Автор: Панаева Тамара Николаевна
Должность: преподаватель музыки, педагог до, кандидат педнаук
Учебное заведение: ГБПОУ ИО ИРКПО
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Студенческое радио и его роль в развитии и воспитании духовно – нравственных качеств личности студента – будущего учителя
Раздел: дополнительное образование
Студенческое радио и его роль в развитии и воспитании духовно –
нравственных качеств личности студента – будущего учителя
Панаева Т.Н.
педагог ДО,
преподаватель
музыки
ГБПОУ
ИО «ИРКПО
»,
кандидат
педнаук
Современным
национальным
воспитательным
идеалом в
Концепции
духовно – нравственного развития и воспитания гражданина нашей страны
обозначен «высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
укоренённый
в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации» [1]. Студенческое радио как средство массовой информации -
играет не последнюю роль в становлении такого гражданина – будущего
учителя и педагога.
Современные ученые, изучающие работу студенческих радио, отмечают,
что «Современное российское радиовещание для студенческой молодежи
находится
на
этапе
динамичного
развития»
[4],
[5].
По
словам
автора
Колесниковой А.В. «… уже к началу нового тысячелетия в России стали
складываться
условия
для
становления
и
развития
студенческого
радиовещания»
[4].
В
Государственном
бюджетном
профессиональном
образовательном учреждении Иркутской области «Иркутский региональный
колледж педагогического образования» (директор - депутат Законодательного
собрания Иркутской области Кудрявцева Галина Федоровна) такие условия
есть.
В справочной литературе понятие «студенческое радио» трактуется как
«радиовещание,
осуществляемое
для
студенческой аудитории».
Здесь
отмечается, что главным достоинством студенческого радио считается его
поддержка со стороны студентов и отсутствие заботы о рейтинге.
Также
указывается, что студенческое радио – это почти единственный вид радио,
который
до
сих
пор
действует
не
в
коммерческих
интересах,
а
в
интересах целевой аудитории.
По
мнению
автора
кандидатской
диссертации
Колесниковой
А.В.,
« с т уд е н ч е с к и е
р а д и о с т а н ц и и
с од е й с т ву ю т
с о ц и а л ь н о м у
и
профессиональному
становлению
студентов,
их
нравственному,
эстетическому
и
интеллектуальному
развитию,
позволяют
осознать
свою
значимость в этом мире…» [4].
В связи с темой данной статьи, сделаем акцент на содействии воспитанию
духовно – нравственных качеств личности студента средствами текстов и
музыкального
оформления
тематических
радиопередач
к
календарным
праздникам. В научной и педагогической литературе подчеркивается, что
духовно
–
нравственные
качеств»
тесно
связаны
с
дефинициями
«духовность» и «нравственность».
В научной литературе в традиционном понимании «духовность» включает
в
себя
три
начала - познавательное,
нравственное
и
эстетическое
[3].
Сердцевиной духовности является нравственность.
Термин «нравственность»
берет
начало
от
слова
нравы. Нравы -это
эталоны
и
нормы,
которыми
руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Духовность и нравственность взаимосвязаны, поэтому сложно развести эти
понятия, так как нравственность – основа, стержень духовности.
Выступая в роли дикторов, студенты регионального педагогического
колледжа,
вникая
в
суть
текста,
черпают
важную
информацию,
которая
содействует формированию у них таких важных духовно – нравственных
качеств, как толерантность и эмпатия. Раскроем сущность этих понятий.
Понятие «толерантность» уточним с опорой на определение, данное в
кандидатской
диссертации
Е
. Н. Третьяковой,
где
автор
трактует ее
как
«духовно-нравственное
качество
личности,
выраженное
в
принятии
«другого» как личности, принятии его независимо от национальности, языка,
отношения
к
религии,
убеждений,
принадлежности
к
общественным
организациям,
социального,
имуще ственного
и
долж но стного
положения (социальные
и
культурные
характеристики),
а
также
возраста,
состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики
)
[6].
Понятие
«эмпа́
тия» в
справочной
литературе
определяется
как
«осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого
человека». Воспитанию этого качества содействует как содержание текстов
радиопередач, подготавливаемых студентами – дикторами, так и музыка,
сопровождающая радиопередачу.
Тексты радиопередач для дикторов студенческой студии в основном
посвящены
календарным
праздникам
и
различным
важным
событиям
в
России, которые играют большую роль не только в развитии познавательной
активности студентов, расширении их кругозора, но и воспитании их духовно
– нравственных качеств. Примером для развития эмпатии могут служить
тексты
о
календарных
праздниках,
посвященные Международному дню
инвалидов, Международному дню пожилого человека, Международному дню
памяти жертв Холокоста, Дню героев отечества России, Всемирному дню
памяти жертв спида, Международному дню борьбы с наркотиками и др.
Воспитанию толерантности у студентов содействует содержание текстов к
Международному дню толерантности (терпимости), Международному Дню
спонтанного проявления доброты, Дню народного единства в России, Дню
благотворительности и др.
Передачи, посвященные чрезвычайным событиям в России, также играют
немаловажную роль в воспитании эмпатии и толерантности, как-то: событие
в
Керченском
колледже,
гибель
героев
отечества
нашего
времени
(М.
Нурбагандова, майора С. Солнечникова, Р. Филиппова, С. Султангабиева) и
др.
