Автор: Воробьева Юлия Валерьевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МАУ ДО "Агалатовская школа искусств"
Населённый пункт: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Агалатово, д.160
Наименование материала: Реферат
Тема: "История гитарного искусства"
Раздел: дополнительное образование
Реферат на тему:
«История гитарного искусства»
Работу выполнила:
Воробьева Ю.В.
МАУДО «Агалатовская школа искусств»
История гитарного искусства.
Гитара – один из самых популярных инструментов во многих странах
мира.
История
гитарного
искусства
наполнена
богатыми
событиями,
творческими
поисками,
постоянным
совершенствованием
и
самого
инструмента
и
техники
игры
на
нем.
ХХ
век
–
время
нового
расцвета
гитарного
искусства,
затрагивающего
все
его
сферы:
сочинение
музыки,
исполнительство,
педагогику.
Гитара
занимает
равноправное
наряду
с
другими
место
на
концертной
эстраде,
с
помощью
радио,
телевидения,
различных записей на аудио-носителях она вошла в быт сотен миллионов
людей. В разных странах проводятся международные конкурсы и фестивали
гитаристов,
классы
гитары
открыты
во
многих
академиях
музыки
и
консерваториях,
функционируют
многочисленные
общества
и
ассоциации
исполнителей, издается специальная книжная и нотная литература.
Свой внешний вид, близкий к современному, гитара приняла лишь в
XVIII веке. Ее предшественники – такие щипковые инструменты, как лютня,
лира, греческая кифара, итальянская виола и испанская виуэла.
В настоящее время существует несколько основных разновидностей
гитары:
классическая
шестиструнная
(«испанская»),
семиструнная
(«русская»), а также «гавайская», джаз-гитара, электрогитара.
Родиной шестиструнной гитары является Испания, семиструнной –
Россия.
Слово «гитара» арабского происхождения.
В конце ХV века состоятельные семьи Испании начинают соперничать
между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней
и
другими
щипковыми
инструментами
становится
популярным
инструментам при дворах.
В культурной жизни Испании, начиная с XVI века, дольшую роль
сыграли
многочисленные
ассоциации,
академии,
кружки
и
салоны,
собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких
салонов.
С XVI
века
увлечение
щипковыми
инструментами
проникает
в
глубокие массы. Для них создается большое количество литературы таких
композиторов, как: Милан, Корбетто, Фуенльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и
другие.
Пройдя
большой
путь
развития,
гитара
приняла
современный
внешний
вид.
До XVIII в. она была меньше размером и корпус ее был
довольно
узким
и
вытянутым.
К
середине XIX
в.
гитара
получила
окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со
строем: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми. Из Испании гитара была завезена в
западноевропейские
страны
и
Америку,
где
завоевала
большую
популярность.
Столь широкое распространение гитары объясняется главным образом
тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло,
аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в
оркестре и ансамбле.
В конце XVIII в. в Испании появляются композиторы и виртуозы
Ф. Сор и Д. Агуадо, в Италии – М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли,
М.
Каркасси
и
другие.
Они
создают
литературу
для
этого
инструмента,
начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.
Д о XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее
можно было встретить лишь в богатых домах случайно привезенной из-за
границы.
Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина, жившего в
России
в XVIII в. Он писал о том, что гитара в Росси распространилась
медленно, но с появлением среди других гастролеров гитаристов-виртуозов
Цани
де
Ферранти,
Ф.
Сора,
М.
Джулиани
и
других
этот
инструмент
завоевывает
себе
симпатии
и
получает
широкое
распространение.
Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров
и другие, успешно концертирующие в России и за границей.
Гитара
оставила
яркий
след
в
музыкальном
искусстве
России.
В
произведениях композиторов 30-50 х гг. прошлого века явно ощущается ее
влияние. Фортепианианное сопровождение многих романсов М. Глинки и
А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения.
В начале ХХ в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-
любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к
инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических
возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым
пренебрежением.
Знаменитый
гитарист
Марк
Данилович
Соколовский
после
блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России,
после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою
жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист
с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел
возможность давать лишь частные уроки.
Не менее известный гитарист Николай Петрович Макаров, гитарист-
концертант,
тоже
старался
доказать,
что
этот
инструмент
заслуживает
большого внимания. В 1856 г. он попытался организовать Всероссийский
конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров,
изготовляющих
эти
инструменты.
Таким
путем
он
рассчитывал
выявить
новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но
это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же
осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.
Лишь после Великой Отечественной Октябрьской социалистической
революции
были
созданы
все
условия
для
развития
различных
жанров
искусства.
Открылись
многочисленные
музыкальные
школы
и
консерватории.
Советский
народ
с
большим
энтузиазмом
приобщался
к
искусству.
В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру
на гитаре. Одним из первых педагогов на шестиструнной гитаре были
П.С. Агафошин и П.И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было
введено в Московской, Киевской и других консерваториях.
Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов
занялась педагогической деятельностью, другая – исполнительством.
Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874 г. Более сорока лет он
проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 г. он
вел класс гитары в музыкальном училище им. Октябрьской революции и
Московской государственной консерватории. Многие советские гитаристы
являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре»,
изданная в 1928 г. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной
гитары
и
шесть
альбомов
собственных
транскрипций
и
композиций
выпущены в 1930-1950 гг.
В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных
заведениях не преподавалась.
В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних
курсах
музыкального
образования
при
музыкальной
школе
им.
Стасова.
Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.
В
1960
г.
в
музыкальном
училище
при
консерватории
введено
обучение игре на гитаре.
Многие
крупные
композиторы
создали
и
создают
немало
оригинальных сочинений для гитары.
Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее
признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое
участие в развитии этого замечательного инструмента.