Напоминание

Формирование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР на уроках математики


Автор: Горина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №87
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР

на уроках математики»

Если

мы

хотим,

чтобы

разные

дети

могли

учиться

в

соответствии

со

своими способностями, интересами и потребностями, необходимо в первую

очередь так выстроить учебный процесс что бы для всех он был интересный,

понятный и творческий. Анализ работ В.А.Сухомлинского, Н.А. Менчинской,

З.И. Калмыкова, М.А. Холодная и др. показал, что дети, имеющие проблемы со

здоровьем нуждаются в таких технология и учебно-методических комплексах,

которые

обращены

к

их

практическому

опыту,

развитию

их

образных

представлений, учат работать с отдельными шагами алгоритма. Им необходим

такой темп работы и такие средства, которые помогают осознать материал и

применять его на подсознательном уровне. В.А. Сухомлинский отмечал, что

«истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех

физических

и

духовных

сил

и

венцом

этой

гармонии

является

радость

творчества».

Разнообразные

методики

и

методы

обучения

позволят

повысить

у

школьников

интерес

к

предмету

«математика»,

мотивацию

учебной

деятельности. В результате изучения эффекта их применения были выделены

следующие методические рекомендации к организации образовательного

процесса в классах для обучающихся с ЗПР.

На

уроках

математики

необходимо

создавать оптимальные условия для

усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено

отбору

базового

материала,

который

осуществляется

в

соответствии

с

принципом доступности. Последний

принцип

не

следует

понимать,

как

необходимость максимально

снизить

требования

к

уровню

знаний

и

умений. Речь идет о том, чтобы материал был по содержанию и объему,

посильным для учащихся, важно облегчить школьникам процесс овладения

материалом

посредством

детального

объяснения

с систематическим

повтором,

многократной

тренировкой

в

применении

знаний.

Обучение

математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным

для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности.

Необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать

усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном

ему темпе деятельности.

Дифференцированный

подход

предполагает

оптимальное

приспособление

учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям

каждого ученика. Целесообразно использовать

на

уроках

разноуровневые

карточки.

На

каждом

уроке

необходимо

использовать

занимательные

элементы, тем самым пробуждать интерес к предмету, развивать задатки

самосовершенствования личности – побуждать ученика работать самому, а

не только впитывать готовую информацию.

Решая нестандартные задачи, ученики испытывают радость приобщения к

творческому

мышлению,

интуитивно

ощущают

красоту

и

величие

математики.

Задачи

на

смекалку

воспитывают ученика, побуждают его к

наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие,

пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни

большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание

совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.

При изучении отдельных тем возможно применение эвристического метода

обучения. Учащимся не сообщать готовых, подлежащих

самостоятельному

«открытию»

правил,

сохраняется видимость

игры,

что

позволяет

поддерживать у ребенка иллюзию собственного открытия истины.

Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность

для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то

учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В

кабинете

должно

быть много

подсобного

материала

из

бумаги,

картона,

проволоки, пластилина и т.п.

Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся,

обычно

проводится

устный

счет

«гимнастика для

ума».

Учащиеся

обязательно

сначала

должны

посчитать

устно,

пусть

даже

самые

элементарные примеры. Можно проводить математические диктанты.

В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное

систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через

короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно

контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили

учащиеся

материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее

удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются

задания

в

виде

математического

диктанта.

Следует

выбрать

систему

повторения, к примеру, через 1, 3, 5, 7, 9 уроков.

Поскольку

в

математическом

диктанте

даются

уже

знакомые, ранее

отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух. Ценность

умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать

учителя, собеседников и вырабатывает многие другие положительные качества.

Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее.

Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка (диктант пишется

под

копировальную

бумагу,

верные ответы

записаны

на

доске),

взаимопроверка,

проверка

учителем. Учащиеся

могут

самостоятельно

проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно,

что недостаточно хорошо усвоено детьми.

Контроль и оценка знаний — важнейший момент в организации учебного

проце сса.

Можно

прове сти

фронтальный

опро с,

бл и ц о п р о с ,

опрос-«вертушку»

с

консультантами,

организовать работу парами или в

группе,

провести

тестирование,

самостоятельную

работу,

которые

обязательно

должны

проверяться

и

оцениваться

на

уроке.

Можно

использовать

различные

формы

быстрой

проверки,

например,

математический

ответ

получается

в виде слова, пословицы или рисунка

«звездное небо», и учителю сразу видно, где допущена ошибка.

Необходимо реализовывать межпредметные связи. Так, дети очень любят

самостоятельные

и

исследовательские

работы

в

форме

игры

«Дешифровщик»

-

выполнив

какое-то

математическое

задание,

дети

составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором

рассказал

учитель.

Задания

такого

типа

не

только

побуждают

ребенка

работать с интересом и азартом, но и развивают общую эрудицию учащихся.

Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку

целесообразно выставлять в конце урока. В течение урока каждый ученик

получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из

учащихся. Оценивая ученика

важно

помнить,

что

отметка

используется

правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и

в целом развитию учащихся.

Необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий:

дополнительные наводящие вопросы;

наглядность

-

картинные

планы,

опорные,

обобщающие

схемы,

«программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы,

которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении

учебного материала;

приемы-предписания

с

указанием

последовательности

операций,

необходимых для решения задач;

помощь в выполнении определенных операций;

образцы решения задач;

поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Одной из важнейших составляющих учебного процесса является домашняя

работа учащихся. Определяющее требование к домашним заданиям – не

только аккуратность, но и безусловная самостоятельность их выполнения.

