Напоминание

Тема 1.1. Информационное общество и информационные ресурсы общества


Автор: Лиханов Даниил Юрьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Пермского института железнодорожного транспорта
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Тема 1.1. Информационное общество и информационные ресурсы общества
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лекция 1

Тема 1.1. Информационное общество и информационные ресурсы общества

Введение

Информация всегда играла важную роль в жизни человека. Познавая окружающий мир, человек

постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события,

принять

обдуманное

решение,

найти

наиболее

удачный

вариант

своих

действий.

Интуитивно

мы

понимаем,

что

информация

это

то,

чем

каждый

из

нас

пополняет

собственный

багаж

знаний.

Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто

владеет

наибольшим

объемом

информации

по

какому-либо

вопросу,

тот

всегда

находится

в

более

выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, «Кто

владеет информацией, тот владеет и миром».

Информация - это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии). По способу

восприятия она бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая. По форме представления

бывает: текстовой, числовой, графической, музыкальной (ноты).

В середине 20 века после того как началось широкое использование вычислительной техники во

Франции введен термин «Информатика».

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в

первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше

навыков

и

знаний

он

имеет,

тем

выше

ценится

как

специалист

и

сотрудник.

Настоящее

время

характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой

сфере

деятельности

человека:

промышленности,

торговле,

финансовой

и

образовательной

сфере.

Информация в наше время - одно из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с

ресурсами – человеческим, финансовым, материальным.

Широкое

развитие

и

использование

информационных

технологий

способствует

переходу

от

«индустриального общества» к «информационному обществу».

Информационное

общество —

общество,

в

котором

большинство

работающих

занято

производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы —

знаний.

Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и

распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к

нему.

Задание

для

студентов:

предложить

студентам

сначала

самостоятельно

устно

сформулировать

в

чем

заключается

информационная

деятельность

человека

в

экономической,

социальной,

культурной

и

образовательной сфере? (т.е. зачем нужна и нужна ли информационная деятельность в этих сферах). После

того, как студенты озвучат свои идеи обобщить и записать:

«Информационная деятельность в экономической сфере заключается в том, чтобы получить необходимую

для пользователя информацию в результате переработки первичных данных».

На пример: имеются данных о каком - либо производстве: стоимость исходно сырья, затраты на

энергию, заработная плата рабочим и др. Нужно подсчитать стоимость полученного товара, прибыль.

Можно считать вручную по известным формулам, а можно использовать уже готовые программы, которые

1

все подсчитают и выдадут необходимую для пользователя информацию, в настоящее время получает

развитие электронный бизнес. (Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого

региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор

товара,

достаточно

просмотреть

каталог

электронного

магазина.

Не

нужно

посещать

налоговую

инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою

работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить

билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.)

Информационная

деятельность

в

социальной

сфере

делает

более

доступными

для

человека:

электронные

государственные

услуги,

информационные

ресурсы,

единые

номера

экстренных

служб,

социальные сети и т.д. Если раньше информация печаталась на бумаге, затем только доходила до человека,

то теперь телевидение, радио и интернет в режиме реального времени передают любую информацию «тут

же».

Даже

с

помощью

сотового

телефона

вы

будете

информированы

о

стихийных

бедствиях,

о

распродажах

или

скидках.

Всё

это

делает

социальную

сферу

более

информационной.

А

различные

социальные сети в сети интернет позволяют общаться людям на большом расстоянии друг от друга, а

также передавать любую информацию, будь то фотографии или важные документы. Чтобы получить

помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб и т.д.

Информационная деятельность в культурной сфере с одной стороны с помощью информационных

источников можно поддерживать и развивать культурную деятельность (доступность литературы, фильмов

он-лайн

и

т.д.),

а

с

другой

стороны

можно

и

разрушить

всю

культуру

человечества

распространяя

информацию

низкого

качества.

Чтобы

подобрать

литературу

по

интересующей

тематике,

достаточно

воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить

зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом

университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения. С помощью телевидения,

интернета можно с легкостью транслировать различные концерты, представления, учить культуре, этике. С

другой стороны, за счет столь обширной информации, внедряется в нашу жизнь и бескультурье. С

появлением компьютера, многие люди перестали ходить в театры, встречаться друг с другом и т.д. Все это

заменяет общение в интернете и телевидение.

Информационная деятельность в образовательной сфере информационные технологии позволяют

найти

любую

учебную

информацию

за

минимальное

время:

видео-лекции;

мультимедиа-лекции

и

лабораторные

практикумы;

электронные

мультимедийные

учебники;

компьютерные

обучающие

и

тестирующие

системы;

имитационные

модели

и

компьютерные

тренажеры;

консультации

и

тесты

с

использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.

Основные этапы развития информационного общества

Этапы

появления

новых

средств

и

методов

обработки

информации,

вызвавших

кардинальные

(существенные) изменения в обществе, называются информационными революциями. При этом общество

переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции

определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития

цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность

накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям.

2

Вторая информационная революция (середина XVI (шестнадцатого) века) связана с изобретением

книгопечатания. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий, которая дала

людям более совершенный способ хранения информации.

Третья информационная революция (конец XIX (девятнадцатого) века) связана с изобретением

электричества,

благодаря

которому

появились

телеграф,

телефон

и

радио,

позволяющие

оперативно

передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен

информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал

появление средств информационной коммуникации.

