Напоминание

"Развитие творческих способностей на уроках технологии в начальных классах"


Автор: Савина Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов,воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ "ЛОТОС"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья "Развитие творческих способностей на уроках технологии в начальных классах"
Тема: "Развитие творческих способностей на уроках технологии в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:

« Развитие творческих способностей на

уроках технологии в начальных классах»

Доклад подготовила: Савина Ирина Ивановна

Должность: Учитель начальных классов

Место работы: ЧОУ школа «Лотос»

г. МОСКВА 2018 г.

Российская Федерация

Содержание

Введение……………………………………….………………………………..…3

Глава 1. Особенности психологии детского творчества на уроках

технологии в начальных классах……………………………………………..5

1.1.

Понятие

и

сущность

творчества

и

творческих

способностей…………………………………………………………………..5

1.2. Характеристика условий развития творческих

способностей…………………………………………………………………10

Глава 2

.

Организация уроков технологии и способы развития творческих

способностей

2.1 Организация уроков технологии в начальной школе…………..12

2.2 Характеристика основных направлений развития творческих

способностей на уроках технологии………………………………………14

Заключение………………………………………………………………….18

Введение.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого –

творческая и изобразительная деятельность ребенка в детском саду и школе. В процессе

обработки

разных

материалов

ребенок

испытывает

разнообразные

чувства:

радуется

созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается.Он

приобретает

знания

о

предметах

и

явлениях,

о

средствах

и

способах

их

передачи.

Углубляются

представления

детей

об

окружающем

мир,

они

осмысливают

качества

предметов. Запоминают их характерные особенности и детали, овладевают творческими

навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что творческие занятия способствуют разностороннему

развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А.

Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, педагоги и психологи. Работы специалистов

свидетельствуют,

что

художественно

творческая

деятельность

отвлекает

детей

от

грустных событий,

снимает нервное напряжение, страх. Обеспечивает положительное

эмоциональное

состояние.

Поэтому

так

важно

включать

в

педагогический

процесс

детского сада и школы занятия творческим исскуством.

Руководство детской творческой деятельностью требует от педагога знания специфики

творчества

ребенка,

умения

тактично

способствовать

приобретению

необходимых

навыков.

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой

деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно

новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность

необходимых знаний, навыков, умений и др.) не может. И тем неменее детское творчество

имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества

заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает

такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности

, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность –

это достояние всего общества.

Е. А. Волкова писала: « Воспитание творчества – разностороннее и сложное

воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают

участие

ум

(знания,

мышление,

воображение),

характер

(смелость,

настойчивость),

чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы

должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество,

обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит

дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться,

быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это

поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой

деятельности, определяет такие черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от

привычного обучения.

3

Формирование

этих

черт,

выделенных

ученым

применительно

к

школьникам,

как

показывает многолетний опыт и исследования, может начинаться в дошкольном детстве по

рисованию, лепке, аппликации.

Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, учитель обращает

внимание

на

их

форму,

учит

их

сравнивать

предметы

по

форме,

подчеркивает,

что

предметы одинаковой формы изображаются

сходными способами. Поэтому, овладев

способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной

и др.) в рисунке, аппликации или лепке и получив знания о взаимосвязи формы предмета и

способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при аппликации

(рисовании, лепке) на другие предметы сходной формы.

Вторая черта творчества – видение новой функции предмета (объекта) – как будто

выделена

самой

природой

ребенка.

Она

заложена

в

использовании

детьми

в

игре

предметов – заместителей: когда обычный «кирпичик» из деревянного строительного

набора может использоваться малышом и как расческа, и как кусок мыла, и как молоток, и

т. д. Обыкновенные узкие полоски бумаги в аппликации могут превратиться в бревнышки,

доски, из которых дети смогут создать изображение дома, «построить» лесенку, заборчик,

скамейку, стул, железнодорожное полотно (рельсы, шпалы); изобразить деревья, кусты,

цветы и многое другое.

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей к началу школьного

обучения, но формировать способность к альтернативным решениям нужно и можно. Для

этого необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, лепке и аппликации,

чтобы

изображение

предметов

и

явлений,

способы,

используемые

для

этого,

были

вариативны и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся.

