Автор: Удалова Ольга Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Солнечный"
Населённый пункт: г.о. Перевозский, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Перевозский Нижегородской области
"детский сад "Солнечный"
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе:
Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка
обидела"
Выполнила воспитатель: Удалова О.И.
2017 год
Тема: Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка
обидела".
Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать
небольшие сказки.
Задачи:
-Расширять
кругозор
детей.
Дать
понятие
о
том,
что
бычок
–
это
рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно
оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи,
развивать связную речь.
-Развивать
диалогическую
и
монологическую
речь,
память,
внимание,
выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
-Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-Формировать умение группировать слова одинаково звучащие, но имеющие
разное назначение.
-Воспитывать добрые чувства.
Словарная работа: бычок, пучеглазый, косматый.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание
иллюстраций рыб, морских животных; чтение стихов, сказок; заучивание
пословиц.
Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит "
" От худого слова – да навек ссора",
" Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других ",
" Как аукнется, так откликнется".
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте скажем им ,
здравствуйте, доброе утро!
( Педагог показывает солнышко и читает стихотворение)
Доброе утро!- птицы запели-
Добрые люди, встали с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
И к нам солнышко заглянуло.
Доброе, ласковое, нежное!
Педагог: Доброе утро, солнце (руки вверх)
Доброе утро, всем! (руки в стороны)
Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу.
В. - А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь поудобнее.
Солнышко у нас доброе, ласковое, нежное. Давайте и мы скажем ласковые
слова.
2.Игра "Скажи ласково"
-Солнце –солнышко
-Вода-водичка
-Птица- птичка
Лиса-лисичка
-Мама-мамочка
-Ягода-ягодка
-Собака-собачка (и т.д)
Молодцы!
-Ребята, а еще есть слова, которые называются "многозначные". У этих слов
названия
одинаковые,
а
значения
разные.
Посмотрите
у
меня
на
столе
карточки . Давайте поиграем в игру "Странные слова".
2. Игра "Странные слова."
Молодцы, справились.
В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Кто
такие эскимосы мы уже знаем. Давайте еще раз вспомним, как выглядят
эскимосы, их жилище и где они проживают.
В.- Где живут эскимосы
Дети: Эскимосы живут на севере.
Правильно, молодцы!
А героев сказки вы отгадаете через загадки , которые я вам загадаю :
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть -не мигаю,
Крылья есть -не летаю. (Рыба)
Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)
В. - Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким
интересным
названием
—
бычок. (На доску вешаю изображения героев
сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое
чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные
друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка,
голове.
3.. Чтение сказки .
В. - Сказка называется "Как лисичка бычка обидела".
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская,
высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и
запела:
- Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
- А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает:
-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я
косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
-А ты ему ничего не говорила?
-Сказала.
-Что ты ему сказала? – спросила лиса.
- А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
- Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.
4. Беседа по сказке.
В. - Как называется сказка?
Д. - " Как лисичка бычка обидела ".
В. - Где шла лисичка?
Д. - Лисичка шла по берегу моря.
В. - Кто высунулся из воды?
Д. - Из воды высунулся бычок - рыба морская.
В. - Какие слова пропела лисичка?
Д. - Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.
В. - Что ответил бычок?
Д. - У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. - Понравились слова бычка лисичке?
Д. - Нет, не понравились, она заплакала.
В. - Что спросила лиса – мать?
Д. - Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
В. - Как ответила лисичка?
Д. - Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и
в море жить ты не можешь.
В. - Что еще спросила лиса -мать?
Д. - А ты ему ничего не говорила?
В. - Что ответила лисичка?
Д. - Сказала, что он пучеглазый да большеротый.
В. - Какой вывод сделала мама-лиса?
Д. - Вот видишь, ты первая его и обидела.
5. Физкультминутка " Лисонька ".
( Дети встают из-за столов).
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
5. Подготовка детей к пересказу.
В. - А теперь, я вам предлагаю внимательно послушать сказку еще раз,
подумать и подготовиться к пересказу сказки.
6. Пересказ сказки детьми
7. Итог занятия.
В. –Чем занимались на занятии?
Д. – Играли в игры и пересказывали сказку
В. - Какую сказку вы сегодня слушали?
Д. - " Как лисичка бычка обидела ".
В. - Кто больше всех вам понравился?
Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.
В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.
В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от
окружающих? Почему?
Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на
друга. Каждый по своему особенный.
В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?
" Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит"
" От худого слова – да навек ссора "
" Как аукнется, так и откликнется "
" Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других "
В. - Какие вежливые слова вы знаете?
Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В. - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими,
добрыми друзьями!
.