Автор: Устинова Надежда Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14 г. Тайшета
Населённый пункт: Тайшет
Наименование материала: статья
Тема: Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся
Раздел: среднее образование
Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие
развития творческих способностей учащихся
Уроки
развития
речи
- это
уроки
творчества. На
них
должна
проявляться
индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.
Эффективность
учебного
процесса
определяется,
в
конечном
счете,
характером
деятельности
учителя.
Если
учитель
не
сумел
вызвать
и
организовать
творческую
деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не
добьётся.
Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по
развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:
- изложения (подробные и сжатые, полные и выборочные, изложения с творческими
заданиями, изложения с элементами сочинения и т.д.);
-
сочинения,
которые
необходимо
планировать
в
соответствии
с
изучаемым
грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе (от
небольших
работ
творческого
характера
(миниатюр)
к
большим
сочинениям
на
специальных уроках по развитию речи);
- работа по развитию речи на основе иллюстративного материала. Речевые ситуации,
созданные
с
помощью
слова
учителя
и
средств
наглядности,
являются
ситуациями
воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от учителя и ученика требуется
немалая доля творчества.
Более подробно скажем о следующих видах творческих работ:
1. творческий пересказ, творческое изложение - вид устного или письменного
изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.
Возможные творческие изменения и дополнения:
- изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола для пересказа от
лица одного из персонажей);
- продолжение сюжета, продолжение судьбы героя;
- развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и
пр.;
- перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую
форму (драматизация) или составление киносценария;
- составление рассказа по аналогии с прочитанным.
2.
Ситуативные
упражнения
на
уроках
развития
речи стимулируют
речевую
активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить
ученикам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе.
3. Творческий диктант – вид упражнения по развитию самостоятельной связной
речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии.
Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со
свободным
диктантом. Он
служит
одновременно
задачам
развития
речи
и
обучения
правописанию.
В заключение следует отметить, изучив проблему развития творческих способностей
на уроках русского языка и литературы по развитию речи, мы можем сказать, что наиболее
эффективным
в
формировании
творчества
является
обучение,
не
ограничивающееся
сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на
развитие познавательных процессов и творческой активности.
При проведении уроков развития речи следует опираться на общедидактические
принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие
педагогическую
практику
при
обучении
основам
наук:
принципы
научности,
сознательности
и
активности,
систематичности
и
последовательности,
наглядности,
доступности, прочности, связи теории с практикой. Особую актуальность в данной работе
приобретает принцип индивидуального подхода к обучающимся, обеспечивающий условия
для развития их индивидуальных задатков, интересов и творческих способностей.
В
целях
развития
творческих
способностей
при
обучении
русскому
языку
и
литературе
необходимо
соблюдать
и
такое
условие
-
создание
на
уроке
атмосферы
творчества и сотрудничества. Каждый учитель знает, как для успеха необходимо обоюдное
понимание “учитель-ученик”, “ученик-учитель”.
Наглядно покажу работы учащихся:
Сочинение на тему «Моя любимая игрушка»
Стихотворение -сочинение «Мой Пушкин»
Письмо «Асе»по роману И.С. Тургенева
Работ по организации развитии речи очень много, я вам привела примеры некоторых из
них.