Знания могут быть глубокими, полными и прочными только в том случае,

если

они

самостоятельно

продуманы,

прочувствованы,

усвоены

путем

преодоления некоторых трудностей.

Самостоятельный

поиск

и

самостоятельное

решение

вопросов

воспитывает у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих

силах,

формирует

потребность

самостоятельно

заниматься

учебной

деятельностью, воспитывает навыки самообразования.

В

процессе

самостоятельной

домашней

работы

каждый

школьник

осуществляет

самоконтроль,

что

предполагает

развитие

умений

анализировать

свои

знания,

находить

недочеты

и

ошибки

и

затем

исправлять их.

Поскольку учебная мотивация детей с ЗПР достаточно низкая, то задания

для домашней работы должны быть максимально интересны учащимся –

должны

пробуждать

у

них

стремление

к

самостоятельной

учебной

деятельности, развивать кругозор.

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают

психологи,

играет

уровень

развития

познавательных

процессов:

внимания,

восприятия,

наблюдения,

воображения,

памяти,

мышления.

Развитие

и

совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при

целенаправленной

работе

в

этом

направлении,

что

повлечет

за

собой

и

расширение познавательных возможностей детей.

Задания, направленные на развитие «самостоятельности»

Чтобы

познавательный

интерес

постоянно

подкреплялся,

получал

импульсы

для

развития,

использовались

средства,

вызывающие

у

ученика

ощущение, сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени

его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие

другие

приемы,

побуждающие

ученика

осмыслить

свою

деятельность,

неуклонно вели к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие внимания

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, которая

во

многом

зависит

от

степени

сформированности

такого

познавательного

процесса как внимание.

Поэтому

в

учебный

материал

включались

содержательно-логические

задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его

объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на

другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах

2.Пересчет

предметов,

изображенных

неоднократно

пересекающимися

контурами

3. Отыскание чисел по таблицам Шульте

4. Быстрее нарисуй

5. Найди, кто спрятался

6. Найди сходство и различие

7. Прочитай рассыпанные слова

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Восприятие

это

основной

познавательный

процесс

чувственного

отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном

действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической

деятельности

как

взрослого

человека,

так

и

ребенка,

основой

ориентации

человека

в

окружающем

мире,

в

обществе.

Психологические

исследования

показали,

что

одним

из

эффективных

методов

организации

восприятия

и

воспитания

наблюдательности

является

сравнение.

Восприятие

при

этом

становится

более

глубоким.

В

результате

игровой

и

учебной

деятельности

восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1. Подбери заплатку к сапожку

2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки

3. Упражнение Геометрические фигуры

4. Упражнение Треугольники

5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями

6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы

7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера

8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого

и черного цвета

9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами

Задания, направленные на развитие логического мышления

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им

знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной

школе

необходимо

научить

детей

анализировать,

сравнивать

и

обобщать

информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только

действительности,

но

и

абстрактного

мира.

Ничто

так,

как

математика,

не

способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее

изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою

очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы

8. Комбинаторные задачи

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки

считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех

известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает

быть

человеком.

Многие

выдающиеся

личности

обладали

феноменальной

памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей

логарифмов.

Но

следует

знать

и

о

том,

что

хорошая

память

не

всегда

гарантирует

ее

обладателю

хороший

интеллект.

Психолог

Т.Рибо

описал

слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки

память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных

способностей. У школьников более развита память наглядно образная, чем

смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета,

события.

Необходимо

развивать

логическую

память.

Учащимся

приходится

запоминать

определения,

доказательства,

объяснения.

Приучая

детей

к

запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их

мышления.

1. Запомни числа.

2. Запомни математические термины.

3. Цепочка слов.

4. Рисуем по памяти узоры.

5. Запомни и воспроизведи рисунки

6. Зрительные диктанты

7. Слуховые диктанты

Разминки

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс,

развивает

быстроту

реакции,

умение

слушать

и

слышать

вопрос,

четко

и

конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети,

которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются

публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут.

В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки

домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты

(репродуктивные)

и

требуют

однозначный,

быстрый

ответ,

проверяющий

знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.

Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой

темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего

задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю,

месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.

Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их

обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа

ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько

ответов можно поставить себе «+».

Буквенный диктант

Его

можно

использовать

перед

объяснением

новой

темы.

Не

учитель

называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают

про

себя

на

вопрос,

а

записывают

лишь

первую

букву

ответа.

Затем

из

выделенных слов учащиеся составляют слово.

При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются

из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса

и даже из кроссвордов.

Прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как в

теории, так и в практике.

Числовой диктант

При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются

сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними

какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-

первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы

не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины,

единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы

не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В-

третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы

ненавязчиво

заставляем

школьников

еще

раз

прочитать

текст

учебника,

поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для

них очень интересна.

Задания со сменой установки

Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей

по

теме,

но

и

развивать

зрительную

память,

быстроту

реакции,

внимание.

Почему

прием

носит

такое

название?

В

этом

случае

мы

чуть-чуть

«обманываем»

детей,

говоря,

что

будет

выполняться

тест,

проверяющий

и

развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим

задачу, выполним упражнение» и т. д. Мы меняем формулировку задания, зная,

что

кроме

развития

памяти

одновременно

проверяем

качество

усвоения

программного материала.

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько

чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем

задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя

(отвечают хором) или письменно в тетрадях.

Приемы

повышения

интереса

учащихся

к

обучению,

о

которых

было

сказано, показывают их высокую эффективность не только для качественного

формирования

знаний,

но

и

для

развития

познавательных

способностей

обучающихся, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации

их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.



В раздел образования