Напоминание

Роль отца в воспитании ребенка


Автор: Герасимова Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦЦР "Детский сад №193"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Роль отца в воспитании ребенка
Тема: Роль отца в воспитании ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль отца в воспитании ребенка

Герасимова А.О.

Воспитатель

МБДОУЦЦР «Десткий сад №193»

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью,

которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая

делает их честными. И такова настоящая любовь отца. (Д. Дидро)

В наше время актуальна тема воспитания и развития личности ребенка,

а так же актуальным является семейная психология. В настоящее время о

роли

роли матерей в воспитании детей написано и сказано в разы больше,

чем о роли отцов, как бы ни странно это звучало , а не отца. И в быту это

можно

заметить,

если

проанализировать

действия:

педагогов,

детей,

литературу, стереотипы. Примером будет являться то, что на родительские

собрания чаще ходят мамы, уроки и задания с детьми делают мамы, в

образовательном

учреждении

чаще

взаимодействуют

с

мамами,

да

и

в

социальных сетях в группах для обсуждения вопросов и взаимодействия

учреждения и семьи тоже в основном присутствуют мамы). Но вопросы

значения отца или роли отца в жизни ребенка появляются все чаще.

Впервые

об

отцовстве

и

отцовском

влиянии

на

развитие

личности

ребенка заговорили в начале XX в. в рамках исследований, проводимых на

базе психоаналитической методологической школы. Однако вопросы участия

мужчины

во

взаимодействии

с

будущим

поколением,

в

воспитании,

в

передаче

опыта

поднималась

еще

со

времен

Ж.-Ж.

Руссо.

Различными

аспектами данной проблемы в разное время занимались психоаналитики (о

роли отца в развитии ребенка говорил еще 3. Фрейд, но позднее исследования

влияния

семьи

на

ребенка

сосредоточились

в

основном

на

изучении

взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, Д. Боулби, К.Хорни, и др.);

бихевиористы (научение, в том числе тендерной роли) ; гуманистически и

экзистенциально ориентированные психологи ; ученые, придерживающиеся

теории

социального

научения;

занимающиеся

педагогической,

детской,

возрастной психологией, психологией отклоняющегося поведения, педагоги,

социологи (Кравчечко, Борисенко) и даже юристы. Изучение отношения отца

к ребенку и влияния отцовства на развитие личности мужчины позволит

уточнить обозначенные 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком

аспекты влияния отцовства на развитие личности, и, таким образом, внести

дополнения в решение некоторых проблем детской и семейной психологии,

психологии развития и психологии личности.

Отцовство тесно связано с такими понятиями, как: социальная роль

отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной,

экономической и политической сфер общества; статуса мужчины в данном

социуме; а также социальные стереотипы, предписывающие определенные

правила выполнения этой роли, в том числе и тендерные стереотипы, а также

с такими личностными образованиями, как эмоциональная, мотивационная и

ценностно-смысловая

сферы,

самооценка,

самосознание,

Я-концепция,

удовлетворенность жизнью и стиль жизни. Многое зависит от того, насколько

данная

роль

принята

мужчиной.

Речь

идет

даже

не

столько

об

операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии,

интернализации роли отца конкретным мужчиной. Важно участие отца в

воспитании ребенка не только для детей старшего дошкольного возраста и в

последующие периоды взросления ребенка, важно чо бы отец присутствовал

в планировании беременности, в воспитании с младенчества ребенка.

Если

мужчина на протяжении всего периода беременности готовился к новой роли:

ходил

с

женой

на

УЗИ,

на

курсы

для

будущих

родителей,

проводил

достаточно

времени

с

беременной

женой,

узнавал

об

особенностях

новорожденных, присутствовал на партнерских родах, процесс осознания и

принятия

роли

отца

пройдет

значительно

быстрее.

Психологические

исследования

доказали

чем

больше

отец

присутствует

в

жизни

малыша

первого

года

жизни,

тем

ближе

эмоциональная

связь

ребенка

и

отца

в

будущем. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность

контактировать

с

детьми,

рожденными

с

помощью

кесарева

сечения,

примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на

руках,

разговаривать

с

ним,

поглаживать

головку,

ручки

и

ножки

новорожденного. Также как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов

повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны,

проявляли

больше

понимания

потребностей

детей,

испытывали

больше

положительных эмоций в контактах с детьми. Отцы, присутствовавшие при

родах,

говорят,

что

они

практически

сразу

привязывались

к

ребенку,

переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В

ряде

исследования

было

установлено,

что

эти

отцы

гораздо

больше

привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел

ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие

на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к

жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко

ослабевает,

когда

центром

интересов

матери

становится

новорожденный.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в

младенческом

возрасте,

в

дальнейшем

оказываются

более

чуткими

к

изменяющимся

потребностям

и

интересам

своих

взрослеющих

детей.