На предложенные педагогом темы дети создают как индивидуальные, так и коллективные

композиции.

Усложнение

изображений

происходит

за

счет

передачи

все

большего

количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей (у дерева много

длинных веточек, на которых лежит снег и т.п.). Это позволяет сформировать у детей

представление о том, что один и тот же предмет (объект) можно изображать по – разному,

закрепить навыки и умения вариативного изображения. Все это способствует развитию

творчества.

Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б. М.

Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность.

Без нее все другие достоинства теряют значение». Этому условию отвечают те замыслы,

которые являются внутренней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая

работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту потребность. У

многих ребят ее не наблюдается, хотя при

организованном вовлечении в творческую

деятельность эти дети обнаруживают иногда незаурядные способности. Следовательно,

возникает большая педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые

рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».

Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые

знания

и

навыки,

приобретаемые

им

в

этот

момент,

чрезвычайно

значимы

для

психического развития личности. Каждый ребенок вкладывает в него свои эмоции и

представления.

Вывод: Творческие занятия способствуют разностороннему развитию личности

ребенка. Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность.

Без нее все другие достоинства теряют значение. Следовательно, возникает большая

педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у

ребенка подлинное желание изобретать. Разумеется, не все черты творчества могут быть

4

развиты у детей к началу школьного обучения, но формировать способность к

альтернативным решениям нужно и можно и это есть задача учителя.

Глава I. Особенности психологии детского творчества на уроках технологии в

начальных классах.

Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно –

образное, наглядно – образное и логическое мышление. Первое опирается на зрительные

представления

и

их

трансформацию

как

средства

решения

мыслительной

задачи.

Известно,

что

вступление

в

новую

стадию

мышления

не

означает

изживание

предшествующей фазы. Прежнее мышление сохраняется у ребенка, помогает развитию

мыслительных

процессов

нового

этапа

и

служит

основой

для

формирования

разнообразных действий и способностей. Более того, наглядно – образное мышление

потребуется при последующем обучении в школе, и для творческой деятельности человека

любой профессии. В подтверждение этого приведем выдержку из рекомендаций в адрес

школьного психолога. « Недостаточный уровень развития образных представлений - одна

из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно

позднее (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного

формирования приходится на

дошкольный и начало младшего школьного возраста.

Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются в этой сфере проблемы, то их

надо постараться как можно скорее компенсировать».

Ученые, исследующие детскую одаренность, подчеркивают, что для способных,

талантливых

детей

характерна

хорошая

память.

Так

А.

Ф.

Лазурский,

рассматривая

механизм

формирования

творческих

качеств

личности,

указывает

на

необходимость

развития

творческого

воображения,

мышления,

внимания,

памяти.

Обязательным

составным компонентом художественно – творческой деятельности, а также условием

роста

соответствующих

способностей

является

интерес

ребенка

к

тому

или

иному

занятию.

Вывод: Для успешного освоения творческой деятельности, постоянного ее развития

и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие,

настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.

1.1 Понятие и сущность творчества и творческих способностей

В данном подразделе раскрываются особенности формирования развития творческих

способностей младших школьников. В связи с этим раскрываются такие понятия, как

«творчество», «способности», «творческие способности», «креативность», выделим

уровни творчества, определим условия развития творческих способностей младших

школьников.

Отметим, что в литературе нет единства в подходах к определению сущности творческих

способностей, их взаимосвязей с интеллектом. Так высказывается мысль о том, что как

таковые творческие способности не существуют (Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу, А.Олох,

А.Таненбаум и др.).

Другая точка зрения состоит в том, что творческая способность является самостоятельным

фактором, не зависимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г.Груббер, Я.А.Понаморев,

К.Тейлор).Третья точка зрения: высокий уровень развития интеллекта предполагает

высокий

5

уровень творческих способностей, и наоборот (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р.Стенрнберг,

Л.Термен). Не до конца изучен вопрос о факторах, влияющих на уровень творческой

деятельности детей. Нет четкого описания особенностей творческой деятельности

мальчиков и девочек, существуют разногласия о вопросе, о темпе их творческого развития.

