Автор: Горина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №87
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР на уроках математики
Раздел: среднее образование
«Формирование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР
на уроках математики»
Если
мы
хотим,
чтобы
разные
дети
могли
учиться
в
соответствии
со
своими способностями, интересами и потребностями, необходимо в первую
очередь так выстроить учебный процесс что бы для всех он был интересный,
понятный и творческий. Анализ работ В.А.Сухомлинского, Н.А. Менчинской,
З.И. Калмыкова, М.А. Холодная и др. показал, что дети, имеющие проблемы со
здоровьем нуждаются в таких технология и учебно-методических комплексах,
которые
обращены
к
их
практическому
опыту,
развитию
их
образных
представлений, учат работать с отдельными шагами алгоритма. Им необходим
такой темп работы и такие средства, которые помогают осознать материал и
применять его на подсознательном уровне. В.А. Сухомлинский отмечал, что
«истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех
физических
и
духовных
сил
и
венцом
этой
гармонии
является
радость
творчества».
Разнообразные
методики
и
методы
обучения
позволят
повысить
у
школьников
интерес
к
предмету
«математика»,
мотивацию
учебной
деятельности. В результате изучения эффекта их применения были выделены
следующие методические рекомендации к организации образовательного
процесса в классах для обучающихся с ЗПР.
На
уроках
математики
необходимо
создавать оптимальные условия для
усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено
отбору
базового
материала,
который
осуществляется
в
соответствии
с
принципом доступности. Последний
принцип
не
следует
понимать,
как
необходимость максимально
снизить
требования
к
уровню
знаний
и
умений. Речь идет о том, чтобы материал был по содержанию и объему,
посильным для учащихся, важно облегчить школьникам процесс овладения
материалом
посредством
детального
объяснения
с систематическим
повтором,
многократной
тренировкой
в
применении
знаний.
Обучение
математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным
для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности.
Необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать
усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном
ему темпе деятельности.
Дифференцированный
подход
предполагает
оптимальное
приспособление
учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям
каждого ученика. Целесообразно использовать
на
уроках
разноуровневые
карточки.
На
каждом
уроке
необходимо
использовать
занимательные
элементы, тем самым пробуждать интерес к предмету, развивать задатки
самосовершенствования личности – побуждать ученика работать самому, а
не только впитывать готовую информацию.
Решая нестандартные задачи, ученики испытывают радость приобщения к
творческому
мышлению,
интуитивно
ощущают
красоту
и
величие
математики.
Задачи
на
смекалку
воспитывают ученика, побуждают его к
наблюдательности, развивают умение логически мыслить. Любое открытие,
пусть самое маленькое, сделанное при решении хитроумной задачи, сродни
большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание
совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.
При изучении отдельных тем возможно применение эвристического метода
обучения. Учащимся не сообщать готовых, подлежащих
самостоятельному
«открытию»
правил,
сохраняется видимость
игры,
что
позволяет
поддерживать у ребенка иллюзию собственного открытия истины.
Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность
для работы всех анализаторов. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то
учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В
кабинете
должно
быть много
подсобного
материала
из
бумаги,
картона,
проволоки, пластилина и т.п.
Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся,
обычно
проводится
устный
счет
—
«гимнастика для
ума».
Учащиеся
обязательно
сначала
должны
посчитать
устно,
пусть
даже
самые
элементарные примеры. Можно проводить математические диктанты.
В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное
систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через
короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно
контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили
учащиеся
материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее
удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются
задания
в
виде
математического
диктанта.
Следует
выбрать
систему
повторения, к примеру, через 1, 3, 5, 7, 9 уроков.
Поскольку
в
математическом
диктанте
даются
уже
знакомые, ранее
отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух. Ценность
умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать
учителя, собеседников и вырабатывает многие другие положительные качества.
Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее.
Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка (диктант пишется
под
копировальную
бумагу,
верные ответы
записаны
на
доске),
взаимопроверка,
проверка
учителем. Учащиеся
могут
самостоятельно
проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно,
что недостаточно хорошо усвоено детьми.
Контроль и оценка знаний — важнейший момент в организации учебного
проце сса.
Можно
прове сти
фронтальный
опро с,
бл и ц о п р о с ,
опрос-«вертушку»
с
консультантами,
организовать работу парами или в
группе,
провести
тестирование,
самостоятельную
работу,
которые
обязательно
должны
проверяться
и
оцениваться
на
уроке.
Можно
использовать
различные
формы
быстрой
проверки,
например,
математический
ответ
получается
в виде слова, пословицы или рисунка
«звездное небо», и учителю сразу видно, где допущена ошибка.
Необходимо реализовывать межпредметные связи. Так, дети очень любят
самостоятельные
и
исследовательские
работы
в
форме
игры
«Дешифровщик»
-
выполнив
какое-то
математическое
задание,
дети
составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором
рассказал
учитель.
Задания
такого
типа
не
только
побуждают
ребенка
работать с интересом и азартом, но и развивают общую эрудицию учащихся.
Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку
целесообразно выставлять в конце урока. В течение урока каждый ученик
получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из
учащихся. Оценивая ученика
важно
помнить,
что
отметка
используется
правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и
в целом развитию учащихся.
Необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий:
дополнительные наводящие вопросы;
наглядность
-
картинные
планы,
опорные,
обобщающие
схемы,
«программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы,
которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении
учебного материала;
приемы-предписания
с
указанием
последовательности
операций,
необходимых для решения задач;
помощь в выполнении определенных операций;
образцы решения задач;
поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Одной из важнейших составляющих учебного процесса является домашняя
работа учащихся. Определяющее требование к домашним заданиям – не
только аккуратность, но и безусловная самостоятельность их выполнения.
