Автор: Голуб Ольга Станиславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №32"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование регионального компонента в процессе обучения английскому языку"
Раздел: среднее образование
Голуб Ольга Станиславовна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №32"
г. Астрахани
Использование регионального компонента в процессе обучения английскому
языку.
В организации современного процесса обучения иностранному языку
наиболее значимым является отказ от авторитарных отношений между
учителем и учениками и переход к отношениям сотрудничества и творческого
соучастия. Первостепенно важным для формирования личности ребенка
является положительное отношение к таким ценностям как Родина, природа
и культура родного края. При всеобщем увлечении западной культурой
трудно переоценить значение использования краеведческого материала в
процессе обучения иностранному языку. Обращение к истории родного края,
его прошлому и настоящему, людям, которые живут в нашу эпоху – все это
является приобщением к системе ценностей, характерной не только для
России, но и для мирового сообщества.
Использование материала о родном городе способствует развитию умения
сотрудничать, способствует совместному поиску путей решения
поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Приобщение к
общечеловеческой культуре возможно прежде всего через знакомство с
культурными традициями своего родного края. С самых ранних лет нас
окружает самобытность нашего города, деревянное кружево домишек старой
Астрахани, большое количество исторических зданий. Традицией в нашей
школе стало проведение внеклассных предметных мероприятий в канун Дня
города. В младших классах это обычно экскурс в далекое прошлое. Рассказ о
том. Как возник город, об увлекательном периоде истории, связанном с
Золотой Ордой, об археологических раскопках и наиболее интересных
находках на территории Астраханского края. При этом я использую
интересные материалы книги нашей землячки, историка и краеведа Е.В.
Шнайдштейн «Детство человечества».
В старших классах неизменный интерес вызывает этнографический материал
и исследование культурного наследия наших предков. В условиях
возрождения духовности общества особенно привлекает старшеклассников
история религии. Воспитание веротерпимости, уважения к религиозным
традициям всех народов очень актуально для нашего многонационального
региона. Именно религиям региона и был посвящен один из проектов по
краеведению, выполненный учениками 11-го класса. Для подготовительного
этапа работы было характерно обращение к разным краеведческим
источникам – проработаны подшивки местных газет «Волга», «Астраханские
известия», «Комсомолец Каспия», публикующих многочисленные статьи,
посвященные историческому прошлому Астрахани, а также исследованы
материалы экспозиции историко-архитектурного краеведческого музея. Дети
выбрали значимую для них , взятую из реальной жизни, проблему
сохранения исторического наследия. Учениками была проведена большая
исследовательская работа: ознакомление с архитектурными особенностями
римско-католической церкви, калмыцкого хурала, православных церквей и
монастырей, историческими особенностями возведения церквей в селах
Астраханской области. Собственноручно были сделаны фотографии
культовых объектов, например, церкви святых Петра и Павла в с. Черный Яр
астраханской области и Успенского кафедрального собора в г. Астрахани.
Материал по краеведению иногда приходится собирать буквально по
крупицам, работать с различными источниками, с пособиями, изданными в
разные годы. Например, с найденной в областной научной библиотеке
монографией А. Воробьева «Астраханский Кремль», изданной Нижне-
Волжским книжным издательством в 1968 году.
Конечно, приходится сталкиваться с трудностями перевода на английский
язык топонимических терминов и местных идиоматических выражений.
Развитие и образование обучаемых средствами иностранного языка
происходит именно через серьезное осознание ими сведений о культуре .
истории и традициях родного края, которые добыты самостоятельно, в
процессе творческого поиска.
По моему мнению, для работы над краеведческим материалом
целесообразнее всего использовать информационные и творческие проекты.
Выполняя информационный проект, участники собирают определенную
информацию о каком-либо объекте, анализируют и обобщают полученные
данные, а затем информируют других участников о результатах. Для
реализации творческих проектов я предлагаю ученикам написать сценарий
празднования Дня города в школе, выпустить рекламный буклет для туристов
о достопримечательностях нашего города или оформить альбом «Моя семья и
мой город». Формы выполнения проектов различны –чаще всего это постеры,
презентации, буклеты и альбомы. Но характерной особенностью их всех
является зрелищность, использование элементов национальной культуры и
самобытность. Пожалуй. Самым ценным для меня является не просто
представление учениками материалов своих исследований на английском
языке, а проявление ими собственной интеллектуальной инициативы и
создание чего-то нового.
Выбор темы по краеведению проводится с учетом личной
заинтересованности школьников. Например, многие дети интересуются
такими темами, как «Литературная Астрахань» и «Музеи Астрахани». Всегда
интересны дискуссии по определенным темам с проведением «мозговых
атак» на английском языке. При этом великолепно отрабатывается лексика и
формируется манера выражения и отстаивания своей собственной точки
зрения.