Автор: Трифонова Надежда Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" в г. Алатыре
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Алатырь
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Раздел: среднее профессиональное
Н.Г. Трифонова
филиал СамГУПС в г. Алатыре
ОБУЧЕНИЕ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Заочная форма обучения – форма организации учебного процесса, которая сочетает
в
себе
черты
дневного
образования
и
самообучения.
Большой
объём
знаний
(70%)
студенты
заочного
отделения
осваивают
самостоятельно.
Однако
в
соответствии
с
государственными
стандартами
подготовки
специалистов
заочная
форма
обучения
осуществляется по тем же учебным планам, в том же объеме и с тем же перечнем
изучаемых дисциплин, что и дневная.
При разработке учебных планов для заочного
обучения исходят из того, что содержание, последовательность и организационные формы
изучения учебного материала направлены на формирование у каждого выпускника такой
же, как у выпускника дневного обучения, совокупности знаний и умений, определенных
квалификационной характеристикой.
Педагогический
процесс
при
заочном
обучении
характеризуется
значительной
специфичностью. Его организация определяется условиями отрасли и региона, учебного
заведения, особенностями специальности, группы и индивидуальными возможностями
каждого
учащегося.
Процесс
обучения
состоит
из
деятельности
преподавателя,
деятельности
учащихся,
педагогического
взаимодействия,
осуществляемого
при
реализации
содержания
образования
[1,204].
Он
включает
следующие
этапы:
подготовительный,
организации
и
осуществления,
анализ
результатов
и
подведение
итогов.
Особенности контингента студентов-заочников определяют в значительной степени
организационные формы их обучения. С одной стороны, контингент студентов заочного
отделения - это одна из проблем всего обучения в целом. Деятельность взрослого человека
не может рассматриваться изолированно от его общественной, трудовой деятельности,
гражданских прав и обязанностей, семейной и личной жизни. Разнородность контингента
студентов,
их
различный
жизненный
опыт,
уровень
профессиональной
грамотности,
устоявшиеся взгляды в оценке социальных явлений и многие другие особенности требуют
особого
подхода
к
подбору
педагогических
кадров
для
работы
с
заочниками.
Здесь
необходимо умение строить процесс обучения с учетом возрастных и профессиональных
особенностей контингента.
Важнейшим компонентом процесса обучения является его мотивация. В отличие от
учащихся
дневной
формы
обучения
у
учащихся-заочников
основной
труд
-
производственный, и вопрос «учиться - не учиться» не однократно возникает у каждого из
них за все время обучения. Мотивы обучения, их весомость и значимость определяют
сам факт обучения постоянно, на протяжении всего обучения - от приема до выпуска;
особенно
велико
их
значение
на
подготовительном
этапе
процесса
обучения.
Педагогическое
взаимодействие
на
этом
этапе
направлено
на
создание
устойчивой
мотивации обучения.
Заочное обучение имеет ряд педагогических проблем:
нехватка времени;
улучшения практической подготовки - в последние годы уменьшается количество лиц,
которые
обучаются
заочно
и
работают
именно
по
специальности,
это
создает
дополнительные проблемы, связанные с прохождением практики;
проблема связи с предприятиями - к сожалению, многие руководители предприятий
очень не любят студентов-заочников, в том числе и тех, кто обучается по целевому
направлению,
с
большим
трудом
отпускают
на
сессии,
даже
на
дипломное
проектирование, тем самым нарушая ст. 174 Трудового Кодекса Российской Федерации;
проблема влияния семьи на процесс обучения - особенность жизни взрослого студента
состоит в том, что она протекает в рамках трех социальных институтов: производство,
семья и учебное заведение. Связи в сферах семьи более жесткие и порой наносят ущерб
процессу обучения. Если в семье не сложилось позитивного отношения к обучению, то
студенты испытывают дополнительные трудности.
Решение
многих
проблем
заочного
обучения
заложено
в
совершенствовании
организации
учебного
процесса,
в
умении
преподавателей
педагогически
верно
обеспечить
процесс
обучения,
учитывать
его
специфику
и
особенности
контингента
учащихся.