В

целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше

прислушиваются

к

ним

.

Поэтому,

очень

важно,

чтобы

папа

принимал

участие в купании, кормлении новорожденного. Играл с ним, гулял, брал на

ручки. Значение отцовской мужской фигуры для гармоничного психического

развития ребенка является одной из самых актуальных во всем мире.

Особую

роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации.

Именно

идентификация

является

наиболее

важным

фактором

усвоения

моральных

норм

и

социальных

ролей,

и

отец

в

этом

случае

особенно

необходим

мальчику.

На

это

указывал

еще

З.

Фрейд

описывая

Эдипов

комплекс. Данный комплекс играет ключевое, первостепенное значение в

формировании личности ребенка. Роль отца в этом процессе огромна и в

формировании дочерей и в формировании сыновей. По мнению З. Фрейда

для дочери отец является примером мужественности, он должен служить ей

опорой и давать чувство защищенности. Так же З. Фрейд утверждал, что

дочь, вырастая, становясь женщиной бессознательно выбирает себе партнера

похожего на отца. Для сына папа является проводником в «мужской мир».

Для мальчика папа не только родитель, он еще и образец для подражания,

маленький мальчик не рождается мужчиной, он становится им, наблюдая за

деятельностью и поступками отца. Если отношения выстроены правильно, то

отец

для

мальчика

обязательно

станет

наставником

и

другом.

Каждый

ребенок понимает взаимоотношения в своей семье в младшем возрасте, и

таким образом осваивать культуру взаимоотношений между мужчиной и

женщиной.

Роль

отца

является

важной

в

формировании

личности

ребенка

и

участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. У ребенка будет

сформирована

полноценная

гармоничная

личность,

при

следующих

условиях:

Непосредственное участие в жизни и развитии ребенка.

Матери следует предоставлять возможность для взаимодействия отца с

ребенком, начиная с первых дней жизни. Папа может участвовать в

уходе

за

малышом:

поменять

памперс,

помочь

искупать,

погулять,

покормить из бутылочки, сделать занятия и уроки с ребенком, отвести в

детский сад или школу, сводить на секции, общаться с педагогом о

вопросах касаемых воспитания ребенка

Важное место во взаимодействии отца с подрастающим

ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать

необычные,

энергичные,

непредсказуемые,

которые

детям

нравятся.

Матерям не следует запрещать подобные игры и расценивать их как

неумение отца играть с ребенком, на том основании, что игра с отцом

не похожа на игру с матерью.

Отцы больше общаются со своими детьми в общественных

местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно время от времени

организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

Заинтересованность отца в деятельности ребенка: помощь в

решении

задач,

совместное

времяпровождение,

наблюдение

за

психоэмоциональным состоянием ребенка

Привлечение

ребенка

к

трудовой

деятельности

(помощь

папе в чем-то , наблюдение за работой папы)

Выстраивание

правильной

модели

воспитания

(нельзя

использовать чистую авторитарную модель воспитания, гипоопека и

геперопека

так

же

негативно

отражаются

на

ребенке,

не

стоит

воспитывать

повышенную

ответственность

ребенка.)

В

случаях

неудачи

не

стоит

ребенка

обвинять,

необходимо

поддержать

и

мотивировать малыша к достижению успеха при повторной попытке.

Не

стоит

выносить

супружеские

проблемы

на

ребенка.

Ребенок

эмоциональнее

переживает

разлады

в

семье,

и

это

может

отразиться на его психическом и физическом здоровье.

Удерживать поведение ребенка в общедоступных рамках.

Не

стоит

ребенку

давать

возможность

делать

все,

что

ему

заблагорассудится, просто наблюдая за ним, думая, что таким образом

ребенок познает мир или проявляет творчество. Это может быть не

безопасно! или напротив - излишне ограничивать его в действиях, не

давая принимать решения самостоятельно.

Категорически

нельзя

применять

силу

или

угрозу

в

отношении

ребенка,

что

бы

контролировать

его

поведение.

Такие

действия навредят психике ребенка, а помимо этого такие поступки

будут формировать аналогичное поведение в отношении сверстников.

В

случае

запрещения

ребенку

что

либо,

необходимо

объяснить ребенку почему не стоит так делать и рассказать как следует

сделать и почему так будет правильно.



В раздел образования