Напоминание

"История гитарного искусства"


Автор: Воробьева Юлия Валерьевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МАУ ДО "Агалатовская школа искусств"
Населённый пункт: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Агалатово, д.160
Наименование материала: Реферат
Тема: "История гитарного искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Реферат на тему:

«История гитарного искусства»

Работу выполнила:

Воробьева Ю.В.

МАУДО «Агалатовская школа искусств»

История гитарного искусства.

Гитара – один из самых популярных инструментов во многих странах

мира.

История

гитарного

искусства

наполнена

богатыми

событиями,

творческими

поисками,

постоянным

совершенствованием

и

самого

инструмента

и

техники

игры

на

нем.

ХХ

век

время

нового

расцвета

гитарного

искусства,

затрагивающего

все

его

сферы:

сочинение

музыки,

исполнительство,

педагогику.

Гитара

занимает

равноправное

наряду

с

другими

место

на

концертной

эстраде,

с

помощью

радио,

телевидения,

различных записей на аудио-носителях она вошла в быт сотен миллионов

людей. В разных странах проводятся международные конкурсы и фестивали

гитаристов,

классы

гитары

открыты

во

многих

академиях

музыки

и

консерваториях,

функционируют

многочисленные

общества

и

ассоциации

исполнителей, издается специальная книжная и нотная литература.

Свой внешний вид, близкий к современному, гитара приняла лишь в

XVIII веке. Ее предшественники – такие щипковые инструменты, как лютня,

лира, греческая кифара, итальянская виола и испанская виуэла.

В настоящее время существует несколько основных разновидностей

гитары:

классическая

шестиструнная

(«испанская»),

семиструнная

(«русская»), а также «гавайская», джаз-гитара, электрогитара.

Родиной шестиструнной гитары является Испания, семиструнной –

Россия.

Слово «гитара» арабского происхождения.

В конце ХV века состоятельные семьи Испании начинают соперничать

между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней

и

другими

щипковыми

инструментами

становится

популярным

инструментам при дворах.

В культурной жизни Испании, начиная с XVI века, дольшую роль

сыграли

многочисленные

ассоциации,

академии,

кружки

и

салоны,

собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких

салонов.

С XVI

века

увлечение

щипковыми

инструментами

проникает

в

глубокие массы. Для них создается большое количество литературы таких

композиторов, как: Милан, Корбетто, Фуенльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и

другие.

Пройдя

большой

путь

развития,

гитара

приняла

современный

внешний

вид.

До XVIII в. она была меньше размером и корпус ее был

довольно

узким

и

вытянутым.

К

середине XIX

в.

гитара

получила

окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со

строем: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми. Из Испании гитара была завезена в

западноевропейские

страны

и

Америку,

где

завоевала

большую

популярность.

Столь широкое распространение гитары объясняется главным образом

тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло,

аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в

оркестре и ансамбле.

В конце XVIII в. в Испании появляются композиторы и виртуозы

Ф. Сор и Д. Агуадо, в Италии – М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли,

М.

Каркасси

и

другие.

Они

создают

литературу

для

этого

инструмента,

начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Д о XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее

можно было встретить лишь в богатых домах случайно привезенной из-за

границы.

Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина, жившего в

России

в XVIII в. Он писал о том, что гитара в Росси распространилась

медленно, но с появлением среди других гастролеров гитаристов-виртуозов

Цани

де

Ферранти,

Ф.

Сора,

М.

Джулиани

и

других

этот

инструмент

завоевывает

себе

симпатии

и

получает

широкое

распространение.

Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров

и другие, успешно концертирующие в России и за границей.

Гитара

оставила

яркий

след

в

музыкальном

искусстве

России.

В

произведениях композиторов 30-50 х гг. прошлого века явно ощущается ее

влияние. Фортепианианное сопровождение многих романсов М. Глинки и

А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения.

В начале ХХ в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-

любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к

инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических

возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым

пренебрежением.

Знаменитый

гитарист

Марк

Данилович

Соколовский

после

блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России,

после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою

жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист

с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел

возможность давать лишь частные уроки.

Не менее известный гитарист Николай Петрович Макаров, гитарист-

концертант,

тоже

старался

доказать,

что

этот

инструмент

заслуживает

большого внимания. В 1856 г. он попытался организовать Всероссийский

конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров,

изготовляющих

эти

инструменты.

Таким

путем

он

рассчитывал

выявить

новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но

это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же

осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.

Лишь после Великой Отечественной Октябрьской социалистической

революции

были

созданы

все

условия

для

развития

различных

жанров

искусства.

Открылись

многочисленные

музыкальные

школы

и

консерватории.

Советский

народ

с

большим

энтузиазмом

приобщался

к

искусству.

В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру

на гитаре. Одним из первых педагогов на шестиструнной гитаре были

П.С. Агафошин и П.И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было

введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов

занялась педагогической деятельностью, другая – исполнительством.

Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874 г. Более сорока лет он

проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 г. он

вел класс гитары в музыкальном училище им. Октябрьской революции и

Московской государственной консерватории. Многие советские гитаристы

являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре»,

изданная в 1928 г. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной

гитары

и

шесть

альбомов

собственных

транскрипций

и

композиций

выпущены в 1930-1950 гг.

В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных

заведениях не преподавалась.

В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних

курсах

музыкального

образования

при

музыкальной

школе

им.

Стасова.

Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.

В

1960

г.

в

музыкальном

училище

при

консерватории

введено

обучение игре на гитаре.

Многие

крупные

композиторы

создали

и

создают

немало

оригинальных сочинений для гитары.

Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее

признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое

участие в развитии этого замечательного инструмента.



В раздел образования