Напоминание

Студенческое радио и его роль в развитии и воспитании духовно – нравственных качеств личности студента – будущего учителя


Автор: Панаева Тамара Николаевна
Должность: преподаватель музыки, педагог до, кандидат педнаук
Учебное заведение: ГБПОУ ИО ИРКПО
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Студенческое радио и его роль в развитии и воспитании духовно – нравственных качеств личности студента – будущего учителя
Раздел: дополнительное образование





Назад




Студенческое радио и его роль в развитии и воспитании духовно –

нравственных качеств личности студента – будущего учителя

Панаева Т.Н.

педагог ДО,

преподаватель

музыки

ГБПОУ

ИО «ИРКПО

»,

кандидат

педнаук

Современным

национальным

воспитательным

идеалом в

Концепции

духовно – нравственного развития и воспитания гражданина нашей страны

обозначен «высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

укоренённый

в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации» [1]. Студенческое радио как средство массовой информации -

играет не последнюю роль в становлении такого гражданина – будущего

учителя и педагога.

Современные ученые, изучающие работу студенческих радио, отмечают,

что «Современное российское радиовещание для студенческой молодежи

находится

на

этапе

динамичного

развития»

[4],

[5].

По

словам

автора

Колесниковой А.В. «… уже к началу нового тысячелетия в России стали

складываться

условия

для

становления

и

развития

студенческого

радиовещания»

[4].

В

Государственном

бюджетном

профессиональном

образовательном учреждении Иркутской области «Иркутский региональный

колледж педагогического образования» (директор - депутат Законодательного

собрания Иркутской области Кудрявцева Галина Федоровна) такие условия

есть.

В справочной литературе понятие «студенческое радио» трактуется как

«радиовещание,

осуществляемое

для

студенческой аудитории».

Здесь

отмечается, что главным достоинством студенческого радио считается его

поддержка со стороны студентов и отсутствие заботы о рейтинге.

Также

указывается, что студенческое радио – это почти единственный вид радио,

который

до

сих

пор

действует

не

в

коммерческих

интересах,

а

в

интересах целевой аудитории.

По

мнению

автора

кандидатской

диссертации

Колесниковой

А.В.,

« с т уд е н ч е с к и е

р а д и о с т а н ц и и

с од е й с т ву ю т

с о ц и а л ь н о м у

и

профессиональному

становлению

студентов,

их

нравственному,

эстетическому

и

интеллектуальному

развитию,

позволяют

осознать

свою

значимость в этом мире…» [4].

В связи с темой данной статьи, сделаем акцент на содействии воспитанию

духовно – нравственных качеств личности студента средствами текстов и

музыкального

оформления

тематических

радиопередач

к

календарным

праздникам. В научной и педагогической литературе подчеркивается, что

духовно

нравственные

качеств»

тесно

связаны

с

дефинициями

«духовность» и «нравственность».

В научной литературе в традиционном понимании «духовность» включает

в

себя

три

начала - познавательное,

нравственное

и

эстетическое

[3].

Сердцевиной духовности является нравственность.

Термин «нравственность»

берет

начало

от

слова

нравы. Нравы -это

эталоны

и

нормы,

которыми

руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Духовность и нравственность взаимосвязаны, поэтому сложно развести эти

понятия, так как нравственность – основа, стержень духовности.

Выступая в роли дикторов, студенты регионального педагогического

колледжа,

вникая

в

суть

текста,

черпают

важную

информацию,

которая

содействует формированию у них таких важных духовно – нравственных

качеств, как толерантность и эмпатия. Раскроем сущность этих понятий.

Понятие «толерантность» уточним с опорой на определение, данное в

кандидатской

диссертации

Е

. Н. Третьяковой,

где

автор

трактует ее

как

«духовно-нравственное

качество

личности,

выраженное

в

принятии

«другого» как личности, принятии его независимо от национальности, языка,

отношения

к

религии,

убеждений,

принадлежности

к

общественным

организациям,

социального,

имуще ственного

и

долж но стного

положения (социальные

и

культурные

характеристики),

а

также

возраста,

состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики

)

[6].

Понятие

«эмпа́

тия» в

справочной

литературе

определяется

как

«осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого

человека». Воспитанию этого качества содействует как содержание текстов

радиопередач, подготавливаемых студентами – дикторами, так и музыка,

сопровождающая радиопередачу.

Тексты радиопередач для дикторов студенческой студии в основном

посвящены

календарным

праздникам

и

различным

важным

событиям

в

России, которые играют большую роль не только в развитии познавательной

активности студентов, расширении их кругозора, но и воспитании их духовно

– нравственных качеств. Примером для развития эмпатии могут служить

тексты

о

календарных

праздниках,

посвященные Международному дню

инвалидов, Международному дню пожилого человека, Международному дню

памяти жертв Холокоста, Дню героев отечества России, Всемирному дню

памяти жертв спида, Международному дню борьбы с наркотиками и др.

Воспитанию толерантности у студентов содействует содержание текстов к

Международному дню толерантности (терпимости), Международному Дню

спонтанного проявления доброты, Дню народного единства в России, Дню

благотворительности и др.

Передачи, посвященные чрезвычайным событиям в России, также играют

немаловажную роль в воспитании эмпатии и толерантности, как-то: событие

в

Керченском

колледже,

гибель

героев

отечества

нашего

времени

(М.

