Авторы: Александрова Любовь Семеновна, Ибатова Фаниля Гафуановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №110"
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: 2. Комбинированный урок по физике и ПДД "Механическое движение".
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа №110»
Советского района городского округа город Уфа РБ
Комбинированный урок физики и ПДД по теме:
«Механическое движение»
7 класс
Составили и провели:
учителя физики
Александрова Любовь Семеновна,
Ибатова Фаниля Гафуановна
Уфа-2017
Тема: «Механическое движение»
ЦЕЛИ УРОКА:
— опираясь на знание физических законов, выработать осознанную
необходимость соблюдения Правил дорожного движения;
— воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь
людей, живущих рядом;
— развивать творческие способности, коммуникабельность, умение работать в
группе.
ХОД УРОКА:
1.
Приветственное слово учителя к участникам семинара. Озвучивание темы и
целей.
2.
Повторение основных понятий темы: «Механическое движение»
Вопросы:
1.Какое движение называется механическим движением?
( Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с
течением времени)
2.Какие виды механического движения вам известны?
(равномерное и неравномерное)
3. Какое движение называется равномерным? Неравномерным?
4. Чем отличаются эти движения?
(скоростью)
3.
Понятие скорости (просмотр видеоролика)
4.
В каких единицах в физике измеряется физическая величина скорость?
5.
Каким образом осуществляется переход между этими единицами?
( на доске задание по переводу)
6.
Какой дорожный знак содержит информацию о скорости движущегося
объекта?
(знак ограничения скорости)
7.
А есть ли такой знак возле нашей школы?
8.
С какой скоростью могут двигаться автомобили возле нашей школы
Задание 1
По улице Губайдуллина спускаются грузовик и легковой автомобиль со
скоростью указанной на вашем рисунке. Какой из них нарушает правила
дорожного движения?
(Дорожная схема вокруг школы).
9.Какие еще знаки есть возле школы?
Знак пешеходного перехода, светофор и стоп линия.
Что должен сделать водитель, увидев пешеходов на переходе?
А о чем должны помнить пешеходы?
Почему автомобиль не может остановиться мгновенно?
Что такое инерция?
Как называется расстояние, которое проходит автомобиль до остановки?
Задание 2 «Пешеходный переход»
Рассчитать какой путь пройдет автомобиль, если он движется со скоростью
40 км/ч пока водитель среагирует на препятствие? Время реакции от 0,5с до
1,2с.
Если скорость автомобиля увеличить, что произойдет тормозным путем?
9.
От
каких
еще
величин
зависит
тормозной
путь?
Почему
автомобиль
останавливается?
10.Задание 3 «Сила трения»
Давайте вспомним от чего зависит сила трения ? (от веса и поверхности).
Вам
предлагается
набор
и
тел
с
помощью
которых
можно
изучить
зависимость силы трения от различных ситуаций. Вы должны провести
опыты и измерить силу трения. Результаты измерений занесите в таблицу:
№ опыта
поверхность
1 груз
2 груза
3 груза
1
гладкая
2
шершавая
Ребята мы с вами рассмотрели знаки, которые должен знать водитель, но
есть знаки, которые необходимо знать пешеходу .(знаки для пешеходов)
11.Скоро
закончиться
зима,
растает
снег
и
многие
из
вас
сядут
за
руль
велосипеда. Давайте посмотрим а знаете ли правила, которые должен знать
должен и соблюдать велосипедист?
12.
Задание «Правила для велосипедистов»
Если вы согласны с утверждением - поднимите руку.
1.
Запрещается ездить на велосипеде с неисправным рулем. (да)
2.
Разрешается ездить по тротуарам. (да или нет)
3.
Разрешается ездить, не держась за руль. (нет)
4.
Запрещается перевозить пассажиров старше 7 лет.(да)
5.
Разрешается ездить по дороге без световых приборов.(нет)
6.
Запрещается ездить без звукового сигнала.(нет)
7.
Ездить по дорогам на велосипеде разрешено с 14 лет.(да)
8.
Запрещается ездить парами по ширине дороги.(да)
13.Давайте проверим с помощью теста, как вы усвоили тему урока.
1. Почему в населённых пунктах существуют ограничения на скорость
движения транспорта?
А. Так положено.
Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным
переходом или на перекрёстке.
В. При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным
переходом или на перекрёстке.
2. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?
А. Дворовые территории.
Б. Места около школ, детсадов и пр.
В. Нерегулируемые перекрёстки.
3. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?
А. Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.
Б. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.
В. Тормозной путь от скорости движения не зависит.
4. По какой стороне должен двигаться пешеход по дороге, где нет тротуара?
А. По правой, в сторону движения транспорта.
Б. По левой, навстречу транспорту.
В. Не имеет значения.
5. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
А. С 12 лет.
Б. С 14 лет.
В. С 16 лет.
6. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
А. Можно перебегать, если быстро бегаешь.
Б. Ни одна машина мгновенно остановиться не может.
7. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу?
А. Обойдёте автобус впереди.
Б. Обойдёте автобус сзади.
В. Дождётесь, когда автобус уедет, и только потом перейдёте дорогу.
8. Какое правило нужно соблюдать, находясь в автомобиле в качестве
пассажира?
А. При движении можно открывать дверь автомобиля.
Б. При движении автомобиля нельзя отвлекать водителя разговорами.
В. При движении автомобиля нельзя открывать окна.
Проверим ваши ответы. Правильные ответы: 1 — В; 2 — А, Б, В; 3 — Б; 4 — Б;
5 — Б; 6 — Б; 7 — В; 8 — Б.
Итог урока
Мы сегодня с вами не только повторили основные физические
понятия, такие как скорость, тормозной путь, инерция и трение, но и
рассмотрели их практическое применение, повторили правила
дорожного движения и дорожные знаки.
Надеюсь, что данные знания помогут вам в жизни.