Знания могут быть глубокими, полными и прочными только в том случае,
если
они
самостоятельно
продуманы,
прочувствованы,
усвоены
путем
преодоления некоторых трудностей.
Самостоятельный
поиск
и
самостоятельное
решение
вопросов
воспитывает у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих
силах,
формирует
потребность
самостоятельно
заниматься
учебной
деятельностью, воспитывает навыки самообразования.
В
процессе
самостоятельной
домашней
работы
каждый
школьник
осуществляет
самоконтроль,
что
предполагает
развитие
умений
анализировать
свои
знания,
находить
недочеты
и
ошибки
и
затем
исправлять их.
Поскольку учебная мотивация детей с ЗПР достаточно низкая, то задания
для домашней работы должны быть максимально интересны учащимся –
должны
пробуждать
у
них
стремление
к
самостоятельной
учебной
деятельности, развивать кругозор.
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают
психологи,
играет
уровень
развития
познавательных
процессов:
внимания,
восприятия,
наблюдения,
воображения,
памяти,
мышления.
Развитие
и
совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при
целенаправленной
работе
в
этом
направлении,
что
повлечет
за
собой
и
расширение познавательных возможностей детей.
Задания, направленные на развитие «самостоятельности»
Чтобы
познавательный
интерес
постоянно
подкреплялся,
получал
импульсы
для
развития,
использовались
средства,
вызывающие
у
ученика
ощущение, сознание собственного роста.
Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени
его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие
другие
приемы,
побуждающие
ученика
осмыслить
свою
деятельность,
неуклонно вели к формированию стойкого познавательного интереса.
Развитие внимания
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, которая
во
многом
зависит
от
степени
сформированности
такого
познавательного
процесса как внимание.
Поэтому
в
учебный
материал
включались
содержательно-логические
задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его
объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на
другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
2.Пересчет
предметов,
изображенных
неоднократно
пересекающимися
контурами
3. Отыскание чисел по таблицам Шульте
4. Быстрее нарисуй
5. Найди, кто спрятался
6. Найди сходство и различие
7. Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие
–
это
основной
познавательный
процесс
чувственного
отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном
действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической
деятельности
как
взрослого
человека,
так
и
ребенка,
основой
ориентации
человека
в
окружающем
мире,
в
обществе.
Психологические
исследования
показали,
что
одним
из
эффективных
методов
организации
восприятия
и
воспитания
наблюдательности
является
сравнение.
Восприятие
при
этом
становится
более
глубоким.
В
результате
игровой
и
учебной
деятельности
восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
1. Подбери заплатку к сапожку
2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
3. Упражнение Геометрические фигуры
4. Упражнение Треугольники
5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями
6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы
7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера
8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого
и черного цвета
9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами
Задания, направленные на развитие логического мышления
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им
знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной
школе
необходимо
научить
детей
анализировать,
сравнивать
и
обобщать
информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только
действительности,
но
и
абстрактного
мира.
Ничто
так,
как
математика,
не
способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее
изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою
очередь занимается математическая логика.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные задачи
Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки
считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех
известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает
быть
человеком.
Многие
выдающиеся
личности
обладали
феноменальной
памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей
логарифмов.
Но
следует
знать
и
о
том,
что
хорошая
память
не
всегда
гарантирует
ее
обладателю
хороший
интеллект.
Психолог
Т.Рибо
описал
слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки
память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных
способностей. У школьников более развита память наглядно образная, чем
смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета,
события.
Необходимо
развивать
логическую
память.
Учащимся
приходится
запоминать
определения,
доказательства,
объяснения.
Приучая
детей
к
запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их
мышления.
1. Запомни числа.
2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов.
4. Рисуем по памяти узоры.
5. Запомни и воспроизведи рисунки
6. Зрительные диктанты
7. Слуховые диктанты
Разминки
Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс,
развивает
быстроту
реакции,
умение
слушать
и
слышать
вопрос,
четко
и
конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети,
которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются
публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут.
В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки
домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты
(репродуктивные)
и
требуют
однозначный,
быстрый
ответ,
проверяющий
знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.
Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой
темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего
задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю,
месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.
Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их
обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа
ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько
ответов можно поставить себе «+».
Буквенный диктант
Его
можно
использовать
перед
объяснением
новой
темы.
Не
учитель
называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают
про
себя
на
вопрос,
а
записывают
лишь
первую
букву
ответа.
Затем
из
выделенных слов учащиеся составляют слово.
При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются
из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса
и даже из кроссвордов.
Прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как в
теории, так и в практике.
Числовой диктант
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются
сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними
какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во-
первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы
не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины,
единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы
не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В-
третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы
ненавязчиво
заставляем
школьников
еще
раз
прочитать
текст
учебника,
поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для
них очень интересна.
Задания со сменой установки
Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей
по
теме,
но
и
развивать
зрительную
память,
быстроту
реакции,
внимание.
Почему
прием
носит
такое
название?
В
этом
случае
мы
чуть-чуть
«обманываем»
детей,
говоря,
что
будет
выполняться
тест,
проверяющий
и
развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим
задачу, выполним упражнение» и т. д. Мы меняем формулировку задания, зная,
что
кроме
развития
памяти
одновременно
проверяем
качество
усвоения
программного материала.
Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько
чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем
задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя
(отвечают хором) или письменно в тетрадях.
Приемы
повышения
интереса
учащихся
к
обучению,
о
которых
было
сказано, показывают их высокую эффективность не только для качественного
формирования
знаний,
но
и
для
развития
познавательных
способностей
обучающихся, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации
их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.