Г.Кершенштейнер, к примеру, считает, что темп творческого развития у девочек

медленный, чем у мальчиков, отмечает «запаздывание» девочек сравнительно с

мальчиками.

Несмотря на то, что исследователи отмечают важность творческой деятельности младших

школьников в достижении результатов обучения, видит в ней развития личности, в

научной литературе недостаточно и полно описаны конкретные способы организации этой

деятельности, приемы развития творческих способностей младшего школьника.

В психолого-педагогической и методической литературе широко представлены задания,

направленные на творческое развитие ребенка, однако они не приведены в систему, не

разработаны показатели, с помощью которых можно определить к какому виду творческой

деятельности относятся то или иное задание, на какой уровень творческой деятельности

оно ориентируется. Не выявлены педагогические условия, необходимые для развития

творческой деятельности младших школьников на уроке.[8, c. 36]

Государственный стандарт, основные образовательные программы начального

образования ориентированы на развитие творческих способностей школьников, на

воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.

Сегодня, когда в начальном образовании значительное место отводится творчеству

учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности

учащихся начальных классов, определить педагогические условия развития творческой

деятельности младших школьников на уроке.

Далее раскроем основной понятийно-терминологический аппарат исследования и

выясним, что такое творчество, как понимается в психолого-педагогических

исследованиях творческие способности, как соотносятся такие понятия как творческая

способность и креативность. Выясним, что такое «творческая личность»

Творчество - деятельность, порождающая нечто, новое, ранее не бывшее, на основе

реорганизации имеющего опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.

Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно

использование уже существующих знаний; на другом уровне создается новый подход,

изменяющий привычный взгляд на объекты или области знаний.[11, c. 768]

Как отмечает Н.В.Вишняков, творчество - это поиск и открытие личностных жизненных

перспектив. Д.Бернал добавляет, что творчеству можно учиться не хуже, чем всему

другому.

Далее, чтобы выяснить понимание творческих способностей, обратимся к

психологическому словарю и дадим определение понятию «способности».

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся

условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно

связаны с общей направленностью личности, с тем насколько устойчивы склонности

человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей

выражают понятия таланта и гениальности.

6

Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих

достижениях (синоним - одаренность) . Как отмечают ведущие психологи и педагоги,

талант является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не

существует ни теории, ни методов диагностики таланта. Об уровне таланта обычно судят

по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости

продукта с течением времени меняется.

Так как не выработано пока и единой типологии способностей; для их классификации

чаще всего используют несколько критериев:

- по критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на:

сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажетивные;

- по критерию основного вида деятельности: на научные (математические,

лингвистические); творческие (музыкальные, литературные, художественные).

Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с

условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными

деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют

общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству).

Итак, креативность (от лат. - созидание) - творческие способности человека, которые

могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видов деятельности,

характеризовать сущность в целом то есть это «…комплексные возможности ученика в

совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых

образовательных продуктов».

Несколько иное понимание данного термина находим в другом источнике. Креативность -

это характеристика творческих способностей индивида, выражающаяся в готовности к

продуцированию принципиально новых идей. Продукт креативной деятельности является:

во-первых, новым и адекватным по отношению к своей задаче, во-вторых, данная задача

не может быть решена по заранее известному алгоритму.

П.Торренс дает операциональное определение креативности. По его мнению,

креативность включает в себя: повышение чувствительности к проблемам.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют 4 типа креативности:

- наивная (проявляющаяся в дошкольном и младшем школьном возрасте). В этом возрасте

у школьников нет стереотипов, которые надо преодолевать;

- стимульно - продуктивная (деятельность определяется действием внешнего стимула);

- эвристическая (деятельность имеет творческий характер, осуществляется поиск новых

оригинальных или более рациональных способов решения задач);

- подлинная (самостоятельно найденная закономерность выступает в качестве новой

проблемы: ученик умеет думать «около»).

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как

самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой

деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей

младших школьников:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- применение методов организации творческой деятельности.

7

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо

развить следующие умения:

-классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

а) преодоление психологической инерции мышления;

б) оценивание оригинальности решения;

в) сужения поля поиска решения;

г) фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

д) мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Гениальность - высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных),

так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения

личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни

общества, в развитии культуры. От учителя и образовательной системы, в которую

включается ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он

реализовать свой потенциал.

