Автор: Пудикова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С №28 "Дельфинчик"
Населённый пункт: г.о.Ступино Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития речи в дошкольном возрасте.
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития речи в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - это период, когда ребёнок активно усваивает
родной язык. К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой
всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное
и
правильное
овладение
ребенком
речью
является
важнейшим
условием
полноценного
психического
развития
и
одним
из
направлений
в
педагогической работе дошкольного учреждения.
В настоящее время выросли требования к речевому развитию детей
дошкольного
возраста.
Дети
должны
достигнуть
определенного
уровня
развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти
от диалогической речи к связному высказыванию.
По требованиям ФГОС речевое развитие детей
в
дошкольном возрасте
включает
в
себя: владение литературными нормами и правилами родного
языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих
мыслей, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая
работа.
При
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
мы
используем
следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей,
культурная
языковая
среда,
обучение
родной
речи
и
языку
на
занятиях,
чтение художественной литературы.
Большое значение в развитии речи имеет интегрированный подход,
при его помощи ребёнок может приобрести не только конкретные знания о
предметах и явлениях, но у него формируется целостная картина мира.
Дети младшего дошкольного возраста свободно вступают в контакт не
только с близкими, но и с посторонними людьми. Инициатива от общения
чаще
всего
исходит
от
ребенка.
Возможность
расширить
свой
кругозор,
желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и
чаще обращаться к взрослым с самыми разными вопросами. Ребёнок хорошо
понимает,
что
каждый
предмет,
действие,
совершаемое
им
самим
или
взрослым,
имеет
не
только
название,
но
обозначается
словом.
У
детей
четвертого года жизни еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они
не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.
К
пятилетнему
возрасту
словарный
запас
ребенка
достигает
приблизительно 1500-2000 слов. Словарь становится разнообразный. В их
речи, кроме существительных и глаголов, все чаще могут встретиться и
другие
части
речи.
Например:
местоимения,
наречия.
Появляются
числительные (один, два). Прилагательные, указывающие на отвлеченные
признаки
и
качества
предметов
(холодный,
горячий,
твердый,
хороший,
плохой). Дети могут больше пользовать служебными словами (предлогами,
союзами).
Они
нередко
используют
в
своей
речи
притяжательные
местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные ( папина чашка).
Словарным запасом, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе,
дает
ему
возможность
свободно
общаться
с
окружающими.
Ребёнок
интенсивно
овладевает
грамматическим
строем
языка
и
обогащается
его
словарь.
Дети
могут
допускать
грамматические
ошибки:
неправильно
согласуют
слова,
особенно
существительные
среднего
рода
с
прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. В таком
возрасте
ребенок
еще
не
способен
последовательно,
логично,
связно
и
понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем
которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему
сказки, рассказа. Речь все еще носит ситуативный характер. Ребенок говорит
короткие
распространенные
предложения,
иногда
отдаленно
связанные
между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных
вопросов не всегда возможно. Дети также не могут самостоятельно раскрыть
или описать содержание сюжетной картинки. Они лишь называют предметы,
действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают.
Словарный запас у детей увеличивается (от 2500 до З 000 слов к концу года),
и это даёт возможность ребенку точнее строить свои высказывания, излагать
мысли.
В
их
речи
все
чаще
появляются
прилагательные,
которыми
они
пользуются для обозначения признаков предметов, отражения временных и
пространственных
отношений.
При
определении
цвета,
кроме
основных,
могут
называть
дополнительные
(голубой,
темный,
оранжевый)..
Свои
высказывания дети строят из двух-трех и более простых распространенных
предложений, Дети начинают овладевать монологической речью и впервые
появляются предложения с однородными обстоятельствами, при этом резко
возрастает интерес к звуковому оформлению слов.
У детей старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование
всех
сторон
речи
ребенка.
Произношение
становится
чище,
фразы
развернутые, высказывания точны. При активной речи, дошкольник пытается
рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающие его поняли.
Когда он описывает предмет и явления он делает попытки передавать к ним
свое
эмоциональное
отношение.
Обогащение
и
расширение
словаря
происходит
не
только
за
счет
ознакомления
с
новыми
предметами,
их
свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и с
помощью
названий
отдельных
частей,
деталей
предметов,
за
счет
использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко
употреблять. В течении года словарь может увеличиться на 1000 - 1200 слов
(по
сравнению
с
предшествующим
возрастом),
но
установить
точное
количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К шести годам
дети более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например
не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса,
медведь,
волк
-
это
дикие
звери,
а
корова,
лошадь,
кошка
-
домашние
животные.
При
этом
они
используют
в
своей
речи
отвлеченные
существительные, прилагательные, глаголы. Большинство слов из пассивного
запаса слов переходят в активный словарь.
Связная речь невозможна без овладения грамматически правильной речи.
Дети
овладевают
грамматическим
строем,
и
пользуются
им
достаточно
свободно. В их речи все еще могут встречаться грамматические ошибки.
Грамматически правильная речь детей во многом зависит от того, как часто
взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая
правильный образец. Произношение у них мало чем отличается от речи
взрослых, затруднения бывают лишь в тех случаях, когда в речи встречаются
трудные
для
произношения
новые
слова,
большое
количество
сочетания
звуков, которые, произнося, они еще недостаточно четко дифференцируют. К
семилетнему
возрасту
при
условии
систематической
работы
над
звукопроизношением они и с этим вполне хорошо справляются.
В
этом
возрасте
они
достигают
довольно
высокий
уровень
в
речевом
развитии. Они правильно произносят все звуки родного языка, отчетливо и
ясно
произносит
слова,
имеет
необходимый
для
свободного
общения
словарный запас, правильно могут пользоваться многими грамматическими
формами и категориями.
Речь
детей
становиться
все
более
точной
в
структурном
отношении,
достаточно
развернутой,
логически
последовательной.
При
пересказах,
описаниях
предметов
отмечается
четкость
изложения,
чувствуется
завершенность высказывания.
Развитие речи - это процесс длительный и сложный, чтобы дети хорошо
овладели
своей
родной
речью,
говорили
правильно
и
красиво
важна
совместная работа родителей и педагогов.