Четвертая

информационная

революция (70-е

годы

XX

(двадцатого)

столетия)

связана

с

изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров (таблица 1). Это

привело

к

уменьшению

размеров

узлов,

устройств,

приборов,

машин

и

появлению

программно-

управляемых устройств и процессов

Поколения компьютеров Таблица 1

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое

поколение

( с е р е д и н а

4 0 - х

-конец 50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ

отличаются

огромными

габаритами,

большим

потреблением

энергии,

малым

быстродействием,

низкой

надежностью.

Программирование ведется в кодах.

Второе

поколение

( к о н е ц

5 0 - х

-

середина 60-х годов)

Полупроводниковые

элементы, транзисторы

Улучшены все технические характеристики.

Для

программирования

используются

алгоритмические языки.

Третье

поколение

( с е р е д и н а

6 0 - х

-конец 70-х годов)

Интегральные

с хе м ы ,

многослойный

печатный

монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение

и х

н а д е ж н о с т и ,

у в е л и ч е н и е

производительности. Возможность доступа с

удаленных терминалов.

Четвертое поколение

(конец 70-х годов по

настоящее время)

Микропроцессоры,

большие

интегральные

схемы

Улучшены

технические

характеристики.

М а с с о в ы й

в ы п у с к

п е р с о н а л ь н ы х

компьютеров.

Перспективы

развития

Мощные

многопроцессорные

вычислительные

системы

с

высокой

производительностью;

создание

дешевых

микрокомпьютеров;

разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение компьютерных

сетей

во

все

сферы

и

их

объединение;

распределенная

обработка

данных; повсеместное использование компьютерных информационных

технологий.

Задание для самостоятельной работы на занятии

Заполните таблицу:

Этап развития

информационного общества

Новые средства и методы,

появившиеся на этом этапе

Новые возможности

Пример заполнения:

Первая информационная

революция

Появление письменности

Новая форма накопления знаний

3

Этапы развития технологий, обработки и хранения информационных ресурсов:

Этапы развития технологий, обработки и хранения информационных ресурсов:

1-й

этап

(до

второй

половины

XIXв.(девятнадцатого))

“ручная”

информационная

технология.

Инструменты данной технологии: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным

способом

путем

переправки

через

почту

писем,

пакетов,

депеш.

Основная

цель

технологии

представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) – “механическая” технология, инструменты данной технологии: пишущая

машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная

цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. ХХ в.) – “электрическая” технология, инструментарий которой составляли: большие

ЭВМ

и

соответствующее

программное

обеспечение,

электрические

пишущие

машинки,

ксероксы,

портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы

представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) – “электронная” технология, основным инструментарием которой становятся

большие

ЭВМ

и

создаваемые

на

их

базе

автоматизированные

системы

управления

(АСУ)

и

информационно-поисковые

системы

(ИПС),

оснащенные

широким

спектром

базовых

и

специализированных программных комплексов. На данном этапе была подготовлена профессиональная,

психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – “компьютерная” (“новая”) технология основным инструментарием которой

является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного

назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании

систем

поддержки

принятия

решений

определенными

специалистами.

Подобные

системы

имеют

встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном

компьютере

и

используют

телекоммуникации.

В

связи

с

переходом

на

микропроцессорную

базу

существенным

изменениям

подвергаются

и

технические

средства

бытового,

культурного

и

прочего

назначений.

Начинают

широко

использоваться

в

различных

областях

глобальные

и

локальные

компьютерные сети.

Информационные ресурсы

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся

товаром,

стоимость

которого

на

рынке

сопоставима

со

стоимостью

традиционных

ресурсов.

В

Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные

ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и

массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и

искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в

любой форме, на любом носителе информации.

4

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы,

аналогичные

по

значимости

материальным,

сырьевым,

энергетическим,

трудовым

и

финансовым

ресурсам.

Между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие: всякий ресурс,

кроме информационного, после использования исчезает (сжигается топливо, расходуются финансы и т.п.),

а

информационный

ресурс

остается

«неуничтожимым»,

им

можно

пользоваться

многократно,

он

копируется без ограничений.

Информационные ресурсы классифицируют по различным признакам, на пример:

по источнику создания;

по степени доступа (публичная или закрытая информация с ограниченным доступом);

по

целевому

назначению

(личные;

корпоративные;

бизнес-ресурсы;

политиче ские;

образовательные; культурные и т.д.)

по содержанию (тематические и научные публикации; справочная информация; реклама; новости;

деловая информация; социально-политическая и юридическая информация; потребительская и т.д.)

по способу представления и виду носителя (книги, газеты, журналы, магнитные и электронные

носители (аудио- и видеозаписи, фото- и кинопленка, компакт-диски и т.д.);

по форме собственности (частная, государственная и муниципальная, федеральная, национальное

достояние);

по

способу

организации

и

хранения

(библиотеки,

фонды,

архивы,

базы

данных,

массивы

документов и автоматизированных форм);

по языковому и национально-территориальному или географическому признаку и т. д.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

превратить

деятельность

по

оказанию

информационных

услуг

в

глобальную

человеческую

деятельность;

сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен

сравнительно недорогой доступ;

повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах,

промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Вывод- главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных

условий для создания информационных ресурсов.

Используемая литература:

1.

Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп.

- М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.

2.

Кудинов,

Ю.И.

Основы

современной

информатики:

учебное

пособие

/

Ю.И.

Кудинов,

Ф.Ф.

Пащенко. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 256 с.

3.

Практикум по информатике: учебное пособие / Н.М. Андреева, Н.Н. Василюк, Н.И. Пак, Е.К.

Хеннер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 248 с.

5



В раздел образования