В Иркутском региональном колледже педагогического образования
студенческая радиостудия существует уже пятый год, и студенты разных
специальностей охотно принимают активное участие в ее работе в роли
диктора, музыкального оформителя и монтажера. Численность студентов –
участников радиовещания обычно колеблется от 15 до 20 человек. В роли
докторов
выступают
желающие
студенты
разных
отделений
колледжа:
художественного и начального образования, социально – педагогического и
музыкального образования и др.
Студенческое радо названо по начальным буквам самых первых дикторов –
Володи П. и Полины Б. и носит сокращенное название – ВИП, которое
придумали
сами
студенты.
Радио
обеспеченно
дополнительной
общеразвивающей
программой
«Камертон»,
которая
предусматривает
не
только подготовку передач, посвященных календарным праздникам, но и
циклы
радиопередач
на
различные
темы.
За
четыре
года
существования
студенческой радиостудии архив радиопередач составляет больше тысячи и
также разработаны циклы радиопередач на следующие темы: «Выдающиеся
современные
балерины
России»,
«Памятники
Иркутска»,
«Выдающиеся
современные певцы России», «Музыка народов России», цикл передач на
военную тему «Солдаты истории» и др. Студенты
- дикторы радио ВИП
учатся не только выразительно и доходчиво читать тексты радиопередач, но
и
активно
участвуют
в
Международном
конкурсе
эссе,
Международной
олимпиаде, во Всероссийском конкурсе «Студвесна – 2019» в номинации
«Радиопередача»,
в
неделе
неформального
образования
«Иркутск
–
обучающийся город». В 2019 году студенты педколледжа приняли участие во
Всероссийском
конкурсе
«Солдат
истории»,
который
организовало
Российское
военно
–
историческое
общество
Москвы,
где
дикторы
–
любители
соревновались
с
профессиональными
ведущими
радио
России.
Успехи студентов, отмеченные многочисленными дипломы, сертификатами и
высшей
наградой
-
премией
Гран
При
в
конкурсе
«Студвесна
-
2019»
стимулируют и вдохновляют их на творчество и высокие достижения.
На занятиях и консультациях в студии радио ВИП студенты учатся не
только
грамотному
и
выразительному
прочтению
текстов
передач,
они
осваивают
принципы
музыкального
оформления
радиопередач,
их
дистанционную
запись
с
помощью
программы Audacity, учатся
делать
монтаж
собственных
радиопередач.
Радио
интенсивно
развивается,
появляются новые рубрики, например, в 2019 году появилась рубрика –
Новости ИРКПО, в которой освещаются наиболее значимые события в жизни
педагогов
и
студентов.
Благодаря
наличию
разнообразных
видов
деятельности
в
студии
студенческого
радио,
студенты
расширяют
свой
кругозор,
овладевают
новой
информацией,
расширяют
словарный
запас,
развивают главный инструмент педагога – речь. Подчеркнём, что каждая
радиопередача
-
это
творческий
продукт,
это
музыкально
оформленное
законченное произведение, созданное студентом, музыкальным оформителем
и
монтажером
в
одном
лице
с
помощью
руководителя
студенческой
радиостудии.
Необходимо отметить, что совместную работу студентов -
дикторов
характеризует
стремление
к
сотрудничеству,
взаимовыручке,
взаимопомощи. Старшие студенты, занимающиеся не первый в студии радио,
помогают первокурсникам освоить упражнения для четкой дикции, делятся
скороговорками,
объясняют
азы
монтажа
передач,
помогают
подбирать
соответствующее музыкальное оформление. В таком поведении студентов
проявляются их духовно – нравственные качества - толерантность и эмпатия.
Безусловно, все виды деятельности в студенческой студии радио ВИП
способствуют
развитию
и
воспитанию
духовно
–
нравственных
качеств
студента – будущего педагога, так как работа диктора требует совместной и
слаженной
работы,
взаимопомощи
и
сотрудничества,
отношения
с
пониманием к чужим чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, а
это и есть толерантность.
Список литературы
1.
Данилюк, А..Я. Концепция духовно-нравственного воспитания развития и
воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М.,
Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
2.
Жилавская
И.В.
Что
ищет
и
находит
молодое
поколение
в
СМИ
(по
материалам исследования «Влияние СМИ на молодежь») // Вестн. Моск. ун-
та. Сер.10. Журналистика. – 2007. – № 3.
3.
Колесникова,
А.В.
Ценностные
ориентиры
современной
студенческой
молодежи и их формирование посредством вузовского радио // «Вектор
науки» Тольяттинского ГУ. 2010. №2 (12). –73 с.
4.
Колесникова,
А.В.
Типологическая
характеристика
современного
студенческого радиовещания [Текст] А.В. Колесникова. – СПБ, 2011 – 24 с.
5.
Лясников, Н.В. Социально-экономические условия формирования духовной
культуры студенческой молодежи (социологический аспект): учеб. пособие.
– Н.В. Лясников, Ю.В. Лясникова. - М.: ВНИИФК, 2003. – 255 с.
6
.
Третьякова,
Е.
Н.Толерантность
как
духовно-нравственное
качество
личности: дисс.. канд. филос.наук : 09.00.13 / Е.Н. Третьякова.- СПБ.. - 2011.-
167 с.