Напоминание

"Формирование мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"


Автор: Михайленко Зоя Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Усть - Мильская ООШ"
Населённый пункт: Усть - Майский район, с. Усть - Миль
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




1. Публичное представление собственного инновационного опыта

«Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе

толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда

хочешь, и отвращать ее, откуда хочешь»,- сказал об умении владеть словом

Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, философ и

писатель.

Проработав педагогом 20 лет, стала замечать, что всё меньше времени дети

уделяют вербальному общению друг с другом, всё труднее становится им

выражать свои мысли грамотно, правильно и логично, всё реже мы видим на

уроках заинтересованные взгляды.

В чём причина отсутствия интереса к русскому языку и литературе? Как

повысить учебную мотивацию? Эти вопросы сыграли главную роль в выборе

темы моего самообразования:

«Формирование мотивации учащихся к

изучению русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС».

Проблема мотивации – одна из самых традиционных для любого учителя, так

как безразличное отношение к учёбе было насущной проблемой педагогов во

все времена. Формируя мотивы, мы должны создать условия для появления

внутренних побуждений к учению, стимулировать которые учитель должен

системой психологически продуманных приёмов.

Современная школа не та школа, в которой учитель ещё десять-пятнадцать

лет

назад

с

помощью

доски

и

мела

сам

вкладывал

в

головы

детей

определённую информацию, сообщал тему и ставил цели. Школа нового

века предъявляет совсем другие требования

не только к ученику, но и к

личности

самого

учителя,

так

как

профессиональная

компетентность

педагога играет важную роль на современном этапе развития образования.

На мой взгляд, быть современным учителем – значит занимать активную

жизненную

позицию,

воплощать

в

жизнь

новые

технологии

обучения

и

воспитания, постоянно быть в курсе педагогических новинок, творить и не

останавливаться

на

достигнутом.

Такой

учитель

должен

воспитать

достойную

смену

учеников,

умеющих

ставить

перед

собой

цели

и

достигать их, планировать свои действия, использовать в образовательной и

социальной

практике

универсальные

учебные

действия,

т.

е.

творческих

людей с высоким образовательным потенциалом, способных к принятию

нестандартных решений.

Но

чтобы

научить

детей

учиться,

заинтересовать

предметом,

нужно

сформировать

мотивационную

сферу,

поэтому

сначала

попробуем

разобраться с понятием «мотивация».

Мотивация – это процессы, определяющие движение к намеченной цели, а

также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или

пассивность поведения. Процесс управления мотивационными процессами

называют

мотивированием,

т.

е.

созданием

условий

для

развития

собственных мотивов учеников.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной

активности.

(Дети

стремятся

успешно

выполнять

все

предъявляемые

школьные требования, добросовестно относятся к учёбе.)

2.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно

справляются

с

учебной

деятельностью.)

Подобный

уровень

мотивации

является средней нормой.

3.

Третий

уровень

положительное

отношение

к

школе,

но

школа

привлекает таких детей внеурочной деятельностью. (Детям больше нравится

общаться в школе)

4.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают

школу

неохотно,

предпочитают

пропускать

занятия.

На

уроках

часто

занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в

учебной деятельности.)

5.

Пятый

уровень

негативное

отношение

к

школе,

школьная

дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они

не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении

с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)

При создании условий для повышения мотивации следует помнить, с детьми

какого

возраста

вы

работаете,

ведь

каждая

возрастная

группа

характеризуется своими психологическими особенностями.

Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная

активность, условия для личностного развития создаются преимущественно

во внеклассной и внешкольной деятельности. Развитие личности происходит

преимущественно через межличностное общение.

Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие

коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в

учебной деятельности.

Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем школьном звене

связаны

с

созданием

и

поддержанием

условий

активной

реализации

школьников в общении и социально направленной активности.

Старшеклассники смотрят на себя как бы со стороны, сопоставляют себя с

другими

взрослыми

и

сверстниками,

ищут

критерии

такого

сравнения.

Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к

ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном.

Условия

для

личностного

развития

создаются

в

процессе

социально

ориентированной

активности

и

учебно-профессиональной

деятельности.

Предпочитаемый учитель для старшеклассников — тот, который обращается

на

равных

и

обеспечивает

условия

успешности

в

социально

значимых

условиях.

Первым этапом в работе по повышению мотивации считаю определение

уровня учебной мотивации и выявление состояния познавательной, волевой и

эмоциональной

сфер

ребёнка

с

помощью

психологических

диагностик

с

целью

получения

общего

представления

о

сформированности

учебной

мотивации.