И так, творческие способности - представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о

компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в

настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие

психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с

особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд,

занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим

личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие

таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои

усилия на нахождение единственно правильного решении, а начинают искать решения по

всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство

людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между

двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ

мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими

основными особенностями.

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае

важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может

проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему

законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на

биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет

следующие творческие способности:

- способность видеть проблему там, где ее не видят другие;

8

- способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и

используя все более емкие в информационном отношении символы;

- способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению

другой;

- способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;

- способность легко ассоциировать отдаленные понятия;

- способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

- гибкость мышления;

- способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;

- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

- способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что

привносится интерпретацией;

- легкость генерирования идей;

- творческое воображение;

- способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т.Кудрявцев и В.Синельников, основываясь на

широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук,

искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные

способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей

тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о

ней четкое понятие и может вписать ее в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при

решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а

самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,

в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных

ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности

«поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого

воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм

решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого

потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать,

2. Дивергентное мышление,

3. Гибкость в мышлении и действиях,

4. Скорость мышления,

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые,

6. Богатое воображение,

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений,

8. Высокие эстетические ценности,

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих

способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их

определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество

творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих

способностей детей:

- развитие воображения,

9

- развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков,

В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др) подчеркивают значение

учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной

активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности

учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова,

В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным

структурным элементом содержания образования. Он предполагает: перенос ранее

усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы

ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

Таким образом,творческая личность - личность, обладающая творческой

направленностью, творческими способностями и создающая путем применения

оригинальных способов деятельности объективно или субъективно новее материальные

духовные ценности. Чаще всего творческая личность достигается большого успеха в

музыке, спорте, математике.

1.2 Характеристика условий развития творческих способностей

Рассмотрим, что же относится к педагогическим условиям развития творческой

деятельности младших школьников на уроке:

- осознание учителем творческой деятельности младших школьников как цели обучения;

- включение творческой деятельности в содержание начального образования как его

особого компонента;

- соединение свободы творческой деятельности младших школьников с ее педагогической

организацией и руководством со стороны учителя;

- методы проблемного обучения как ведущие способы организации творческой

деятельности;

- диагностика результатов творческой деятельности младших школьников;

-коррекция творческой деятельности младших школьников.

Указанные педагогические условия развития творческой деятельности младших

школьников на уроке являются необходимыми и достаточными, так как включают в себя

основные элементы целостного учебного процесса: дидактическое целеполагание, отбор

содержания и методов обучения, диагностический педагогический анализ, коррекцию.

Реализация педагогических условий развития творческой деятельности младших

школьников на уроках по одной учебной дисциплине обеспечивает повышение уровня

творческой деятельности учащихся начальных классов на уроках по другим учебным

дисциплинам.

Уровни творческой деятельности, освоенные учащимися, становятся устойчивыми

новообразованиями личности только при целенаправленном, систематическом и

длительном применении педагогических условий развития творческой деятельности

младших школьников на уроке.

10

В целом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании

определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями

являются:

1. физическое и интеллектуальное развитие детей;

2. создание обстановки, определяющей развитие младшего школьника;

3. самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения,

когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;

4. предоставление ученику свободу в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д.;

5. умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к

творчеству.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры,

направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на

развитие творческих способностей;

2. на специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания

творческого характера;

3. управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью

развития в ней воображения детей;

4. использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;

5. работа с родителями.

Важным для нашего исследования считаем выводы, сделанные В.Г.Маранцманом. По его

мнению, при планировании системы уроков важно предусмотреть следующее:

а) тематическое разнообразие уроков;

б) чередование разных видов уроков (беседа, композиция, семинар, викторина, экскурсия,

практикум, консультация и т.д.);

в)чередование приемов активизации самостоятельности учащихся (различного рода

групповые и индивидуальные задания, использование разных видов искусства,

межпредметных связей, технических средств обучения)

Таким образом, изучив основные понятия исследования, рассмотрев различные точки

зрения на сущность проблемы развития творческих способностей младших школьников,

перейдем к изучению особенностей уроков технологии, так как считаем их использование

наиболее эффективным средством развития творческих способностей в учебной

деятельности младших школьников.

