Напоминание

Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся


Автор: Устинова Надежда Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14 г. Тайшета
Населённый пункт: Тайшет
Наименование материала: статья
Тема: Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие

развития творческих способностей учащихся

Уроки

развития

речи

- это

уроки

творчества. На

них

должна

проявляться

индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

Эффективность

учебного

процесса

определяется,

в

конечном

счете,

характером

деятельности

учителя.

Если

учитель

не

сумел

вызвать

и

организовать

творческую

деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не

добьётся.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по

развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:

- изложения (подробные и сжатые, полные и выборочные, изложения с творческими

заданиями, изложения с элементами сочинения и т.д.);

-

сочинения,

которые

необходимо

планировать

в

соответствии

с

изучаемым

грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе (от

небольших

работ

творческого

характера

(миниатюр)

к

большим

сочинениям

на

специальных уроках по развитию речи);

- работа по развитию речи на основе иллюстративного материала. Речевые ситуации,

созданные

с

помощью

слова

учителя

и

средств

наглядности,

являются

ситуациями

воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от учителя и ученика требуется

немалая доля творчества.

Более подробно скажем о следующих видах творческих работ:

1. творческий пересказ, творческое изложение - вид устного или письменного

изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.

Возможные творческие изменения и дополнения:

- изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола для пересказа от

лица одного из персонажей);

- продолжение сюжета, продолжение судьбы героя;

- развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и

пр.;

- перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую

форму (драматизация) или составление киносценария;

- составление рассказа по аналогии с прочитанным.

2.

Ситуативные

упражнения

на

уроках

развития

речи стимулируют

речевую

активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить

ученикам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе.

3. Творческий диктант – вид упражнения по развитию самостоятельной связной

речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии.

Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со

свободным

диктантом. Он

служит

одновременно

задачам

развития

речи

и

обучения

правописанию.

В заключение следует отметить, изучив проблему развития творческих способностей

на уроках русского языка и литературы по развитию речи, мы можем сказать, что наиболее

эффективным

в

формировании

творчества

является

обучение,

не

ограничивающееся

сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на

развитие познавательных процессов и творческой активности.

При проведении уроков развития речи следует опираться на общедидактические

принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие

педагогическую

практику

при

обучении

основам

наук:

принципы

научности,

сознательности

и

активности,

систематичности

и

последовательности,

наглядности,

доступности, прочности, связи теории с практикой. Особую актуальность в данной работе

приобретает принцип индивидуального подхода к обучающимся, обеспечивающий условия

для развития их индивидуальных задатков, интересов и творческих способностей.

В

целях

развития

творческих

способностей

при

обучении

русскому

языку

и

литературе

необходимо

соблюдать

и

такое

условие

-

создание

на

уроке

атмосферы

творчества и сотрудничества. Каждый учитель знает, как для успеха необходимо обоюдное

понимание “учитель-ученик”, “ученик-учитель”.

Наглядно покажу работы учащихся:

Сочинение на тему «Моя любимая игрушка»

Стихотворение -сочинение «Мой Пушкин»

Письмо «Асе»по роману И.С. Тургенева

Работ по организации развитии речи очень много, я вам привела примеры некоторых из

них.



В раздел образования