Важным

этапом

в

стимулировании

познавательного

интереса

является

позитивная

психологическая

атмосфера

урока,

демократический

стиль

общения

педагога,

ситуация

сотрудничества

и

сотворчества

ученика

и

учителя, включение обучающегося во все виды деятельности, обеспечение

педагогической поддержкой всех учеников.

Создание

на

уроке

ситуации

успеха

является

основой

для

проявления

активности ребёнка, его мотивированного обучения. Размышляя о пользе

стимулирования,

Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет

способности к чему-то, и что он делает всё совершенно неправильно, и вы

лишите

его

почти

всяких

стимулов

для

самосовершенствования.

Но

примените

противоположный

метод:

будьте

щедры

в

своем

поощрении,

создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного,

дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что

у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до

рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».

Вторым

этапом

в

развитии

мотивационной

сферы

учащихся

для

меня

является

планирование

урока,

которое

осуществляю,

руководствуясь

методическими рекомендациями по проектированию современного урока в

условиях реализации ФГОС.

Мои ученики умеют самостоятельно ставить цели урока, планировать свои

действия и прогнозировать результаты, оценивать себя и товарищей в работе.

Осуществляя системно-деятельностный подход в обучении, никогда не даю

детям знания в готовом виде, стремлюсь к тому, чтобы на каждом уроке,

оказавшись в проблемной ситуации, ребёнок совершал маленькие открытия,

ведь, как говорил В. А. Сухомлинский: «Ребенок должен быть уверен, что

успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы

эффективной она не была, все равно должна быть

скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью

подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть».

Данное построение урока, на мой взгляд, позволяет воспитывать личность

нового

времени;

человека,

умеющего

самостоятельно

добывать

нужную

информацию, планировать свои действия и видеть цели.

Третьим

шагом

в

работе

учителя

по

формированию

мотивации

считаю

изучение

современных

методов

и

приёмов

обучения

предмету

и

выбор

наиболее интересных и значимых для конкретного учителя.

В своей работе применяю следующие методы и приёмы, активизирующие

познавательную деятельность:

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

«научился» - осознание результативности деятельности.

Прогнозирование

Ребята прогнозируют дальнейшее развитие сюжета на уроках литературы

Составление

плана,

схем,

опорных

конспектов

посредством

разных

графических символов, тезисного и вопросного планов.

Чтение с остановками

Инсерт (чтение с пометами)

Я использую следующие пометы:

! – это интересно,

__ - важная деталь.

Синквейн

Данный приём использую, когда нужно обобщить сведения о чем-либо или о

ком-либо.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема

синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, следующий синквейн написала ученица во время изучения темы

«Русский язык в современном мире»

Язык

Русский, богатый, прекрасный.

Живёт, развивается, радует.

Я люблю русский язык!

Богатство!

Проектная и исследовательская деятельность

Создание учащимися литературных произведений.

Мои ученики очень любят писать сказки, сочинять загадки, стихи. Развивая

воображение, мы прививаем любовь к языку, формируем умение владеть

всеми языковыми средствами.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на

начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

знаний,

он

позволяет

выяснить

все,

что

знают

или

думают

ученики

по

обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в

которой условно будет собрано (записано учителем) все то, что все ученики

вместе знают об изучаемой теме.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос

предполагает ответ развернутый.

После

изучения

темы

учащимся

предлагается

сформулировать

по

три

«тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.

Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»

вопросов.

Приём “Лови ошибку”

Учитель

предлагает

учащимся

информацию,

содержащую

неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,

спорят, совещаются, говорят своё решение учителю.

Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в

парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.

Прием «Ключевые слова»

Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом «ключевые слова»,

по

которым

учащиеся

придумывают

рассказ

или

расставляют

их

в

определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут

подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.

В основном применяемые методические приемы относятся к технологии

критического

мышления,

которая

способствует

не

только

формированию

универсальных учебных действий, но и возникновению интереса у детей к

предмету.

Использование мультимедийных презентаций.

Кроме указанных приёмов, которые учитель всегда может использовать на

уроке,

положительно

сказывается

на

формировании

мотивации

использование проектной деятельности, участие в различных конкурсах и

олимпиадах по предмету и включение в образовательный процесс ИКТ.

Таким образом,

сформировать мотивацию к изучению русского языка и

литературы

педагог

может,

используя

все

современные

педагогические

новинки,

свои

познания

в

педагогике

и

психологии

и,

самое

главное,

испытывая огромное желание заинтересовать ребят своим предметом.



В раздел образования