Напоминание

Формирование культуры умственного труда на уроках русского языка


Автор: Цветкова Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Афоньевская ООШ"
Населённый пункт: Волоконовский район Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры умственного труда на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад





Методика формирования культуры умственного труда на уроках

русского языка в начальной школе

© Автор: Цветкова Екатерина Николаевна
Одним из путей интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка нам видится совершенствование способов их практической деятельности на всех этапах урока через использование различных комбинаций способов практической деятельности. В основе предлагаемого подхода лежит организация учебно- познавательной деятельности, направленная на комплексное решение задач интеллектуального развития. Рассмотрим возможности каждого структурного элемента урока русского языка в интеллектуальном развитии ученика. 1. Ежедневные минутки каллиграфии, предусмотренные программой начального обучения, должны быть направлены не только на совершенствование техники письма и исправление графических ошибок, но и решать задачи совершенствования логического мышления. Наиболее эффективны в решении этой задачи, на наш взгляд, такие задания, в основе которых лежат приёмы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Например, умение анализировать формируется при выполнении таких упражнений: А) Прочитай. Какие элементы пропущены? Выпиши эти элементы, пропиши до конца строки. Какие буквы имеют данные элементы? Напиши их. Че.. ёмуха душистая С весно.. рас.. вела И ветки золотистые, Что кудри завила. (С.Есенин. «Черёмуха».) Б) Прочитай. Какие элементы пропущены? Спиши, вставляя нужные элементы.
Бел.. й снег п.. шистый В воздухе кружитс.. И на зем.. ю тихо Падает, ложится. (И.Суриков. «Зима».) (Упражнения А, Б из опыта работы учителя Н.А.Бондаренко. Другие задания составлены автором работы). В) Продолжи цепочку сочетаний. Сколько получится сочетаний? Почему? Ба ве гё ди … Кса Лте Мфё Г) По какому принципу составлены сочетания? Дополни цепочку. Бво вгп гдр дес… ям л ык… Д) Запиши только те слова, в которых нет среднего соединения. Январь февраль март апрель май июнь июль Приёмы синтеза используются при выполнении следующих упражнений: А) Составь из данных элементов буквы и запиши их. Б) Какие буквы можно составить из данных элементов? Запиши их. Приёмы сравнения лежат в основе таких заданий: А) Назови буквы, в которых есть одинаковые элементы, запиши их в соединении с другими буквами. У в р д б а ж Б) Сравни буквы, запиши те элементы, которые есть не менее чем в трёх буквах. Ф а с х о ж г д т г в р В) Какая буква есть во всех словах? Выпиши эти слова. Зима, весна, лето, осень Умение обобщать и классифицировать можно совершенствовать, предлагая задания:
А) Объедини в одну группу буквы по сходству элементов и запиши их. Вв Зз Ее Дд Оо Сс Б) Запиши сначала сочетания с нижним соединением, затем со средним и верхним. На следующей строке запиши по одному слову с каждым видом сочетаний. Ви Вы Вл ве ва во вв въ вь В) Сгруппируй буквы. Какие варианты объединения букв возможны? При записи используй несколько вариантов. А т п М Л г и Я я ш й И Предложенные виды заданий закрепляют и развивают такие основные психологические характеристики познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Развитию творческого воображения и образного мышления детей способствует использование загадок с последующим написанием буквы. Отгадывание букв по составляющим элементам или по сопоставлению с другими буквами является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы ребёнка, а занимательность материала повышает интерес и познавательную активность. Можно предложить загадки: 1) Эту букву я возьму, Если в дождик побегу. (Р) 2) Если захотим мы сесть, Буква-стульчик у нас есть. (Кк, Нн) 3) Эти буквы так похожи, Словно сёстры-близнецы, Только маленькие точки Различать помогут их. (ЕЁ, её) 4) Эта буква – элемент, Никаких наклонных нет. (О о) 5) Эту букву без труда
Сможешь ты узнать всегда: Три наклонных над строкой, А над ними крыша. (Т) Интересен опыт работы Ю.В. Гурина по использованию загадок. Дети определяют букву на основе сопоставления написания слов [9, 66]: 1) На солнце порой незаметна она, Зато на луне всем прекрасно видна. (л) 2) С зимой она не дружит, А осени послужит, С весной в ладах и с летом, Скажите, что же это? (е) 3) Три уносит бурундук, Две положим мы в сундук. В твоей руке ещё одна, Ты догадался, кто она? (у) Активизировать внимание учащихся можно соревновательными элементами. Перед учеником ставится задача, при которой всегда есть победитель: 1. Кто аккуратнее. 2. Письмо без ошибок. 3. Самый точный (на строке должно быть определённое количество букв) и подобные. Соревнование можно проводить по рядам, парами, группами, между девочками и мальчиками. Использование на этапе минуток каллиграфии игр, занимательного материала, соревновательных элементов, конкурсов, поисковых задач, элементов исследовательского метода вносит разнообразие в урок, способствует развитию логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению и т.д.), активизирует познавательную деятельность.
