психиче ской
жизни
индивида
и
обеспечивающие
преобладание
в
ней
эмоций
определенной
модальности.
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное
переживание,
сопровождаемое
резко
выраженными
двигательными
и
висцеральными проявлениями, содержание и характер которых изменяется
под влиянием воспитания и самовоспитания.
Чувственный
тон
–
слабовыраженная
эмоциональная
реакция;
эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления и речи.
Чувство
–
высшая
форма
эмоционального
отношения
человека
к
предметам
и
явлениям
действительности,
отличающаяся
относительной
устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям,
сформированным в его личностном развитии.
Вышесказанное позволило сделать вывод, что качества, характеризующие
каждую конкретную эмоциональную реакцию, сочетаются различным
образом, которые создают многоликие формы их выражения. Основные
формы проявления эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект,
страсть, стресс, настроение и чувство. Ситуативные эмоции возникают в
процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных
реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу,
кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.