Автор: Самолюк Инна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Елочка"
Населённый пункт: п. Седаново, Усть-Илимский р-он, Иркутская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Гостья - Матушка природа"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе
Тема: «Гостья Матушка природы»
Составил: Самолюк И.Е.
Воспитатель МКДОУ «Елочка»
Цель: Создать условия для познавательного развития ребенка.
Задачи:
Образовательные:
(ЗУН) Продолжать формировать представление детей о свойствах воздуха, воды земли их роли;
Устанавливать причинно – следственные связи на основе опытов;
Воспитывать желание заботиться о чистоте воздуха, земли, воды.
Развивающие:
Формировать опыт деятельности.
Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию, моторику, речевую активность.
Формирование бережного отношения к окружающему миру.
Развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, память.
Развивать интерес к совместной деятельности, активизировать субъективный опыт детей.
Воспитательные:
(ценностные установки)
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Виды детской деятельности:
Эксперементирование,
Образовательные продукты:
Эксперементы с землей, водой, воздухом.
Оборудование: Интерактивная доска, экран, ноутбук (для просмотра презентации),
- видеофильм «Живи и здравствуй, край родной!»;
- музыкальное сопровождение;
- 2 банки с водой (чистой, грязной), 2 банки с землей, салфетки, стаканы, трубочки для коктейля, столы, стульчики, полиэтиленовые пакеты,
коробочка.
Предварительная работа: Наблюдения за разнообразием и красотой зимнего, весеннего, летнего, осеннего пейзажа.
Беседы с детьми о явлениях природы.
Проведение опытов с водой, снегом, льдом. Рассматривание дидактических картин на тему природы. Экскурсия в МКУК ЦД Просмотр
презентаций. Чтение литературных произведений о природе. Заучивание стихотворений и загадок наизусть. Приглашение в гости поэтессы
Самолюк Л.Г. (чтение стихотворений, сказок, загадок собственного сочинения). Разработка плана мероприятий по экологии с сотрудниками
МКУК ЦД.
Структура
Содержание образовательной деятельности
Планируемый
результат
Вводная часть:
Организация детей
установка на предстоящую
деятельность, создание
проблемной ситуации (вход
в деятельность)
Ход занятия
Восп: Звучит музыка. Видеопослание от Матушки природы.
«Дорогие ребята! Я очень хочу, с вами познакомится. Но меня задержала сильная
метель, чтобы она успокоилась, я вам отправила задания. До скорой встречи. Матушка
природы»
Восп: Ребята, значит, к нам гостья спешит. Давайте посмотрим, какие задания нам
отправила гостья? (на столе лежат: коробка, конверт, банки с водой и землей)
Восп: Задания ребят для нас - загадки разгадать сейчас, но прежде, чем к заданьям
приступать, мы правила не будем забывать, когда вас спросят не кричать – красиво
руку поднимать.
1. Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
ветки как рога… (Зима)
2. У второго - синие
Небо и ручьи.
Привлечь внимание
детей и вызвать
интерес к
предстоящей
деятельности.
Продолжать
совершенствовать
диалогическую речь.
Основная часть:
Создание условий для
разнообразной активной
деятельности детей.
Актуализация имеющихся
у детей знаний. Создание
условий для достижения
результатов каждого
ребенка, осуществление
дифференцированного
подхода.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава (Весна)
3. На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака. (Лето)
4. На четвертом- золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
Восп: Молодцы! Хорошо знаете времена года. Сколько времен года? А сейчас какое
время года?
А, как на счет самых нужных веществ на земле, про них отгадать сумеете?
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не утаить? (Вода)
Девочка читает заранее выученное стихотворение:
Развитие
Вода - основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …..(Земля)
Восп: Ребята, а еще очень важный элемент окружающего нас мира – почва. Мы
привыкли ее так называть по имени нашей планеты – Земля. Все мы ходим по земле. В
сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь
пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва – это ее правильное
название.
Восп: Матушка природы отправила вам интересное задание. Ребята, как вы думаете,
как люди загрязняют землю. Давайте посмотрим, что произойдет с землей, если
вылить в нее грязную воду.
Опыт №1 «Загрязнение почвы»
Берем нужные вещества - это вода и земля.
Вопитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках .
Сравнить чем отличается вода? (В одной - чистая, в другой - та, которая остается после
стирки).
Вопросы: Что будет с землей, если ее полить чистой (грязной) водой? Почему?
Воспитатель с детьми проделывает опыт: В большие банки с почвой наливает чистую
(грязную) воду.
Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала
влажной, но чистой). Такая вода может напоить дерево, травинку, во второй почва
загрязнилась: появились пузыри. Если бы вы были на месте дождевого червяка или
крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы
самостоятельности,
инициативы.
Устанавливать
причинно –
следственные связи
на основе опытов.
Воспитывать желание
заботиться о чистоте
воздуха, земли, воды.
Получить
удовлетворение от
выполненных
заданий.