В завершение первой главы курсовой работы необходимо отметить, что в литературе

отсутствуют единые подходы, которые бы характеризовали сущность творческих

способностей и то, как они взаимосвязаны с интеллектом.

Творчество является деятельностью, которая порождает что-либо новое путем

использования уже имеющегося опыта, а также комбинируя знания и умения. Выделяют

различные уровни творчества. Один уровень можно охарактеризовать использованием уже

имеющихся знаний, другой же уровень предполагает создание нового подхода.

Под способностями можно рассматривать индивидуально-психологические особенности

11

личности, которые представляют собой условие, способствующее успешному

выполнению какой-либо продуктивной деятельности.

Под талантом понимается высокий уровень развития способностей, которые проявляются

в творческих достижения. Синонимом таланта можно рассматривать одаренность.

Можно выделить следующие условия успешного развития творческих способностей у

детей:

- интеллектуальное и физическое развитие ребенка;

- наличие способствующей развитию младшего школьника обстановки;

- максимальное использование ребенком своих возможностей при самостоятельном

решении тех или иных задач;

- наличие у учащегося свободы при определении им направления деятельности,

продолжительности и дел, а также времени занятия одним делом;

- доброжелательная помощь взрослых, но не подсказка;

- поощрение стремлений ребенка к творческой деятельности, а также создание

благоприятной и комфортной психологической обстановки.

2. Организация уроков технологии и способы развития творческих способностей

2.1 Организация уроков технологии в начальной школе

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания

условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества

в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления

гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного,

образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к

индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в

соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Предмет «Трудовое обучение» в младших классах органически входит в образовательную

область «Технология», поскольку всегда содержательно представлял собой технологию

ручной обработки материалов. Его название полностью соответствует смыслу учебной

деятельности по этому предмету; детей учат трудиться, как трудятся взрослые, т.е. лично

осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все,

что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной

работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс.

Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.

Изучения нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков,

обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит

от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и

использование технических средств обучения.

В зависимости от цели, содержания и выбранных для него методов обучения выделяют

типы уроков: вводный, комбинированный, изучения нового материала, обобщающий,

предметный. При выделении видов необходимо учитывать источник знаний и специфику

деятельности учителя, и познавательную деятельность учащегося. Виды уроков:

объяснительный, лабораторный, телеурок, киноурок, зачетный урок.

12

Вводный урок. Основная дидактическая цель: формирование у учащихся общих

представлений об учебном предмете. Структура урока такова:

1. беседа с целью выявления уровня подготовки учащегося к изучению темы

2. изложение учителем основных задач данной темы и ее ведущих понятий

3. знакомство с методами работы, формами и видами деятельности учащегося в процессе

изучения темы.

Обобщающий урок. Основные функции данного урока, служат целям повторения,

закрепления, систематизации знаний, осмыслению отдельных элементов, систематизация

знаний учащихся и раскрытие важной идеи, темы курса. Структура урока состоит из

следующих этапов:

- постановка задач,

- повторение основного вопроса темы,

- выявление ведущих понятий и систематизация знаний,

- дальнейшее развитие и углубление понятий,

- обсуждение наиболее важного материала темы,

- итог урока.

На всех этапах урока проводится итог.

Урок изучения нового материала. Данный урок раскрывает содержание новой темы,

изучение нового материала. Можно организовать по - разному, в зависимости от его

сложности, уровня подготовки учащихся. В нем могут сочетаться различные методы

работы, обязательным моментом является вводная беседа. творческий способность

мышление урок

Особое место в типологии уроков занимают предметные уроки. Особенностью

предметного урока является работа учащихся с предметами живой и неживой природы.

Особенности предметных уроков:

1. Наличие на уроке конкретного предмета, о котором формируется понятие. Изучение

предмета может быть организовано как индивидуально, так и группами.

2. Сочетание самостоятельной работы класса с объяснением учителя, при этом учитель не

может раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в

результате наблюдений и постановке опыта. Результат экспериментальной деятельности

обязательно фиксируется в виде схем, таблиц, схематичных рисунков.

3. Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки: подбора

оборудования, раздаточного натурального материала и других наглядных пособий.

Готовясь к уроку учителю необходимо определить структуру вида деятельности учащегося

с предметом, сформировать вопросы и задания по теме.

На предметном уроке иногда отсутствует проверка знаний, умений, навыков. Основная

часть урока посвящается изучению нового материала, методами самостоятельной работы

учащихся, после чего проводится закрепление изученного.

Классификация уроков по основному типу обучения следующая:

Традиционный (целью урока является формирование знаний, умений и навыков.

Деятельность учителя на уроке - передача и закрепление знаний по образцу, без

применения содержания знаний).

13

Развивающий (проблемно-поисковый урок: цель формирование мыслительной

деятельности для более эффективного накопления и применения знаний. Деятельность

учителя: выявление метода связывающего изучение понятия в единую систему

обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности. Это уроки общей

методологической направленности рефлексии и контроля).

Интегрированные (цель: формирование целостной мыслительной деятельности на основе

межпредметных и внутрипредметных связей. Деятельность учителя: интеграция

различных видов предметов и знаний).

Интеграция предметов искусства - альтернативная система обучения школьников

предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития

творческих способностей. Интегрированный курс, который охватывает следующие

предметы - изобразительное искусство, литературное чтение, музыку, имеет общие для

каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных

видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся,

фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии

красоты окружающего мира. «Дети мыслят образами, формами, красками, звуками,

ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую

природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Нетрадиционные (цель: развитие познавательного интереса на основе необычных средств

представления учебного материала и включение учащегося в деятельность по частичному

изменению содержания учебного материала. Деятельность учителя: изменение способов в

организации учебной деятельности и содержание изучаемых знаний), но и вызывают у

учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

2.2 Характеристика основных направлений развития творческих способностей на

уроках технологии

Трудовое (технологическое) обучение - обязательное условие и составная часть обучения,

воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы

реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Вопросами трудового (технологического) обучения и воспитания учащихся школ

занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский,

С.Л.Рубинштейн.

Цель трудового (технологического) обучения - воспитание личности учащихся на основе

формирования трудовой деятельности.

М.Левина указывает, на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее

самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе

с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по

дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки,

попробовать себя в роли повара или кулинара, а может быть, ребенку больше понравится

быть актером кукольного театра и одновременно -- хозяином этого театра.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к

аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при

овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют

14

формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется

мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей,

страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество

практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими

руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку).

И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет

ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в

окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах -

необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Т.А.Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей

на уроках труда.

Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он

создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр,

труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной

деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает

эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний,

практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на

художественных занятиях.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в

художественном труде.

Содержание художественного труда первоклассников составляют:

- работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с

тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и

плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений,

декораций, сувениров);

- работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур,

составление декоративных букетов из сухих и живых растений);

- работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур,

игрушек-сувениров, кукольной посуды);

- работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической

пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и

декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал -

бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим

конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги

способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка,

подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию

детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и

размеров комплектующих изделий деталей.

15

Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы.

Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на

части, но затем объединяет их и получает новую форму.

Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает

большие возможности для творчества детей.

Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают

их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с

другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная

белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие

возможности и

перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения

художественных образов и сюжетов.

Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из

каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для

театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве

основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или

цилиндр.

Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного

нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все

новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из

первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая

признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими

природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых

плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы считаем

сорняками. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре.

Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из

природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных

материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они

узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В

дальнейшем, имея определённый опыт, они способны ответить на разнообразные

вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Что растет на соснах и елках? Какие

деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает

большим и маленьким, закругленным и острым? У детей не только обогащается

словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся соотнести с

увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически нет такого природного

материала (за исключением ядовитых растений), который нельзя было бы использовать

для поделок, нет и установленных правил, как его использовать.

Особо выделяются уроки работы с глиной - лепка. Уроки лепки способствуют

формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то

специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми.

Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их

художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и

содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое

внимание уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят

декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы,

16

декоративные маски. Первоклассники знакомятся с народными промыслами. Кроме того,

все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному

искусству, связаны с жизнью. По сравнению с обработкой других материалов работа с

текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет

осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют

свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов,

трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в

сопоставлении и отработке понятий "больше-меньше", "уже", "короче", "длиннее". При

изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой

различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется

геометрический материал, изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся

имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани,

выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками

рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в

зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани

соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет подбор узора для

вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в

обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во

многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при

разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по

сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.

Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами.

Сколько радости получают младшие школьники от сделанной своими руками закладки,

салфетки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей,

друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по из

назначению можно сгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные,

игровые сувениры и подарки.

Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о

качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению

положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями

мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все

основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития

детей.

Такой школьный предмет как «трудовое обучение» достаточно четко вписывается в такую

образовательное область как «технология», так как представляет собой форму

организации обработки тех или иных материалов руками.

На данных уроках педагоги организуют фронтальную, коллективную и индивидуальную

формы организации учебной работы.

Творческие занятия на уроках технологии способствуют развитию художественного вкуса

и логики, формируют пространственное воображение. В процессе обучения дети

нарабатывают мелкую моторику рук, что представляется весьма важным для младших

школьников.

Также необходимо отметить тот факт, что творческие занятия на уроках технологии

способствуют развитию у детей не только фантазии, но дают ребенку значительное

количество практических навыков.

17

Заключение

Творчество является деятельностью, которая порождает что-либо новое путем

использования уже имеющегося опыта, а также комбинируя знания и умения. Выделяют

различные уровни творчества. Один уровень можно охарактеризовать использованием уже

имеющихся знаний, другой же уровень предполагает создание нового подхода.

Под способностями можно рассматривать индивидуально-психологические особенности

личности, которые представляют собой условие, способствующее успешному

выполнению какой-либо продуктивной деятельности.

Под талантом понимается высокий уровень развития способностей, которые проявляются

в творческих достижения. Синонимом таланта можно рассматривать одаренность.

Можно выделить следующие условия успешного развития творческих способностей у

детей:

- интеллектуальное и физическое развитие ребенка;

- наличие способствующей развитию младшего школьника обстановки;

- максимальное использование ребенком своих возможностей при самостоятельном

решении тех или иных задач;

- наличие у учащегося свободы при определении им направления деятельности,

продолжительности и дел, а также времени занятия одним делом;

- доброжелательная помощь взрослых, но не подсказка;

- поощрение стремлений ребенка к творческой деятельности, а также создание

благоприятной и комфортной психологической обстановки.

Такой школьный предмет как «трудовое обучение» достаточно четко вписывается в такую

образовательное область как «технология», так как представляет собой форму

организации обработки тех или иных материалов руками.

На данных уроках педагоги организуют фронтальную, коллективную и индивидуальную

формы организации учебной работы.

Творческие занятия на уроках технологии способствуют развитию художественного вкуса

и логики, формируют пространственное воображение. В процессе обучения дети

нарабатывают мелкую моторику рук, что представляется весьма важным для младших

школьников.

Также необходимо отметить тот факт, что творческие занятия на уроках технологии

способствуют развитию у детей не только фантазии, но дают ребенку значительное

количество практических навыков.

18

Список использованной литературы

1. Бахир В.К. Психодиагностика умственного развития учащихся// Начальная школа. - 2011. -

№ 10.

2. Безрукова В. С. Все о современном уроке: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2014.

3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 2009.-

256с:

4. Гин А. Приемы педагогической техники. - М., Вита-Пресс, 2009.

5. Глазкова Т.А. Организация индивидуальной работы, подгрупповой, коллективной

работы. //Начальная школа. - 2009. - № 10.

6. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках

художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". - 2010.

7. Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978

8. Немов Р.С. Психология. Книга 3. - М., 2009.

9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение,

2011. - 161 с.

10. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2012. - 253 с.

11. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - Минск: «Современное слово», 2011.

- 928 с.

12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х тт. Т.1. - М.: НИИ

«Школьные технологии», 2012. - 816 с.



В раздел образования