Нурбагандова, майора С. Солнечникова, Р. Филиппова, С. Султангабиева) и

др.

В Иркутском региональном колледже педагогического образования

студенческая радиостудия существует уже пятый год, и студенты разных

специальностей охотно принимают активное участие в ее работе в роли

диктора, музыкального оформителя и монтажера. Численность студентов –

участников радиовещания обычно колеблется от 15 до 20 человек. В роли

докторов

выступают

желающие

студенты

разных

отделений

колледжа:

художественного и начального образования, социально – педагогического и

музыкального образования и др.

Студенческое радо названо по начальным буквам самых первых дикторов –

Володи П. и Полины Б. и носит сокращенное название – ВИП, которое

придумали

сами

студенты.

Радио

обеспеченно

дополнительной

общеразвивающей

программой

«Камертон»,

которая

предусматривает

не

только подготовку передач, посвященных календарным праздникам, но и

циклы

радиопередач

на

различные

темы.

За

четыре

года

существования

студенческой радиостудии архив радиопередач составляет больше тысячи и

также разработаны циклы радиопередач на следующие темы: «Выдающиеся

современные

балерины

России»,

«Памятники

Иркутска»,

«Выдающиеся

современные певцы России», «Музыка народов России», цикл передач на

военную тему «Солдаты истории» и др. Студенты

- дикторы радио ВИП

учатся не только выразительно и доходчиво читать тексты радиопередач, но

и

активно

участвуют

в

Международном

конкурсе

эссе,

Международной

олимпиаде, во Всероссийском конкурсе «Студвесна – 2019» в номинации

«Радиопередача»,

в

неделе

неформального

образования

«Иркутск

обучающийся город». В 2019 году студенты педколледжа приняли участие во

Всероссийском

конкурсе

«Солдат

истории»,

который

организовало

Российское

военно

историческое

общество

Москвы,

где

дикторы

любители

соревновались

с

профессиональными

ведущими

радио

России.

Успехи студентов, отмеченные многочисленными дипломы, сертификатами и

высшей

наградой

-

премией

Гран

При

в

конкурсе

«Студвесна

-

2019»

стимулируют и вдохновляют их на творчество и высокие достижения.

На занятиях и консультациях в студии радио ВИП студенты учатся не

только

грамотному

и

выразительному

прочтению

текстов

передач,

они

осваивают

принципы

музыкального

оформления

радиопередач,

их

дистанционную

запись

с

помощью

программы Audacity, учатся

делать

монтаж

собственных

радиопередач.

Радио

интенсивно

развивается,

появляются новые рубрики, например, в 2019 году появилась рубрика –

Новости ИРКПО, в которой освещаются наиболее значимые события в жизни

педагогов

и

студентов.

Благодаря

наличию

разнообразных

видов

деятельности

в

студии

студенческого

радио,

студенты

расширяют

свой

кругозор,

овладевают

новой

информацией,

расширяют

словарный

запас,

развивают главный инструмент педагога – речь. Подчеркнём, что каждая

радиопередача

-

это

творческий

продукт,

это

музыкально

оформленное

законченное произведение, созданное студентом, музыкальным оформителем

и

монтажером

в

одном

лице

с

помощью

руководителя

студенческой

радиостудии.

Необходимо отметить, что совместную работу студентов -

дикторов

характеризует

стремление

к

сотрудничеству,

взаимовыручке,

взаимопомощи. Старшие студенты, занимающиеся не первый в студии радио,

помогают первокурсникам освоить упражнения для четкой дикции, делятся

скороговорками,

объясняют

азы

монтажа

передач,

помогают

подбирать

соответствующее музыкальное оформление. В таком поведении студентов

проявляются их духовно – нравственные качества - толерантность и эмпатия.

Безусловно, все виды деятельности в студенческой студии радио ВИП

способствуют

развитию

и

воспитанию

духовно

нравственных

качеств

студента – будущего педагога, так как работа диктора требует совместной и

слаженной

работы,

взаимопомощи

и

сотрудничества,

отношения

с

пониманием к чужим чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, а

это и есть толерантность.

Список литературы

1.

Данилюк, А..Я. Концепция духовно-нравственного воспитания развития и

воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М.,

Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

2.

Жилавская

И.В.

Что

ищет

и

находит

молодое

поколение

в

СМИ

(по

материалам исследования «Влияние СМИ на молодежь») // Вестн. Моск. ун-

та. Сер.10. Журналистика. – 2007. – № 3.

3.

Колесникова,

А.В.

Ценностные

ориентиры

современной

студенческой

молодежи и их формирование посредством вузовского радио // «Вектор

науки» Тольяттинского ГУ. 2010. №2 (12). –73 с.

4.

Колесникова,

А.В.

Типологическая

характеристика

современного

студенческого радиовещания [Текст] А.В. Колесникова. – СПБ, 2011 – 24 с.

5.

Лясников, Н.В. Социально-экономические условия формирования духовной

культуры студенческой молодежи (социологический аспект): учеб. пособие.

– Н.В. Лясников, Ю.В. Лясникова. - М.: ВНИИФК, 2003. – 255 с.

6

.

Третьякова,

Е.

Н.Толерантность

как

духовно-нравственное

качество

личности: дисс.. канд. филос.наук : 09.00.13 / Е.Н. Третьякова.- СПБ.. - 2011.-

167 с.



В раздел образования