2. На этапе проведения словарной работы задания, направленные на интеллектуальное развитие, нами объединены в две группы: - задания, связанные с работой над лексическим значением слов; - задания, связанные с написанием слов. Рассмотрим виды заданий, связанные с лексической работой над словом. Люди мыслят словами (вербальное мышление) и образами (образное мышление), поэтому, чтобы представлять образы предметов в сознании, надо точно знать значение слов. Если смысл слова непонятен, то может быть неправильно или ошибочно понят смысл всего текста. При проведении словарной работы учитель должен добиться, чтобы под его руководством дети дали точное определение слова. «Определение – операция установления смысла незнакомого слова или предмета с помощью абсолютно знакомых слов. Таким образом, определение сводит неизвестное к известному и ограничивает значение одного слова от всех других слов и понятий. Определения имеют дело со свойствами предметов, признаками и отличительными особенностями предметов», - считает Л.Ф. Тихомирова. Формулировка определений слов – сложная, творческая, кропотливая и ответственная умственная работа, способствующая развитию логического мышления. В основе её лежат приёмы анализа, синтеза, обобщения. Учитель должен знакомить учащихся с различными способами формулирования определений: 1) Перечислить свойства предмета или описать предмет: «Теплица – тёплое, с покрытием из прозрачного материала помещение». 2) Перечислить функции предмета (зачем он сделан): «Телефон – приспособление для передачи и приёма звуков по проводам с помощью электричества». Этим способом удобно давать определения рукотворным предметам и профессиям. 3) Указать на антифункцию: «Конец, финиш, остановка, тупик – противоположность началу».
4) Сравнить с заведомо известным предметом: «Кнопка – тонкий короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой». 5) Указать происхождение или способ изготовления предмета: «Топор – орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой». «Салют – приветствие выстрелами, ракетами». 6) Подобрать синоним: «Вежливый – учтивый, предупредительный, обходительный, любезный». Формулирование определения – хороший способ заставить ребёнка думать. 3. При изучении и закреплении материала возможны различные упражнения, направленные на воспитание культуры умственного труда. В выполнении видов заданий, связанных с написанием слов, главную трудность представляет неумение определить орфограмму, её опознавательные признаки, соотнести теоретические знания с новой учебной задачей. Поэтому учитель проводит работу в трёх направлениях: - учит определять слабую позицию; - выделять опознавательные признаки орфограммы; - доказывать правильность выбора написания. Сознательности усвоения материала способствует графическое и словесное объяснение орфограммы. Методы и приёмы такой работы достаточно хорошо известны и подробно описаны в методической литературе, поэтому назовём лишь отдельные виды заданий, способствующие умственному развитию: 1) сгруппируйте слова в зависимости от правила написания; 2) выпишите слова, относящиеся к определённому правилу написания; 3) запишите только те слова, в которых безударная гласная е (а,о,и,я); 4) определите, на какое правило подобраны данные слова, сформулируйте его;
5) какие правила правописания нужно знать, чтобы правильно написать эти слова; 6) запишите слова в определённом порядке, объясните свой выбор; 7) определите, какие слова не относятся к правилу правописания безударных окончаний существительных в предложном падеже; 8) найдите третье лишнее слово.
Итак,

на

основе

вышеизложенного

можно

сделать

вывод
, что интеллектуальное развитие школьников осуществляется на всех этапах урока. При этом применяются различные виды упражнений, используются различные комбинации способов практической деятельности. Особенно важную роль играют частично-поисковые и проблемные задания, способствующие развитию логического мышления. Большое значение для развития творческого воображения и образного мышления имеет использование занимательного материала. Соревновательные элементы активизируют познавательную деятельность и помогают лучше усваивать материал.


В раздел образования