Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ


Автор: Трифонова Надежда Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" в г. Алатыре
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Алатырь
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Н.Г. Трифонова

филиал СамГУПС в г. Алатыре

ОБУЧЕНИЕ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Заочная форма обучения – форма организации учебного процесса, которая сочетает

в

себе

черты

дневного

образования

и

самообучения.

Большой

объём

знаний

(70%)

студенты

заочного

отделения

осваивают

самостоятельно.

Однако

в

соответствии

с

государственными

стандартами

подготовки

специалистов

заочная

форма

обучения

осуществляется по тем же учебным планам, в том же объеме и с тем же перечнем

изучаемых дисциплин, что и дневная.

При разработке учебных планов для заочного

обучения исходят из того, что содержание, последовательность и организационные формы

изучения учебного материала направлены на формирование у каждого выпускника такой

же, как у выпускника дневного обучения, совокупности знаний и умений, определенных

квалификационной характеристикой.

Педагогический

процесс

при

заочном

обучении

характеризуется

значительной

специфичностью. Его организация определяется условиями отрасли и региона, учебного

заведения, особенностями специальности, группы и индивидуальными возможностями

каждого

учащегося.

Процесс

обучения

состоит

из

деятельности

преподавателя,

деятельности

учащихся,

педагогического

взаимодействия,

осуществляемого

при

реализации

содержания

образования

[1,204].

Он

включает

следующие

этапы:

подготовительный,

организации

и

осуществления,

анализ

результатов

и

подведение

итогов.

Особенности контингента студентов-заочников определяют в значительной степени

организационные формы их обучения. С одной стороны, контингент студентов заочного

отделения - это одна из проблем всего обучения в целом. Деятельность взрослого человека

не может рассматриваться изолированно от его общественной, трудовой деятельности,

гражданских прав и обязанностей, семейной и личной жизни. Разнородность контингента

студентов,

их

различный

жизненный

опыт,

уровень

профессиональной

грамотности,

устоявшиеся взгляды в оценке социальных явлений и многие другие особенности требуют

особого

подхода

к

подбору

педагогических

кадров

для

работы

с

заочниками.

Здесь

необходимо умение строить процесс обучения с учетом возрастных и профессиональных

особенностей контингента.

Важнейшим компонентом процесса обучения является его мотивация. В отличие от

учащихся

дневной

формы

обучения

у

учащихся-заочников

основной

труд

-

производственный, и вопрос «учиться - не учиться» не однократно возникает у каждого из

них за все время обучения. Мотивы обучения, их весомость и значимость определяют

сам факт обучения постоянно, на протяжении всего обучения - от приема до выпуска;

особенно

велико

их

значение

на

подготовительном

этапе

процесса

обучения.

Педагогическое

взаимодействие

на

этом

этапе

направлено

на

создание

устойчивой

мотивации обучения.

Заочное обучение имеет ряд педагогических проблем:

нехватка времени;

улучшения практической подготовки - в последние годы уменьшается количество лиц,

которые

обучаются

заочно

и

работают

именно

по

специальности,

это

создает

дополнительные проблемы, связанные с прохождением практики;

проблема связи с предприятиями - к сожалению, многие руководители предприятий

очень не любят студентов-заочников, в том числе и тех, кто обучается по целевому

направлению,

с

большим

трудом

отпускают

на

сессии,

даже

на

дипломное

проектирование, тем самым нарушая ст. 174 Трудового Кодекса Российской Федерации;

проблема влияния семьи на процесс обучения - особенность жизни взрослого студента

состоит в том, что она протекает в рамках трех социальных институтов: производство,

семья и учебное заведение. Связи в сферах семьи более жесткие и порой наносят ущерб

процессу обучения. Если в семье не сложилось позитивного отношения к обучению, то

студенты испытывают дополнительные трудности.

Решение

многих

проблем

заочного

обучения

заложено

в

совершенствовании

организации

учебного

процесса,

в

умении

преподавателей

педагогически

верно

обеспечить

процесс

обучения,

учитывать

его

специфику

и

особенности

контингента

учащихся.

В

настоящее

время

решить

проблемы

заочного

отделения

можно

обучаясь

дистанционно. Дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и

информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира.