В
настоящее
время
решить
проблемы
заочного
отделения
можно
обучаясь
дистанционно. Дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и
информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира.
В
России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая
1997 года, когда вышел приказ Минобразования России, разрешающий образовательным
учреждениям обучать студентов дистанционно. Нормативно-правовой основой реализации
дистанционного обучения в системе общего образования является Федеральный закон «Об
образовании
в
Российской
федерации»,
принятый
Государственной
думой
21.12.2012
[5,51].
Законом установлен новый формат получения образования - электронное обучение,
а также расширено нормативное регулирование получения образования с использованием
дистанционных
образовательных
технологий.
Согласно
статье
16
под
электронным
обучением
понимается
организация
образовательного
процесса
с
применением
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ
информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей. Под дистанционными
образовательными
технологиями
следует
понимать
образовательные
технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников
[7,74].
Законом
также
установлено,
что
при
реализации
образовательных
программ
с
применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
местом
осуществления
образовательной
деятельности
является
место
нахождения
образовательного
учреждения
или
его
филиала
независимо
от
мест
нахождения
обучающихся.
Дистанционное
обучение —
взаимодействие
учителя
и
учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу
компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.
Сущность дистанционного обучения заключается в том, что это самостоятельная
форма
обучения,
информационные
технологии
в
дистанционном
обучении
являются
ведущим средством.
Чаще всего эту форму обучения выбирают люди, которые хотят
получить
второе
образование
или
повысить
свою
квалификацию,
и
уже
имеют
определенную
базу
знаний
по
выбранной
специальности.
Обучение
в
системе
дистанционного образования требует определенной готовности, т.е. стартового уровня
образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того,
технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее
материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося.
Дистанционное обучение позволяет:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений,
поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей);
проводить обучение большого количества человек одновременно;
повысить
качество
обучения
за
счет
применения
современных
средств,
объемных
электронных библиотек.
создать
единую
образовательную
среду
(особенно
актуально
для
корпоративного
обучения);
работать с людьми с физическими отклонениями.
Большой
плюс
для
студентов,
осваивающих
образовательную
программу
дистанционно,
в
отличие
от
обучающихся
заочно
-
возможность
самостоятельно
планировать своё личное и рабочее время, что является положительным моментом для
работодателя.
Наряду с плюсами у данного вида обучения имеются минусы:
отсутствие реального, общения между обучающимися и преподавателями;
для
получения
дистанционного
образования
необходима
регулярная
жесткая
самодисциплина,
а
результат
обучения
напрямую
зависит
от
самостоятельности,
способностей и самосознательности студента;
отсутствие
практических
занятий,
необходимых
для
закрепления
теории
и
более
качественного усвоения знаний;
отсутствие
регулярного
контроля
над
обучающимися,
что
может
отрицательно
сказаться на темпах и интенсивности обучения;
далеко не все студенты готовы к самообразованию без «стимула»;
недостаточность разработок электронных программ и курсов;
сложность проверки истинности наличия знаний. Можно пройти десятки тестов в
интернете, но не во всех случаях они будут проверять знания студента, возможно, его
умение
пользоваться
поисковыми
системами.
Против
таких
«умельцев»
ставятся
разнообразные «блоки» при прохождении тестов, ограничения по времени, но и они не
всегда могут помочь.
Взвесив доводы «за» и «против» заочного и дистанционного обучения, можно
сделать вывод, что и плюсов, и минусов у этих форм обучения достаточно, но, как и в
любой другой форме деятельности, успешность в большей степени зависит от конкретного
индивида, его привычек и склонностей.
1. Богатюк, Г.А. Педагогика развития: соотношение учения и обучения / Г.А. Богатюк. –
Красноярск, 2013. – 345 с..
2. Громкова М. Т. Об особенностях заочного обучения // Среднее специальное
образование. - 2010.- №4 – C.58.
3. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев //
Высш. образ. в России. - 2014. - № 3.
4. Зайцев А. Е. Наш опыт организации заочного обучения // Cреднее специальное
образование. - 2003.-№7. - С. 17.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266 1 (с изм. и доп.) от 10.07.92. –
80 с.