Ребенок открыт
новому, то есть
проявляет
им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили
почву? О чем бы попросили их, если бы умели говорить? Почему?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода. Какая это вода? (она попадает в
землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть
«мертвая вода»- грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится
худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Что мы с вами можем сделать для этого?
Какую бы воду вы назвали живой? (чистую).
Как она попадает в землю? (дождь), а какую мертвой?
Матушка природы приготовила нам подарок.
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы по отгадке догадаетесь, что находится
в коробочке.
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем».
Восп: Как вы думаете: что это за невидимка?
Восп: Так что же находится в этой коробочке?
Дети: воздух.
Восп: Воздух, это то, чем мы дышим.
Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы сможем без
него прожить?
Дети: Нет
Восп: Давайте проверим. Закройте плотно рот, а нос зажмите пальцами. Что вы
чувствуете?
Дети: Дышать трудно, без воздуха можно задохнуться.
Восп: А кому еще нужен воздух?
Дети: Всем. Птицам, животным, насекомым.
А сейчас я предлагаю вам провести опыт, с помощью которого мы можем увидеть,
стремления к
получению знаний,
положительной
мотивации.
Развивать зрительное
и слуховое внимание,
воображение, память.
Развивать интерес к
совместной
деятельности,
активизировать
субъективный опыт
детей.
Объединение детей в
группы. Настрой на
Заключительная часть:
Подведение итогов
деятельности поощрение
детей (выход из
деятельности, учет
индивидуального темпа
ребенка)
услышать и почувствовать воздух.
Опыт № 1
Игра: «Поймаем воздух».
Дети берут в руки полиэтиленовые пакеты, встряхивают их, давая воздуху наполнить
пакет, и закручивают его.
Восп: Почему пакет раздулся?
Дети: пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.
Восп: Воздух, какой?
Дети: прозрачный, невидимый, бесцветный.
Опыт № 2
На столах у каждого есть стаканчик и трубочка для коктейля. При помощи этих
предметов мы увидим воздух. Опустите трубочку в воду. Дуйте через трубочку,
вначале тихо. Что мы увидели в стакане?
Дети: Пузырьки.
Восп: Правильно. Они поднимаются вверх, потому что они легкие. Это пузырьки
воздуха. А теперь дуйте сильнее. Что происходит?
Дети: Буря.
Восп: Мы увидели воздух, а теперь почувствуем его. Возьмите салфетку и помашите
перед собой. Что вы чувствуете?
Дети: Дует ветерок.
Восп: Это воздух движется.
Опыт № 3
Восп: Скажите, а у воздуха есть запах?
Дети: Нет
Восп: Сейчас мы это с вами проверим. Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы
чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Восп: Правильно, этот запах идет от корки.
Давайте сделаем вывод наших опытов:
Воздух – это газ. Он какой?
Дети: Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.
Восп: Вот наши открытия.
Восп: Ребята, а всегда ли воздух нам друг? Где вы можете встретить чистый воздух?
предстоящую работу.
Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.
Чистый воздух это когда дышится легко.
Восп: А грязный воздух может быть?
Дети: Да. На улице, где много машин; рядом с заводом, где из трубы валит дым, где
много мусора.
Звучит запись шума воды, пения птиц, шелест листьев… Заходит Матушка Природы.
Природа: Здравствуйте дети! Я Матушка Природа, пришла я к вам не просто так, а с
подарками: с журчанием воды, голосами птиц, запахами цветов. И принесла я их с
полей и лесов нашей Родины – России.
(просмотр видеофильма о красотах природы родного поселка. Чтение
стихотворения автором Самолюк Л. Г.)
Природа: У нас в доме культуры организован клуб любителей природы. Ребята, а вы
хотите стать юными защитниками природы? Приходите к нам в Дом культуры, но
сначала я хотела узнать, знаете ли вы, как себя нужно вести в лесу? Я задам вам
вопросы, думаю, вы справитесь.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень
понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как
правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились:
“Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты
цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика.
Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не
заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” –
сказал другой. Кто из мальчиков был прав? Почему?
– Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю
рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил
почему. Что рассказал папа Серёже?
Природа: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Формирование
бережного
отношения к
окружающему миру.
Восп. Молодцы хорошо справились с заданием.
Природа: За вами долго наблюдала, и вижу правду, говорят, ребята в садике у вас
помочь природе все хотят.
Природа: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я уверена, что вы будете
природу охранять, мне помогать, я принимаю вас в ряды хранителей природы! И
вручаю вам специальные эмблемы. До новых встреч. Звучит музыка природы.
Матушка природы уходит.
Рефлексия:
Ребята,
если
вам
всё
понравилось,
возьмите
на
память
солнышко,
а
если
не
понравилось – тучку.
Дети берут награды.
Восп: Почему понравилось (не понравилось)? Что бы вы хотели узнать?
Развитие навыков
элементарной
рефлексии.