В

России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая

1997 года, когда вышел приказ Минобразования России, разрешающий образовательным

учреждениям обучать студентов дистанционно. Нормативно-правовой основой реализации

дистанционного обучения в системе общего образования является Федеральный закон «Об

образовании

в

Российской

федерации»,

принятый

Государственной

думой

21.12.2012

[5,51].

Законом установлен новый формат получения образования - электронное обучение,

а также расширено нормативное регулирование получения образования с использованием

дистанционных

образовательных

технологий.

Согласно

статье

16

под

электронным

обучением

понимается

организация

образовательного

процесса

с

применением

содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ

информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических

средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей. Под дистанционными

образовательными

технологиями

следует

понимать

образовательные

технологии,

реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей

при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических

работников

[7,74].

Законом

также

установлено,

что

при

реализации

образовательных

программ

с

применением

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

местом

осуществления

образовательной

деятельности

является

место

нахождения

образовательного

учреждения

или

его

филиала

независимо

от

мест

нахождения

обучающихся.

Дистанционное

обучение —

взаимодействие

учителя

и

учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу

компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Сущность дистанционного обучения заключается в том, что это самостоятельная

форма

обучения,

информационные

технологии

в

дистанционном

обучении

являются

ведущим средством.

Чаще всего эту форму обучения выбирают люди, которые хотят

получить

второе

образование

или

повысить

свою

квалификацию,

и

уже

имеют

определенную

базу

знаний

по

выбранной

специальности.

Обучение

в

системе

дистанционного образования требует определенной готовности, т.е. стартового уровня

образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того,

технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее

материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося.

Дистанционное обучение позволяет:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений,

поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей);

проводить обучение большого количества человек одновременно;

повысить

качество

обучения

за

счет

применения

современных

средств,

объемных

электронных библиотек.

создать

единую

образовательную

среду

(особенно

актуально

для

корпоративного

обучения);

работать с людьми с физическими отклонениями.

Большой

плюс

для

студентов,

осваивающих

образовательную

программу

дистанционно,

в

отличие

от

обучающихся

заочно

-

возможность

самостоятельно

планировать своё личное и рабочее время, что является положительным моментом для

работодателя.

Наряду с плюсами у данного вида обучения имеются минусы:

отсутствие реального, общения между обучающимися и преподавателями;

для

получения

дистанционного

образования

необходима

регулярная

жесткая

самодисциплина,

а

результат

обучения

напрямую

зависит

от

самостоятельности,

способностей и самосознательности студента;

отсутствие

практических

занятий,

необходимых

для

закрепления

теории

и

более

качественного усвоения знаний;

отсутствие

регулярного

контроля

над

обучающимися,

что

может

отрицательно

сказаться на темпах и интенсивности обучения;

далеко не все студенты готовы к самообразованию без «стимула»;

недостаточность разработок электронных программ и курсов;

сложность проверки истинности наличия знаний. Можно пройти десятки тестов в

интернете, но не во всех случаях они будут проверять знания студента, возможно, его

умение

пользоваться

поисковыми

системами.

Против

таких

«умельцев»

ставятся

разнообразные «блоки» при прохождении тестов, ограничения по времени, но и они не

всегда могут помочь.

Взвесив доводы «за» и «против» заочного и дистанционного обучения, можно

сделать вывод, что и плюсов, и минусов у этих форм обучения достаточно, но, как и в

любой другой форме деятельности, успешность в большей степени зависит от конкретного

индивида, его привычек и склонностей.

1. Богатюк, Г.А. Педагогика развития: соотношение учения и обучения / Г.А. Богатюк. –

Красноярск, 2013. – 345 с..

2. Громкова М. Т. Об особенностях заочного обучения // Среднее специальное

образование. - 2010.- №4 – C.58.

3. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев //

Высш. образ. в России. - 2014. - № 3.

4. Зайцев А. Е. Наш опыт организации заочного обучения // Cреднее специальное

образование. - 2003.-№7. - С. 17.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266 1 (с изм. и доп.) от 10.07.92. –

80 с.



В раздел образования